«Великое переселение народов»:
Оксана Резникова, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН
Межстрановая миграция представляет собой устойчивую тенденцию современного мирового развития. В силу исторических причин постсоветское пространство оказалось в эпицентре трансграничных миграционных процессов. По данным Организации Объединенных Наций, в 2005 году в странах Содружества Независимых Государств (СНГ) насчитывалось 26 млн человек, родившихся за пределами республик своего проживания. По абсолютному числу граждан, родившихся за границей, Россия в том же году с 12,1 млн человек занимала второе место в мире после США и опережала занявшую третье место Германию. Украина с 6,8 млн жителей, родившихся за рубежом, находилась на 4-м месте, а Казахстан с 2,5 млн — на 17-м. В Узбекистане и Беларуси за рубежом родилось более миллиона человек. Согласно оценкам Мирового Банка, несколько отличающихся от данных ООН, по данному показателю Россия занимает второе место в мире после США, Украина — четвертое, а Казахстан — девятое.
В фокусе внимания настоящей статьи находятся два основных для постсоветских государств миграционных процесса: во-первых, порожденное распадом СССР и формированием на базе бывших советских республик независимых государств «великое переселение народов», во-вторых, трудовые миграции, стимулируемые большими разрывами в уровне социально-экономического развития новых государств и, соответственно, материального положения широких масс населения.
Распад СССР и формирование на основе бывших советских республик самостоятельных государств привели к интенсификации миграционных процессов, которые можно квалифицировать как «великое переселение народов» . В значительной мере эти процессы были подготовлены всем предшествующим периодом развития.
От советских республик — к моноэтническим государствам
В конце 1980-х и особенно первой половине 1990-х процесс «великого переселения народов» достигает апогея. Центром притяжения мигрантов с просторов бывшего СССР остается Россия и политически спокойная Беларусь. За 1989—1995 годы чистая миграция в Россию превысила 2,5 млн человек. Эмиграция из Казахстана за указанный период составила 1,2 млн человек, или 7,7% от населения республики на 1989 год. Для Узбекистана эти показатели составили 626 тыс. и 3,1%, Грузии — 601 тыс. и 11,1%. Кыргызстан и Таджикистан потеряли по 360 тыс. человек, или соответственно 8,4 и 7%.
Во второй половине 1990-х эмиграция из бывших республик в Россию заметно сокращается, а в Казахстане, Грузии и Узбекистане интенсивный отъезд населения продолжается.
Одним из важнейших последствий «великого переселения народов» стало усиление моноэтничности новых независимых государств, которая выражается в опережающем росте или более медленном сокращении численности титульных народов в сравнении с нетитульными. Во всех постсоветских государствах, исключая Россию, наблюдается повышение доли титульного этноса в совокупном населении. Помимо миграции нарастанию моноэтничности способствуют ассимиляция, а также различия в уровнях естественного воспроизводства различных народов. Однако в настоящей работе мы абстрагируемся от этих двух факторов, тем более что в большинстве бывших советских республик сокращение или стабилизация численности русского (и другого нетитульного) населения наблюдается на протяжении как минимум двух-трех последних десятилетий. В Грузии этот процесс наблюдается с 1959 года, Азербайджане — с 1970-го, Армении, Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане — с 1979 года.
Казахстан. С начала 1970-х годов и вплоть до 2003 года включительно Казахстан характеризовался отрицательной нетто-миграцией (см. диаграмму). За 1989—2000 годы из страны выехало 3,3 млн, а въехало 1,2 млн человек. С 2004 года Казахстан имеет небольшое положительное сальдо миграции. Всего за период 1989—2007 годов страну покинуло 3,81 млн, а въехало — 1,61 млн человек.
Постсоветские трудовые миграции
Трудовая миграция превратилась в важнейший фактор глобального развития. На рубеже XX и XXI веков численность трудовых мигрантов оценивалась специалистами Международной организации труда в 86 млн человек . В глобальную трудовую миграцию вовлечено подавляющее большинство стран мира. Если в 2001 году совокупные переводы трудовых мигрантов оценивались в 72 млрд долл., то в 2005 году они достигли 167 млрд. При этом речь идет о переводах только по официальным банковским каналам.
Заметные масштабы трудовая миграция приобрела и на постсоветском пространстве. По наиболее часто встречающимся консервативным оценкам, в миграцию труда здесь может быть вовлечено до 7—8,5 млн человек. Известно, что попытки обеспечить даже временную миграцию рабочей силы из трудоизбыточных в трудодефицитные республики СССР с помощью административных рычагов полностью провалились. То, что не удалось командно-административной системе, сделал рынок.
Разрывы в уровнях развития и материального благополучия постсоветских экономик огромны и после 1999 года только нарастают. Коэффициент вариации среднедушевого ВВП в СНГ в 2007 году составил 67%, а максимальный среднедушевой ВВП (Россия) в 8,9 раза превосходит минимальный (Таджикистан). Глубокие перепады в уровнях развития являются главным двигателем трудовой миграции между постсоветскими государствами.
Страны—доноры трудовых мигрантов
Донорами трудовых ресурсов выступают Армения, Азербайджан, Грузия, Кыргызстан, Таджикистан, Молдова, Узбекистан, Украина и до некоторой степени Беларусь. Несколько моментов заслуживают особого внимания.
Во-первых, в странах-донорах в трудовой миграции участвуют значительные контингенты экономически активного населения. В Кыргызстане, Молдове и Таджикистане в трудовую миграцию вовлечено до трети, а в Азербайджане и Грузии — от одной до двух пятых экономически активного населения.
Во-вторых, примерно 70% всех трудовых мигрантов на постсоветском пространстве (исключая страны Балтии) нацелены на Россию. В первую очередь это мигранты из республик Центральной Азии и Кавказа. Помимо России центральноазиатские и в меньшей степени кавказские трудовые мигранты ориентированы на Казахстан. Мигранты из Украины примерно поровну распределяются между Россией и Европой. На европейские страны в значительной степени ориентируются и международные отходники из Молдовы.
В-третьих, для стран—экспортеров рабочей силы переводы мигрантов стали важным фактором экономического развития. В Таджикистане и Кыргызстане переводы мигрантов из России достигают 11—14%, Азербайджане — 8%, а в Молдове и Грузии — 5—6% валового внутреннего продукта.
Страны—реципиенты трудовых мигрантов
Крупнейшим импортером труда на постсоветском пространстве является Россия. Согласно официальным источникам Федеральной миграционной службы России, привлечение иностранных работников на законных основаниях в экономику России возросло со 129 тыс. человек в 1994 году до 1500 тыс. — в 2006-м. Нерегулируемый поток трудовых мигрантов намного масштабнее.
Специалисты по изучению миграции, как правило, избегают давать прямые абсолютные оценки трудовых мигрантов в России, предпочитая оперировать относительными показателями. Так, в одном из сравнительно недавних исследований отмечается, что если по официальным данным доля иностранной рабочей силы составляет примерно 0,5% от всех занятых в российской экономике, то реально эта доля доходит до 5—7%, что соответствует уровню таких стран, как Бельгия, Франция и Швеция. Притом что в 2005 году официальная оценка занятости в России составляла 68,285 млн, в абсолютных цифрах мы выходим на 3,4—4,8 млн человек. Напомним, что, по нашей грубой оценке, численность трудовых мигрантов в российской экономике составляет 5—6 млн человек.
Наряду с Россией сравнительно крупным реципиентом трудовых мигрантов на постсоветском пространстве является Казахстан. В 2000—2007 годах наращивание производства и экспорта нефти, а также металлов низкой степени переработки вывело эту страну в лидеры постсоветского и даже мирового экономического роста. Сравнительно высокий уровень жизни и уровень зарплат делает Казахстан привлекательным для рабочих мигрантов из бывших советских республик, особенно близлежащих центральноазиатских государств. Не обладающие запасами природного сырья экспортного значения Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан переживают глубочайшую социально-экономическую катастрофу. Подавляющая часть населения этих республик прозябает в бедности и нищете. Потенциал экономического роста, а значит, и возможности трудоустройства здесь, несмотря на успокаивающую официальную статистику, невелики. Разрыв в уровнях оплаты труда в Казахстане, с одной стороны, и в Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане — с другой постоянно растет. В 2006 году средняя зарплата по экономике в целом в Казахстане в 4—5 раз превосходила кыргызский и узбекский уровни и в 9—10 раз — таджикский уровень.
Как отмечалось выше, вплоть до 2004 года Казахстан имел отрицательный баланс миграции населения. За последние два-три десятилетия из республики выехало несколько миллионов квалифицированных специалистов. Примерно 45% выехавших из Казахстана в 1990-е годы — лица с высшим и средним специальным образованием. В результате дефицит квалифицированной рабочей силы и специалистов в Казахстане ощущается много острее, чем в России.
Важным дополнительным стимулятором трудовой миграции в Казахстан из Узбекистана и Таджикистана является традиционное присутствие в стране многочисленной узбекской общины. Согласно переписи 1989 года в КазССР проживало 352 тыс. узбеков, причем 285 тыс. из них, или четыре пятых, было компактно расселено в южной Чимкентской области в приграничье с Узбекистаном. Трансграничные этнические сети заметно облегчают мигрантам поиск работы и обеспечивают их быструю адаптацию к новым условиям жизни.
Общая численность рабочих мигрантов в Казахстане неизвестна. Согласно официальным данным, в 2005 году в страну прибыло всего 53,7 тыс. трудовых мигрантов, среди которых преобладают граждане стран СНГ, преимущественно Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана. Реальное число иностранных рабочих в Казахстане в разы превосходит данные официальной статистики. На 2002 год экспертные оценки колебались в пределах 200—500 тыс. человек. По некоторым данным число трудовых мигрантов в Казахстане (включая временных) приближается к 1 млн человек. Численность только таджикских рабочих (включая сезонников) оценивается в 400 тыс. Следует иметь в виду, что со второй половины 2007 года казахская экономика находится в ситуации латентной нестабильности, что, очевидно, снизило поток трудовых мигрантов в Казахстан.
Еще меньше достоверной информации об отраслевой структуре занятости иностранных рабочих. Считается, что примерно 60% работающих в Казахстане таджиков торгует рынке, 20% занято в строительстве, 10% — в промышленности и оставшиеся 10% — в различных отраслях сферы услуг. Географически иностранные рабочие концентрируются в южной столице Алматы, официальной столице Астане и граничащих с Узбекистаном южных областях.
Очевидно, что как со стороны спроса, так и со стороны предложения продолжают действовать мощные факторы, которые стимулируют массовую трудовую миграцию. Ведомый нефтедолларами экономический рост в Казахстане и России превращает две эти страны во все более привлекательный рынок для дешевой низко- и среднеквалифицированной рабочей силы из трудоизбыточных государств Центральной Азии и Кавказа. Тем более что Казахстан находится рядом с Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном. Ближе к 2010 году Россия вступит в острую фазу депопуляции, соответственно потребность российской экономики в импорте рабочей силы будет только расти.
Со своей стороны в Азербайджане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане высокие темпы демографического роста создают постоянное давление на рынок труда и нацеливают на миграцию все новые и новые контингенты рабочей силы. Трудовую миграцию стимулирует и тяжелое материальное положение, в котором прозябает подавляющая часть населения республик Кавказа, Центральной Азии, а также Молдовы и Украины.
В странах, принимающих трудовых мигрантов, налицо стремление поставить стихийное перемещение трудовых ресурсов под контроль. С этой целью ужесточается миграционное и трудовое законодательство, увеличиваются административные штрафы, которые работодатели обязаны выплачивать за использование нелегальной рабочей силы. Тем не менее эти меры имеют ограниченный эффект. Тотальная коррупция, а главное — огромные масштабы миграции затрудняют попытки поставить перетоки трудовых ресурсов под контроль. Тем более что дивергенция стран постсоветского пространства по уровню экономического развития и доходам углубляется, что объективно стимулирует перемещение больших масс труда из беднейших в относительно успешные страны.
Распад СССР и формирование на основе бывших советских республик самостоятельных государств привели к интенсификации миграционных процессов, которые можно квалифицировать как «великое переселение народов» .
В значительной мере эти процессы были подготовлены всем предшествующим периодом развития.
Перспективы постсоветских трансграничных миграций
Проведенный анализ показал, что межстрановые миграционные обмены на постсоветском пространстве стимулируются двумя мощными процессами: с одной стороны, распадом единого государства и становлением новых суверенных государств, что подталкивает концентрацию этносов в пределах «своих» государственных территорий, с другой стороны, нарастающей мобильностью труда в условиях глобализации.
К настоящему времени процесс «великого переселения народов» на свои исторические родины в основном завершился, как результат, затухает и межгосударственная миграция, порожденная данным процессом. С 2004 года положительный баланс миграции складывается в Казахстане, а с 2005 года — в Украине.
Перспективы трудовых трансграничных миграций на постсоветском пространстве определяются тремя факторами. Во-первых, разнонаправленными экономическими и демографическими процессами в государствах СНГ. Во-вторых, опережающим старением населения в постсоветских странах, являющихся реципиентами иностранной рабочей силы. В-третьих, возможностями альтернативной миграции в страны Европейского союза. Рассмотрим эти факторы более детально в указанном порядке.
Главным двигателем трудовой миграции между новыми независимыми государствами являются резкие и нарастающие разрывы в уровнях материального благополучия и возможностях трудоустройства. Большая их часть скатилась на дно мирового развития, а богатые природными ресурсами Казахстан и Россия закрепились в среднем его эшелоне. Вместе с тем именно сравнительно успешные экспортеры сырья, особенно Россия, вступили в длительную полосу депопуляции, в то время как наиболее слаборазвитые постсоветские республики, напротив, отличаются высокими темпами демографического роста. На относительно протяженный период разнонаправленность тенденций экономического и демографического развития создает объективную взаимозависимость между постсоветскими экономиками по линии фактора труда.
Действительно, согласно демографическому прогнозу ООН 2006 года, к 2015 году население Украины сократится по сравнению с 2005 годом на 7%, Грузии — на 6%, Беларуси и России — на 5%. Население в возрасте 15—64 года в Украине будет сокращаться еще быстрее. К 2015 году численность населения данной возрастной группы по сравнению с уровнем 2005-го снизится на 6%, к 2020-му — на 12%, а к 2030 году — на 22%. В абсолютном выражении численность экономически активного населения в 2005—2010 годах сократится более чем на 0,5 млн, а в 2010—2015 годах — почти на 1,5 млн человек. В 2015—2030 годах сокращение составит уже 5,2 млн человек. Это означает, что уже в самое ближайшее время украинская экономика столкнется с серьезным дефицитом рабочей силы. Вариант, при котором нарастающий дефицит трудовых ресурсов компенсируется взрывным ростом производительности труда, представляется маловероятным.
В 2010—2015 годах со снижением численности населения в трудоспособном возрасте столкнутся Беларусь и Молдова. От пятилетия к пятилетию это сокращение будет нарастать. Все это означает, что потенциал трудовой миграции в Россию из европейских республик СНГ близок к исчерпанию. Более того, некоторые эксперты не исключают, что Украина с ее более комфортными климатическими условиями сама может стать центром миграции населения из России. На ту же роль может претендовать и географически более близкая к Европе Беларусь.
Практически близок к исчерпанию и потенциал массовой трудовой миграции из Армении и особенно Грузии. После 2010 года в Грузии прогнозируется интенсивный сброс численности населения, который будет только ускоряться. Между 2010-м и 2015 годами здесь начнется снижение численности населения в трудоспособном возрасте, причем идти этот процесс будет по нарастающей.
В ближайшее десятилетие ускорятся депопуляция и старение населения в Латвии, Литве и Эстонии. В 2005—2015 и 2015—2025 годах численность населения в Латвии будет сокращаться быстрее, а в Литве и Эстонии — несколько медленнее, чем в России. Помимо всего прочего это означает, что на рынках труда стран Балтии вырастет спрос на импортную рабочую силу. Вместе с Украиной и Беларусью стабильные балтийские страны, включившиеся в общеевропейское пространство, будут притягивать рабочих мигрантов из западных республик СНГ, а также России.
Россия в ближайшие годы вступит в острую фазу депопуляции. К 2015 году ожидается , что российское население сократится по сравнению с уровнем 2005 года на 5%, а к 2030 году — на 19%. Численность трудоспособного населения будет сокращаться еще быстрее. Особенно напряженной обещает стать ситуация с возрастными группами 15—24 года и 40—49 лет. При этом продолжится процесс быстрого старения российского населения: если в 2005 году средний медианный возраст населения России составлял 37,3 года, то к 2015 году он поднимется до 38,8, а к 2020-му — до 40 лет.
В целом несколько менее острой обещает быть ситуация на рынке труда Казахстана. Однако и здесь после 2010 года численность возрастных групп 15—24 года и 40—49 лет будет снижаться ускоренными темпами. Компенсировать это снижение Россия и Казахстан могут только за счет притока мигрантов из трудоизбыточных Азербайджана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана.
Наконец, в ближайшей перспективе следует ожидать нарастания конкуренции за трудовых мигрантов между постсоветскими трудодефицитными странами и стареющей Европой.
Старение Европы будет сопровождаться кардинальной перестройкой рынков труда. Очевидно, одним из направлений этой перестройки станет увеличение спроса на труд мигрантов. Как уже отмечалось выше, в настоящее время трудовая миграция из Украины примерно поровну распределяется между российским и европейским рынками. Вероятно, данная пропорция в дальнейшем все более будет сдвигаться в пользу Европы. В возрастающей степени Европа будет становиться конкурентом постсоветских реципиентов иностранной рабочей силы.
Не исключено, что некоторые европейские страны могут пойти на упрощение процесса натурализации гастарбайтеров. Возможно также, что процедура натурализации культурно более близкого населения из европейских республик СНГ окажется сравнительно более простой в сравнении с аналогичной процедурой для трудовых мигрантов из мусульманских и африканских стран. Последнее особенно вероятно в случае дальнейшего усиления тенденции глобального цивилизационного противостояния. Все это существенно усилит привлекательность миграции в Европу из западных постсоветских республик.
Наряду с этим в европейский миграционный поток в возрастающей степени будут вливаться трудовые контингенты из самой России и Казахстана. Таким образом, Европа не только будет перетягивать на свою сторону потенциальных мигрантов из западных постсоветских республик, но и усилит свою роль в качестве центра притяжения для возрастающего числа квалифицированных рабочих из трудодефицитных постсоветских стран. Особенно это справедливо в отношении молодых возрастных групп, в которых дефицит трудовых ресурсов ощущается особенно остро. С другой стороны, это дополнительно повысит потенциальный спрос в российской и казахстанской экономиках на импортный труд из Азербайджана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана.
Все эти, как и многие другие, факторы говорят о том, что в обозримой перспективе демографическая перекройка постсоветского пространства, важную роль в которой принадлежит миграции, не только не замедлится, но даже интенсифицируется.
Тотальная коррупция, а главное — огромные масштабы миграции затрудняют попытки поставить перетоки трудовых ресурсов под контроль. Тем более что дивергенция стран постсоветского пространства по уровню экономического развития и доходам углубляется, что объективно стимулирует перемещение больших масс труда из беднейших в относительно успешные страны.
Комментариев пока нет