Сделать можно, но…
Поддержать

Сделать можно, но…

Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» завершило публикацию результатов цикла рейтинговых исследований, направленных на получение максимально объективных оценок относительно ключевых мероприятий в рамках реализации Стратегии «Казахстан-2050».

Исследование было проведено в отношении 31 мероприятия экономического блока рассматриваемого документа. Для получения рейтинговых оценок были использованы такие критерии, как актуальность и реалистичность успешного выполнения соответствующих мероприятий. Всего в рамках исследования путем анкетирования было опрошено 35 экспертов, представляющих аналитическое сообщество, неправительственные организации и масс — медиа.

Для оценки соответствующих мер была использована 7-ми балльная система с ранжированием от «1» (наименьший) до «7» (наибольший) баллов. Результаты исследования обработаны при помощи универсальной статистической программы SPSS с применением дескриптивных статистик, путем вычисления средних баллов.

Ответы респондентов позволили составить нижеследующий рейтинг:

 

Меры по реализации направлений 1-2 Стратегии «Казахстан-2050» Актуальность Реалистичность успешного выполнения
Стратегическое направление 1. Экономическая политика нового курса — всеобъемлющий экономический прагматизм на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности
1. Внедрение современных инструментов менеджмента и принципов корпоративного управления в государственном секторе 6,26 3,86
2. Разработка комплекса мер по привлечению лучших иностранных специалистов для реализации новой экономической политики с обязательным обучением отечественных кадров 4,91 3,94
3. Принятие Концепции новой бюджетной политики, направленной на использование бюджетных ресурсов в пределах возможностей и сокращение дефицита государственного бюджета, обеспечение 4бережного и продуманного бюджетно-финансового процесса, инвестирование бюджетных средств и средств Национального фонда в продуктивные стратегические общенациональные проекты с точки зрения долгосрочной перспективы с применением жесткой системы отбора 6,14 3,86
4. Проведение ревизии всех действующих налоговых льгот с целью повышения их эффективности 5,54 4,17
5. Упрощение и минимизация налоговой отчетности с поэтапным переходом хозяйствующих субъектов на полный режим электронной отчетности 6,11 4,86
6. Внедрение с 2015 года практики освобождения от налогов компаний и граждан, вкладывающих средства в образование и медицинское страхование 5,97 4,03
7. Внедрение с 2020 года практики налогового кредитования 5,5 3,66
8. Разработка концептуально новой системы денежно-кредитной политики, направленной на обеспечение защиты доходов населения и удержание приемлемого для экономического роста уровня инфляции, совершенствование регулирования финансовой системы, обеспечивающей очищение банков от проблемных кредитов, обеспечение потребности приоритетных секторов экономики в доступных денежных ресурсах 6,33 3,78
9. Обеспечение постоянного контроля за уровнем государственного долга страны и квазигосударственного сектора, в том числе за счет снижения бюджетного дефицита относительно ВВП с 2,1% в 2013 году до 1,5% в 2015 году 5,85 4,3
10. Разработка Государственной программы по развитию инфраструктуры, предусматривающей создание «инфраструктурных центров», опережающей инфраструктуры транспортной системы 6,15 3,73
11. Принятие программы «Глобальная инфраструктурная интеграция», предусматривающей создание совместных предприятий в регионе и мире 5,4 3,41
12. Участие национальных компаний в стимулировании развития экономики будущего 6,12 3,74
13. Стимулирование развития транзитного потенциала в сфере информационных технологий в целях обеспечения к 2030 году пропуска через Казахстан не менее 2-3% мировых информационных потоков, а к 2050 г. — не менее 5% 6,03 3,7
14. Разработка Концепции эффективного управления природными ресурсами и использования доходов от сырьевого сектора 6,63 3,26
15. Внесение изменений в Государственную программу по форсированному индустриально-инновационному развитию по вопросам импорта промышленных мощностей и обмена технологиями, создания и развития совместных международных компаний и выгодных для страны партнерств 6,24 3,76
16. Создание международной организации «Зеленый мост» 5,4 4,07
17. Реализация проекта Green4 на базе четырех городов-спутников вокруг Алматы 5,68 3,55
18. Принятие Программы развития агропромышленного комплекса страны до 2020 года 6,63 4
19. Выработка системы законодательных и экономических стимулов по созданию средних и крупнотоварных сельскохозяйственных производств, ориентированных на внедрение новейших агротехнологий 6,51 3,77
20. Введение повышенных налоговых ставок на земли, которые не осваиваются в течение определенного периода после их предоставления 5,76 4,62
21. Разработка Государственной программы управления водными ресурсами Казахстана 6,41 4,24
Стратегическое направление 2. Всесторонняя поддержка предпринимательства – ведущей силы национальной экономики
22. Принятие комплекса мер по поощрению малого и среднего бизнеса к объединению и кооперации 6,03 3,91
23. Введение жесткой системы ответственности для чиновников, создающих препоны развитию бизнеса 6,8 2,77
24. Создание условий и предпосылок для активного роста и перехода мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей в категорию среднего бизнеса 6 3,35
25. Совершенствование механизмов поддержки отечественных производителей, защиты и продвижения их интересов в рамках ЕЭП, а также предстоящего вступления в ВТО 6,69 3,23
26. Внесение изменений в законодательство, направленных на четкое разграничение понятий микро, малый, средний и крупный бизнес 5,49 4,91
27. Отмена всех разрешений и лицензий, прямо не влияющих на безопасность жизнедеятельности граждан Казахстана, с заменой их уведомлениями 6,3 4,03
28. Создание на законодательной основе условий для самостоятельного регулирования бизнесом вопросов контроля качества предоставляемых товаров, работ и услуг 5,63 3,8
29. Выработка новой системы защиты прав потребителей, предусматривающей упрощенный порядок принятия судебных решений 6,03 3,71
30. Принятие закона о Национальной палате предпринимателей, предусматривающего обязательное членство предпринимателей в данной Палате, а также делегирование ей части полномочий и функций государственных органов в сфере профессионально-технического образования, внешнеэкономической деятельности и поддержки малого бизнеса 4,97 4,88
31. Передача в частный сектор отдельных государственных предприятий, квазигосударственных компаний и иных организаций нестратегического характера 5,68 4,35

Таким образом, в семерку наиболее актуальных экономических мер по реализации Стратегии «Казахстан-2050» вошли:

Введение жесткой системы ответственности для чиновников, создающих препоны развитию бизнеса (6,8)

Совершенствование механизмов поддержки отечественных производителей, защиты и продвижения их интересов в рамках ЕЭП, а также предстоящего вступления в ВТО (6,69)

Разработка Концепции эффективного управления природными ресурсами и использования доходов от сырьевого сектора (6,63)

Принятие Программы развития агропромышленного комплекса страны до 2020 года (6,63)

Выработка системы законодательных и экономических стимулов по созданию средних и крупнотоварных сельскохозяйственных производств, ориентированных на внедрение новейших агротехнологий (6,51)

Разработка Государственной программы управления водными ресурсами Казахстана (6,41)

Разработка концептуально новой системы денежно-кредитной политики, направленной на обеспечение защиты доходов населения и удержание приемлемого для экономического роста уровня инфляции, совершенствование регулирования финансовой системы, обеспечивающей очищение банков от проблемных кредитов, обеспечение потребности приоритетных секторов экономики в доступных денежных ресурсах (6,33)

Как видим, на первые позиции в данной группе вышли мероприятия, призванные создать оптимальные условия для деятельности и эффективные механизмы государственной поддержки отечественных предпринимателей с учетом неблагоприятных для них внутренних (административные барьеры) и внешних (риски от участия Казахстана в Таможенном союзе и ЕЭП и при вступлении в ВТО) факторов.

Принятие в ближайшей перспективе Концепции эффективного управления природными ресурсами и использования доходов от сырьевого сектора представляется очень важным с точки зрения обеспечения экологической безопасности, а также максимальной эксплуатации сырьевого сектора экономики в соответствие с национальными интересами страны и повышения уровня благосостояния населения Казахстана.

В число рассматриваемых мероприятий также попали те, которые призваны улучшить ситуацию в сфере сельского хозяйства. Очевидно, что положение дел в АПК оставляет желать лучшего. Аналогичное замечание можно сделать и относительно нерационального потребления и использования воды во всех отраслях экономики Казахстана. В свою очередь, все это соответствует показателям неудовлетворительности персональной работы министра сельского хозяйства Асылжана Мамытбекова, занявшего 3-е место среди 20 самых неэффективных чиновников по результатам «Рейтинга эффективности государственной элиты Казахстана».

Наименее актуальными, на основании оценок респондентов, являются:

Разработка комплекса мер по привлечению лучших иностранных специалистов для реализации новой экономической политики с обязательным обучением отечественных кадров (4,91)

Принятие закона о Национальной палате предпринимателей, предусматривающего обязательное членство предпринимателей в данной Палате, а также делегирование ей части полномочий и функций государственных органов в сфере профессионально-технического образования, внешнеэкономической деятельности и поддержки малого бизнеса (4,97)

Принятие программы «Глобальная инфраструктурная интеграция», предусматривающей создание совместных предприятий в регионе и мире (5,4)

Создание международной организации «Зеленый мост» (5,4)

Внесение изменений в законодательство, направленных на четкое разграничение понятий микро, малый, средний и крупный бизнес (5,49)

Очевидно, что в данной категории преобладают мероприятия, обусловленные в той или иной степени внешними факторами. При этом меньше всего респонденты видят необходимость в привлечении в Казахстан для участия в процессе развития национальной экономики иностранных специалистов. Судя по всему, присутствие таковых без серьезных системных изменений в управлении экономикой не приведет к существенным положительным результатам.

В данной группе также оказались меры, связанные с предстоящим созданием Национальной палаты предпринимателей. Не исключено, что эта структура может стать дополнительным ограничителем свободы действий субъектов частного предпринимательства. По крайней мере, предполагаемое обязательное членство последних в национальной палате создает именно такие ожидания. В любом случае, без полного устранения административных барьеров и коррупционных механизмов в сфере взаимоотношений государства и бизнеса реализация соответствующего мероприятия не приведет к серьезному социально-экономическому эффекту.

По уровню реалистичности успешного выполнения среди мероприятий экономического блока Стратегии «Казахстан-2050» лидируют:

Внесение изменений в законодательство, направленных на четкое разграничение понятий микро, малый, средний и крупный бизнес (4,91)

Принятие закона о Национальной палате предпринимателей, предусматривающего обязательное членство предпринимателей в данной Палате, а также делегирование ей части полномочий и функций государственных органов в сфере профессионально-технического образования, внешнеэкономической деятельности и поддержки малого бизнеса (4,88)

Упрощение и минимизация налоговой отчетности с поэтапным переходом хозяйствующих субъектов на полный режим электронной отчетности (4,86)

Введение повышенных налоговых ставок на земли, которые не осваиваются в течение определенного периода после их предоставления (4,62)

Передача в частный сектор отдельных государственных предприятий, квазигосударственных компаний и иных организаций нестратегического характера (4,35)

Обеспечение постоянного контроля за уровнем государственного долга страны и квазигосударственного сектора, в том числе за счет снижения бюджетного дефицита относительно ВВП с 2,1% в 2013 году до 1,5% в 2015 году (4,3)

Разработка Государственной программы управления водными ресурсами Казахстана (4,24)

Примечательно, что в данном перечне присутствуют мероприятия признанные как наиболее, так и наименее актуальными. Это обстоятельство демонстрирует то, что уровень актуальности не является определяющим условием для успешного выполнения соответствующих мер.

При этом здесь преобладают меры, призванные усилить регулирующую роль государства в экономике и особенно в отношении бизнеса. Видимо, именно этот момент и обуславливает ожидания респондентов относительно перспектив их реализации.

Что касается наименее выполнимых мероприятий, то таковыми были признаны:

Введение жесткой системы ответственности для чиновников, создающих препоны развитию бизнеса (2,77)

Совершенствование механизмов поддержки отечественных производителей, защиты и продвижения их интересов в рамках ЕЭП, а также предстоящего вступления в ВТО (3,23)

Разработка Концепции эффективного управления природными ресурсами и использования доходов от сырьевого сектора (3,26)

Создание условий и предпосылок для активного роста и перехода мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей в категорию среднего бизнеса (3,35)

Принятие программы «Глобальная инфраструктурная интеграция», предусматривающей создание совместных предприятий в регионе и мире (3,41)

Реализация проекта Green4 на базе четырех городов-спутников вокруг Алматы (3,55)

Внедрение с 2020 года практики налогового кредитования (3,66)

Стимулирование развития транзитного потенциала в сфере информационных технологий в целях обеспечения к 2030 году пропуска через Казахстан не менее 2-3% мировых информационных потоков, а к 2050 г. — не менее 5% (3,7)

Обращает на себя внимание, что наибольшие сомнения относительно успешности реализации респонденты испытывают относительно мер, призванных улучшить условия для деятельности и развития частного бизнеса. Такое же отношение проявлено к мероприятиям, чья реализация зависит преимущественно от внешних факторов.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

В своем подавляющем большинстве (29 из 31) экономические меры отличаются довольно высокой степенью своей востребованности обществом и государством. Соответственно они были оценены по данному критерию на уровне выше среднего (5-6 баллов). С другой стороны, 19 исследуемых мероприятий по уровню реалистичности успешного выполнения получили оценки ниже 4 баллов. При этом первые позиции среди них занимают те, кто лидирует среди наиболее актуальных мер:

Введение жесткой системы ответственности для чиновников, создающих препоны развитию бизнеса;

Совершенствование механизмов поддержки отечественных производителей, защиты и продвижения их интересов в рамках ЕЭП, а также предстоящего вступления в ВТО;

Разработка Концепции эффективного управления природными ресурсами и использования доходов от сырьевого сектора.

Критичным моментом представляется то, что на максимальную успешность своей реализации претендуют меры фактически регулятивно — ограничительного характера, касающиеся государственного участия в экономике. Тогда как меньше всего, по ожиданиям респондентов, на это могут рассчитывать мероприятия, призванные улучшить условия для развития частного предпринимательства и деятельности его субъектов.

Кроме того, некоторые из исследуемых мероприятий отличаются нечеткой определенностью своего содержания и целей. Например, нет понимания, какой экономический и, что еще более важно, социальный эффект даст Концепция эффективного управления природными ресурсами и использования доходов от сырьевого сектора? Представляется, что без обеспечения максимальной прозрачности и общественного контроля в соответствующих сферах данный документ не получит полноценной реализации. То же самое, кстати, касается и предстоящего проведения приватизации отдельных государственных и квазигосударственных предприятий.

Обращает также на себя внимание намерение руководства страны создать на законодательной основе условия для самостоятельного регулирования бизнесом вопросов контроля качества предоставляемых товаров, работ и услуг. Тот факт, что оно получило небольшую оценку относительно своего выполнения (3,8 баллов), подтверждает низкий уровень добросовестной клиентоориентированности и социальной ответственности значительной части представителей бизнес — сообщества Казахстана по отношению к потребителям своих товаров и услуг. Сомнительно, что, руководствуясь преимущественно стремлением получения прибыли, предприниматели будут реально обеспечивать и гарантировать потенциальным клиентам качество своей продукции. В связи с этим более оптимальным может стать акцент не на расширение соответствующей самостоятельности бизнесменов, а на смену государственного контроля в рассматриваемой сфере общественным контролем.

Подытоживая исследование и учитывая, что в рамках реализации Стратегии «Казахстан-2050» Главой государства провозглашена экономическая политика нового курса, Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» ожидает от правительства республики более ответственного подхода к выполнению соответствующих мероприятий. При этом, заявив ряд серьезных шагов навстречу частному предпринимательству, власти стимулируют его активное участие в реализации данной экономической политики. Однако без вовлечения в этот процесс гражданского общества и его институтов он не будет результативным, особенно с точки зрения социального измерения. Поэтому государству следует также взять на себя роль арбитра и способствовать формированию и развитию гармоничных и партнерских отношений между бизнесом и гражданским обществом.

В целом, именно ответственность, сотрудничество и общественный контроль представляются теми тремя «китами», благодаря которым может и должна осуществляться экономическая политика нового курса.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *