Молодым везде в РК дорогу!
Поддержать

Молодым везде в РК дорогу!

Молодым предпринимателям необходимо предоставить налоговые каникулы и сделать дешевле кредиты. К этой категории следует относить людей до 35 лет. Об этом exclusive.kz рассказал председатель Ассоциации молодых предпринимателей Казахстана Максат Кожамбек.

— Как Вы оцениваете состояние молодежного предпринимательства? Какие, на Ваш взгляд, проблемы наиболее актуальны в этом году?

— Масштабы развития предпринимательства в нашей стране, как показывают статистические данные, пока отстают от соответствующих показателей развитых стран мира. Согласно сегодняшним реалиям, развитие молодежного предпринимательства нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Сектор МСБ в Казахстане развивается достаточно динамично, однако молодежное предпринимательство не рассматривается отдельно, а вкупе с отраслью в целом.

В современных условиях глобальной экономики развитию малого, и, в особенности молодежного предпринимательства в мире придается особое значение. Как в развитых, так и развивающихся странах, данному сектору отводится ключевая роль в создании новых рабочих мест и улучшении социально-экономического положения населения в целом.

Основные проблемы вовлечения молодежи в предпринимательство связаны прежде всего с недостатком образования, информацией и инвестициями, т.к. молодые люди находятся в менее благоприятном положении по сравнению со взрослыми, у них нет соответствующего доступа к активам, информации и консультациям.

Они сталкиваются с такими проблемами, как недостаточность первоначального капитала, низкая рыночная стоимость предприятий, принадлежащих молодым людям, сосредоточенность на узком спектре услуг.

Как было сказано выше, развитие молодежного предпринимательства нуждается в дальнейшем совершенствовании и должно быть сосредоточено в следующих направлениях:

— Создание на государственном уровне необходимой законодательной базы, стимулирующей молодежное предпринимательство и организация органов управления, ответственных за развитие этой сферы деятельности;

— Пропаганда молодежного предпринимательства;

— Формирование информационно-образовательных условий для развития молодежного предпринимательства;

— Разработка и реализация определенных преференций для молодежного предпринимательства, в частности, создание схем льготного кредитования, налоговые послабления для предприятий, зарегистрированных и управляемых молодежью.

На законодательном уровне категория «молодежное предпринимательство» не отнесена в отдельную категорию с уникальными правами, отличными от других субъектов предпринимательства. Молодежь получает поддержку на общих основаниях со всеми. В стратегических государственных программах не используется определение «молодежное предпринимательство».

В этой связи, при реализации мер по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность, рекомендуется обратить внимание на удовлетворение именно этих потребностей.

 

— Вы предлагаете увеличить возрастной предел категории молодых предпринимателей. По какой причине? Оценивали ли Вы влияние этого фактора на другие аспекты экономики и социального развития?

— Согласно статистической информации, молодежь Казахстана в возрасте от 14 до 29 лет – это 27 % населения страны, ее численность сегодня составляет 4,5 миллиона человек. С учетом предлагаемого увеличения возрастного предела категории молодых предпринимателей до 35 лет, данная цифра возрастает до 5,2 миллиона человек, что равно 30% всего населения страны. Это огромный потенциал для привлечения молодежи к занятию предпринимательством. Мы непременно должны использовать его.

В целом среди населения, и, прежде всего, среди молодежи, число желающих открыть свое дело значительно. Но подавляющее большинство молодых людей, готовых идти на риски ради увеличения своего благосостояния, в настоящее время имеют для этого ограниченные финансовые возможности.

Если в развитых странах, таких как Канада и Япония, доля занятого населения в секторе МСБ занимает 47% и 75% соответственно, то этот показатель применительно к Казахстану составляет примерно 25%.

Сегодня мы имеем дело с поколением молодежи, которое существенно отличается от предыдущих — это рыночное поколение со своей шкалой ценностей и приоритетами, и от стартовых условий их деятельности зависит будущее.

Задача по увеличению доли занятости экономически активного населения в предпринимательской деятельности до 60-70% не может быть решена без активного включения в нее молодежи как наиболее активной и предприимчивой части населения страны.

Общество должно стремиться к созданию благоприятной среды для развития успешного и устойчивого молодежного предпринимательства, содействия рационализации и синхронизации действующей государственной политики, программ и законодательства.

Поэтому мы поднимаем вопрос закрепления на законодательном уровне правового статуса молодого предпринимателя, определения понятия «молодой предприниматель» и др. и утверждения его возрастного предела в 35 лет. Эта мера позволила бы только улучшить социально-экономическое благополучие страны. Государство, предоставляя молодым людям такие возможности, формирует положительные условия для значительного привлечения молодых людей к занятию предпринимательством.

Утверждение возрастного ценза для молодых предпринимателей позволит законодательно регламентировать поэтапно оказываемую государством поддержку данной категории лиц. Мы считаем, что одобрение статуса молодого предпринимателя и утверждение возрастного ценза положительно повлияло бы на эффективность господдержки и сформировало бы здоровую конкурентную среду между молодыми предпринимателями, обеспечив получение помощи конкретными адресатами и устранило бы искусственное манипулирование компаниями для получения льгот, преференции и другой поддержки.

Здесь следует принимать во внимание тот факт, что данная мера ни в коей мере не связана с осуществляемыми государством социальными выплатами и увеличением бюджетной нагрузки.

 

— Какими уникальными правами, отличными от других субъектов предпринимательства, Вы предлагаете наделить молодежное предпринимательство? Это будет касаться только прав, или в том числе и обязанностей?

— Молодое поколение является стратегическим ресурсом общества и одновременно одним из важных субъектов. От того, как сегодня обучена и воспитана молодежь, зависит будущее страны. И она требует особого внимания со стороны государства, а у нас в Казахстане молодежь получает поддержку на общих основаниях со всеми.

Назрел вопрос принятия целостного законодательства содействия молодежному предпринимательству, который охватывал бы межсекторальные меры, формы государственной поддержки.

Международная практика показывает, что в различных государствах существует системная поддержка развития молодежного предпринимательства. Не существует единой модели политики по поддержке и стимулированию предпринимательской деятельности среди молодежи. В каждой стране имеется присущая ее особенностям программа развития молодежного предпринимательства, уникальная для конкретного региона. В связи с этим имеются разные цели и задачи.

С учетом изложенного необходимо пересмотреть приоритеты государственной политики по поддержке молодежного предпринимательства, ее адаптации к требованиям современного общества.

Для этого необходимо предпринять следующие шаги:

— обеспечить реализацию приоритетных направлений государственной поддержки молодежного предпринимательства: финансово-кредитного, налогового, нормативно-правового, инфраструктурного, информационного;

— предусмотреть квоту для молодых предпринимателей в рамках существующих форм и инструментов государственной поддержки;

— предоставить налоговые льготы, каникулы и уменьшить налоговую нагрузку для молодых предпринимателей;

— совершенствовать систему кредитования молодежного предпринимательства путем выработки мер по стимулированию банков второго уровня;

— осуществлять закупки продукции (в том числе инновационных) крупными предприятиями и государственными организациями у молодых предпринимателей;

— обеспечить развитие молодежных бизнес-инкубаторов;

— принять комплекс мер по развитию бизнес-образования и системы профориентации молодежи;

— сформировать и укреплять взаимодействие молодых предпринимателей с крупным и средним бизнесом.

Соответственно, применение молодыми препринимателями предлагаемых государством поддержки и возможностей предполагает адекватное бережное отношение к своим обязанностям.

 

— Расскажите подробнее о предлагаемой Стратегии.

— В настоящее время по инициативе Ассоциации молодых предпринимателей Казахстана разработана Стратегия развития молодежного предпринимательства до 2020 года.

Документ направлен на создание благоприятной среды для развития успешного и устойчивого молодежного предпринимательства, содействия рационализации и синхронизации действующей государственной политики, программ и законодательства, стимулирования предпринимательства среди молодых, выявления проблем и определения путей их решения, поиску новых перспективных подходов.

Для достижения целей Стратегии необходимо задействовать широкий ряд идеологических, институциональных, организационных, финансово-экономических инструментов государственного воздействия в сфере молодежного предпринимательства.

Целью должно стать достижение роста предпринимательской активности молодёжи посредством создания системы мотивации к созданию предприятий, информационной, организационной и консалтинговой поддержки перспективных бизнес-проектов.

Государственным приоритетом должно стать развитие человека как потенциального и действительного производителя научно-технических, предпринимательских и социальных инноваций. Основным адресатом такого подхода является молодежь.

Мы убеждены, что для системной поддержки молодежного предпринимательства в целом необходим целостный документ, как стратегия, своего рода «дорожная карта бизнеса молодежного предпринимательства». Она позволит осуществить массовое вовлечение молодежи в занятие предпринимательством и кардинально изменить восприятие к бизнесу в лучшую сторону.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *