Что происходит между Зеленским и Коломойским?
Поддержать

Что происходит между Зеленским и Коломойским?

Известный спортивный журналист Галина Муленкова, путешественница, красавица, спортсменка и бывшая комсомолка, сегодня пишет книги, ведет свой YouTube канал и свой сайт, и по-прежнему исполняет под гитару бардовские песни. Те самые, на которых выросло не одно поколение советских романтиков.

Горы — это любовь

Она продолжает бывать в горах и писать об альпинизме, а минувшим летом участвовала в облете пика Победы, чтобы сделать фотографии склонов, на которых с воздуха пытались найти двух казахстанских альпинистов. К тому времени было известно, что Александр Чечулин скончался, а Мурат Отепбаев и Андрей Корнеев не выходили на связь.

Горы — это любовь, и это — навсегда. Для Галины горы стали еще и предметом изучения тонких материй. Так, в недавно изданную книгу «Алматинские легенды» (истории в духе мистического реализма), вошли рассказы альпинистов, дельтапланеристов, спелеологов и прочих экстремалов. Она говорит, что даже ни во что не верующие прагматики не раз становились свидетелями странных явлений, которые происходят с людьми вдали от цивилизации.

«Когда пришло время расстаться с телевидением, я первое время хваталась за разные проекты. Сняла для спортивного канала цикл программ о лечебной физкультуре и думала, что займусь подобной гимнастикой, но у меня не пошло — не мое. Тогда я решила создать канал на YouTube, для чего стала собирать мистические истории. Уверена, что для расширения сознания такие вещи знать необходимо. В кадре — живые люди, которые рассказывают о непознаваемом. Я знаю этих людей и верю им, как верю в то, что этот мир — очень странное место. Используя его величество Слово, я переписала эти истории для книги, выразив на бумаге то, что пережили мои друзья и знакомые, дополнила рассказами очевидцев, а после выхода «Легенд» мне стали звонить знакомые, предлагая свои мистические сюжеты. На все лето отправилась в Киргизию и, работая в турфирме на Тянь-Шане, собирала новые истории. Мне надо бы дописать начатую документальную повесть «Гипоксия» об Анатолии Букрееве и о команде, в которой он вырос, как альпинист, но когда в августе на Победе пропали наши ребята, я поняла, что сначала должна написать о них, начав  повествование с того момента, как они замолчали на горе, и закончив тем, что Победа их не отпустила. Это будет продолжением «Легенд», в издание войдут все новые истории», — говорит Галина.

Похоже, свой сильный характер, любовь к горам и экстриму она унаследовала от деда – Хабибуллы Абдрахманова, который в свое время отслужил снайпером в кавалерийском полку и получил документ, подписанный самим Семеном Буденным. Дед был тренером по стрельбе и заядлым охотником, он часто брал маленькую Галку в горы.

«Благодаря деду я много раз видела хрустальные родники, вдыхала назойливый запах фиолетовых цветов, которые в народе называют «кукушкины слезки», пряталась от дождя на склонах гор под исполинскими елями, — пишет в своей книге Галина Муленкова. — Я уже знала природу, цвета и формы имели для меня особое значение. А когда на кустах сирени набухали зеленые почки, я приносила домой крохотную веточку, ставила в стакан с водой и ждала, когда появятся нежные листики. Так весна для меня наступала раньше, чем для других».

Впрочем, и мама Галины была мотогонщицей и альпинисткой, так что деваться ей было некуда. Любовь к горам и романтике окончательно сформировалась уже во время учебы на журфаке и работе на радио. Из газет знала имена участников Первой Советской Гималайской экспедиции на Эверест, а когда стала ходить в горы, то ей очень хотелось стать частью этого клана сильных людей.

Поворот судьбы

В 1986 году на Памире Галина сорвала одну почку, и всякий спорт для нее закончился. Ей запретили брать в руки больше трех килограммов, и рюкзак мог больше не понадобиться.

«Зимой мне сделали операцию, а летом я пришла к знаменитому тренеру армейцев Ерванду Ильинскому и попросилась к нему в экспедицию, пообещав, что буду руководить сопровождающими альпинистов солдатами на кухне. Я искала любые способы попасть в горы, завидовала врачам, которые приезжали вместе с командой и могли жить в базовых лагерях. Тогда и выбрала альпинизм своей главной темой в журналистике, освещала все победы и неудачи в СМИ, сняла сотни сюжетов и десятки документальных фильмов, написала несколько книг. Известно, что свой пуд соли в горах с человеком съедаешь быстрее, поэтому в альпинизме мне интересны еще и психологические моменты, мотивы поступков, поведенческие реакции, мера ответственности за принятие решений и за тех, кто идет с тобой в связке, — говорит Галина. — Люди, как правило, не видят знаков вокруг себя. Мы приходим к пониманию тонких материй, только когда ложимся на больничную койку или стоим у черты. А важно научиться жить осознанно каждую минуту, понимать, что с тобой происходит и для чего».

«И почему мистика? Потому что я в это верю, потому что мир гораздо сложнее, глубже и шире, чем мы можем предположить, потому что нельзя объять необъятное и непостижимое, но стремиться к этому надо. Помню, в начале 90-х группа сотрудников Международного альпинистского лагеря залетела на Южный Иныльчек первым бортом. Нас было несколько человек, и мы все давно знали друг друга. Целый день мужики очищали места под палатки, вечером установили три кемпинга друг против друга, разбрелись по ним и застегнули молнии спальных мешков. Заснуть не успели — послышались тяжелые шаги, причем кто-то шел по морене в ботинках. Бум, бум, бум…

«Кто там?» — смело и громко спросил начальник лагеря.

Ответа не последовало, но шаги остановились, а через минуту стали удаляться в сторону ледника Звездочка. Но мы точно знали, что людей, кроме нас, там не было».

Один из лучших альпинистов СССР по итогам восхождений за 1990 год Ринат Хайбуллин, чья история фактически легла в основу «Алматинских легенд», ни во что не верил. Он технарь, и этим сказано все. Тридцать раз поднимался на семитысячники, принимал участие во Второй Советской Гималайской экспедиции на Канченджангу, участвовал в экспедиции ВЦСПС на Лхоцзе по Южной стене, был в составе сборной Казахстана на Дхаулагири на Западной стене, поднимался на Мак-Кинли, на его счету были одиночные восхождения на семитысячники СНГ. Он был одним из лучших скалолазов страны и при этом хорошо переносил высоту. В своей книге Галина описывает историю, которая произошла в 1994 году, когда она работала в экспедиции братьев Хайбуллиных. Ринат был настолько уверен в своих силах и собственной неуязвимости, что решил один сходить в альпийском стиле на пик Победы (7439 м), высочайшую вершину Тянь-Шаня. Началась пурга. Не успев засветло дойти до снежной пещеры, он сорвался и решил ночевать в снегу. И вдруг рядом с ним присел второй Ринат. Астральный двойник давал советы, велел повернуться набок и подложить под себя руку, расслабить застежки на пластиковых ботинках, чтобы не обморозил ноги, вынудил  достать из рюкзака газовую горелку, натопить снега и съесть плитку шоколада, который на 40-градусном морозе превращался в песок и царапал горло.

«В эзотерической литературе сказано, что встреча с астральным двойником грозит гибелью, и на спуске Ринат снова сорвался, но сумел задержаться с помощью французского айсбайля, а потом провалился в пузатую трещину, но успел выставить руки, — продолжает свой рассказ Галина. — Из истории альпинизма известно, что высоко в горах люди часто сталкиваются со странными явлениями. Слышат голоса, видят или слышат призраков. Ринат много лет молчал, но он услышал свой звонок и перестал совершать спортивные восхождения. Известен, например, случай, когда в Чехии водитель трамвая сбил своего астрального двойника, возникшего перед трамваем, и вскоре умер. Так что все, что с нами происходит, неспроста».


Памятник первопроходцам на Монблан в Шамони

У нее сложилось мнение, что на долю каждого человека отпущен некий объем испытаний, ментальная, психологическая, духовная, физическая ноша. Можешь растянуть эту программу на 90 лет, а можешь спалить за короткий срок, но чем сильнее горит, тем ярче. И важно научиться спрашивать себя, не «За что?», а «Для чего?».

«Есть такая категория людей, которая за единицу времени проживает больше, рискуя, ставя все на карту, балансируя на грани жизни и смерти, и с этими людьми интересно», — считает Галина.

На мой вопрос, может, у этих людей какая-то особая психика, собеседница отвечает: «Возможно, у них особое строение мозга. Но в горы ходят нормальные, разумные, жизнерадостные и активные люди. Например, в этом году знаменитый грузинский альпинист Гия Тортладзе, который много раз ходил с казахстанцами в высочайших горах мира, рассказал мне историю о том, как зимой, в Гималаях, на высоте 5700 метров ему удалось напиться воды. Но на такой высоте воды зимой не бывает, вокруг — только тонны льда. Вместе с напарником Гия шел больше  20 часов, потому что первый и второй лагеря были разрушены ветром. Вода в термосе давно закончилась, и он молился: «Господи, дай мне напиться!». Спускаясь среди ночи в базовый лагерь, остановился у небольшого замерзшего озерка, включил фонарик и видит, что по льду течет тоненький ручей. Зима, Гималаи, страшный мороз. Подумал – галлюцинации. Потрогал рукой — вода. Напился. Набрал в термос! Выходит, вымолил воду, которой там быть не могло по определению».

Галина считает, что полезно знать историю альпинизма, готовить к восхождениям не только тело, но и дух, и разум.

«Достаточно вспомнить трагическую историю 1996 года на Эвересте, участником которой был Анатолий Букреев. Чтобы стать участниками коммерческих экспедиций, люди платили огромные деньги, но налетела непогода, закончился кислород, и все, конец, — говорит Галина. — Букреев писал, что на высоте 8000 метров никто не может понести на себе другого, потому что там не умирают, там — не живут. Себя бы донести…».

Развитие коммерческого альпинизма многих заводит в тупик. Не имея достаточной подготовки, люди полагают, что можно купить восхождение на любую высоту, но это не так.  В СССР все было расписано пошагово, были высокие требования к вопросам безопасности, и это было правильно.

Счастье, деньги

В жизни Галины Муленковой был короткий период, когда она попыталась найти счастье в Канаде. Уехала на ПМЖ, но вскоре вернулась. Говорит, что мигранты там никто, а надо ли становиться никем и ничем ради иллюзорного благополучия? Для нее важен вопрос самореализации, и потому она вернулась домой.

«Счастье – это когда никто не болеет, но и болезни даются людям в назидание, — говорит Галина. — А деньги для меня –  не самоцель, но возможности. Это возможность путешествовать, узнавать что-то новое. Я не поеду в Турцию к морю, мне интереснее было увидеть пепельно-серые пейзажи Японии со склонов Фудзиямы, подняться в мистический заброшенный город инков  Мачку Пикчу, снимать рисунки пустыни Наска, пройти с камерой кору вокруг Кайласа, ждать рассвета под Эверестом, бродить по тропинкам в Альпах и думать о тех, кто первыми взошли на Монблан и стали прародителями такой особой сферы человеческой деятельности, как альпинизм. Когда-то я проводила в горах все лето, и теперь хочется вернуться в туризм, но не в «матрасный», а в активный.

В этом году все лето провела в киргизском лагере на берегу реки Каркары. С одной стороны берег казахстанский, с другой – киргизский. Я молодым ребятам рассказываю, что году в 86-м мы приезжали в эти места с тренером и он выбирал место для будущего Международного альпинистского лагеря. Сколько же воды утекло в Каркаре за эти годы… А когда я уезжала, один из ребят подошел ко мне проститься и сказал: «Вы самая молодая в этом лагере!». И верно, душа не стареет, если человеку интересно жить. А время дорого, и я всегда что-то делаю: пишу, читаю, еду, иду, бегу, с кем-то общаюсь, переписываюсь, ведь мы живем во вселенной действия! Мне интересны люди, которые действуют, которые прошли через ад и выжили, и вынесли урок, и что-то осознали. Счастье – это осознанность. Не бывает жизни без проблем, но один начинает скулить по поводу и без повода, а другой поднимается с колен и идет дальше».

Барды. Романтика

«Сообщество — это здорово, — считает Галина. — Мы встречается и поем по старинке бардовские песни. Но все меняется и молодым уже вряд ли интересна эта культура. Песни теперь другие. Сравните Окуджаву, Визбора, у которых каждое слово – золото, мысль, идея, и современную попсовую хрень. Но, слава богу, мы это сохранили, вынесли «из огня». Правда,  молодые альпинисты слушают старые песни, когда мы поем их в горах, где на Мемориале «Погибшим в горах» отмечаем День памяти. Я отработала с двумя звездными командами – с той командой Ильинского, которая первой  осваивала Гималаи, и с тем составом, который ходил уже в независимом Казахстане.  Я писала о них в газетах и журналах, готовила сюжеты на радио, снимала для телевидения, то есть всегда была с ними в одной упряжке, а представители Национального Олимпийского Комитета говорили, что альпинистам повезло, потому что у них есть свой журналист. С гордостью напоминаю, что казахстанцы первыми в мире выполнили программу восхождений на все 14 восьмитысячников Земли.

Мачу-Пикчу в Перу

Когда работала на «Хабаре», над моим увлечением посмеивались, а одна режиссер, увидев в очередной раз в моих руках кассету mini dv, с презрением сказала: «Опять любительский формат», но еще никто не взошел на восьмитысячник с огромной профессиональной камерой. Что взять с земных людей? Но один из боссов как-то сказал мне: «Вы принесли с собой на экран свежий воздух!».

И для меня в этой работе была особая романтика, потому что я люблю то, что делаю».

Галина приобщила свою внучку Лизу к работе в СМИ. Сначала девочка  помогала снимать сюжеты для спортивных программ, а когда подросла, Галина повезла ее в Альпы, показала в Шамони памятник первым альпинистам — Бальма и Соссюру, вместе фотографировали знаковые вершины: Монблан, Маттерхорн, Эйгер. Они вместе работают над различными проектами, и когда Галина благодарит Лизу Муленкову за помощь, та говорит: «Не стоит, мы же коллеги!».




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *