Инвестиционная дыра
Скандал, связанный с передачей Инвестиционным фондом Казахстана крупнейшего транспортного и логистического центра в Алматы в руки никому не известной компании, которая до того ни дня не работала в логистическом бизнесе, не утихает. Напротив, он еще больше разгорелся после уникального судебного процесса, который некоторое время назад завершился в Астане под председательством судьи СМЭС Г. Абдрахмановой.
Напомним кратко суть конфликта. За долги группы компаний «Казахстан Кагазы» логистические активы (складской комплекс класса «А» и контейнерный терминал) были переданы банком в АО «Инвестиционный Фонд Казахстана» (ИФК). Обязанностью последнего было найти профессиональную управляющую компанию, которая смогла бы руководить всем этим непростым хозяйством, и не только вернуть государственные средства, вложенные в этот проект, но и обеспечить его прибыльность.
Однако, вместо того, чтобы в полном соответствии с законом и правилами, с четко разработанным регламентом, провести открытый тендер на закупку этой госуслуги, в ИФК начались какие-то непонятные «телодвижения». О том, как все это происходило, рассказал руководитель одной из компаний-претендентов на получение этого очень привлекательного госзаказа, директор группы компании AILP Group Николай Каширин:
— Наша компания, изучив ситуацию, пришла к выводу, что целесообразней не реализовывать этот актив, а реанимировать его, путем профессионального, грамотного управления. Таким образом государство могло бы избежать обесценивания этого актива и сокращения трудового коллектива, потери рабочих мест. Этот комплекс очень значим для Алматы.
Наша компания выдвинула свою кандидатуру в качестве управляющей для этого комплекса. Мы имеем большой и положительный опыт управления логистическими и стрессовыми активами, которые долгое время находились в качестве «проблемных» в кредитных портфелях банков. Наша группа, примерно с 2010 года, оздоровила таких проектов на сумму более 30 млрд. тенге. В том числе, и в рамках государственно-частного партнерства.
С лета 2013 года мы вели переговоры с Инвестиционным фондом Казахстана, мы указывали, что готовы взять на себя доверительное управление этим логистическим центром. К нашим предложениям , по всем признакам, в ИФК относились благосклонно. Переговоры шли и мы охотно делились всей информацией с представителями фонда.
Но, вопреки всем ожиданиям, стали происходить странные вещи. 28 декабря, накануне Нового года, в субботу – подчеркнем это!- ИФК опубликовывает на своем сайте сообщение о проведении конкурса, о сборе заявок, ценовых предложений именно по этому логистическому объекту. При этом окончанием подачи заявок было указано 30 декабря 2013 года. То есть на сбор, подготовку, проработку информации заявки были отведены только одни сутки! И, тем не менее, мы смогли это сделать! Я сам, за пять минут до конца срока, лично вручил нашу заявку представителям ИФК в Астане. Это был первый «тревожный звонок».
Далее стали происходит еще более непонятные вещи. Уже 6 января становится известно, что ИФК неожиданно заключил договор с «Актобе Логистик Груп». Я подчеркиваю: были объявлены не результаты конкурса, а просто так, безо всякого конкурса, ИФК самостоятельно выбрал совершенно неизвестную компанию, с практически нулевым оборотом. Тут же выясняется, что и конкурса-то совсем не проводилось. То есть, ИФК, на свое усмотрение, взял и передал активы стоимостью, по оценкам, 7 млрд. тенге, в доверительное управление совершенно неизвестной фирме, которую никто не знает. Совершив так называемую «закупку из одного источника».
Естественно, наша компания обратилась в суд. У нас были три основных претензии.
Первое – экономическая целесообразность выбора ИФК этой управляющей компании. В нашем предложении, которое мы передали представителям ИФК, в качестве предварительного платежа мы обещали перечислять на счета ИФК ежемесячно не менее 90 млн. тенге. За три месяца, что прошли после этого удивительного выбора, эта сумма на сегодня составила бы 270 млн. тенге. Эти средства гарантировано попали бы в казну государства. Три месяца уже прошли. Вопрос: хоть один тенге «Актобе Логистик Груп» на сегодня отправило на счета ИФК? У нас есть сильные сомнения в этом, иначе, в ходе развернувшегося судебного процесса, ИФК непременно сообщило бы об этом.
Второй вопрос – в отличие от нас, в договоре ИФК с АЛГ сумма комиссии за управление активом в десять раз превышает ту, что предлагала наша компания. Мы предлагали комиссию в 1,5 процента. Они – в десять раз больше. И, тем не менее, ИФК выбирает эту компанию. Почему? Загадка…
Третье – в договоре прописано положение о приоритетном праве «Актобе Логистик Груп» выкупить данный актив. Это также нас также очень насторожило, с учетом всех других обстоятельств.
О том, как проходил суд, рассказывает Раушан Бейсенова, адвокат городской коллегии адвокатов г.Алматы, выступавшая на процессе со стороны истца:
— Нами было подано исковое заявление, где были представлены двенадцать оснований, чтобы признать решение ИФК о закупке из одного источника и передаче логистического центра в доверительное управление «Актобе Логистик Груп» незаконным и недействительным. Назову только главные.
Во — первых, данное объявление было опубликовано ИФК только на своем веб-сайте, тогда как согласно Правилам закупок они обязаны были разместить такое объявление и на своем веб-портале, поскольку именно веб-портал явлется единой государственной информационной системой и представляет доступ к сайту электронных государственных закупок. Таким образом, были нарушены основополагающие принципы – гласности и прозрачности закупок.
Далее, в нарушение Правил, которые были разработаны самим АО ИФК от 2 октября 3013 года, здесь также нарушен пункт 12 этих Правил, поскольку закуп из одного источника осуществлялся без утвержденного плана закупок.
Третье: опубликование объявление о госзакупке и сроки подачи документов на конкурс были неоправданно ограничены по времени и в нем даже не был указан точный адрес, куда эти документы на участие в конкурсе должны были предоставляться. Это прямо ущемляло права компании на равноправное участие в конкурсе. Но, несмотря на чинимые препятствия, компании AILP Group все-таки успела вовремя подать заявку. Но это не помогло, ИФК твердо намерился, видимо, исключить ее из конкурса…
Четвертое: в ходе судебного разбирательства мы четыре раза заявляли ходатайства о предоставлении в суд протокол заседания АО ИФК за номером 29, где и было принято это вопиющее решение. Поскольку это оспариваемый документ, то его оригинал имел важнейшее решение для хода процесса. Но нам ответчики предоставили только копию выписки из этого документа, где нет подписей членов комиссии.
Мало того, мы обратили внимание судьи, что в объявлении о конкурсе указывается три объекта, подлежащих передаче в доверительное управление. А из выписки следует, что передаются одиннадцать объектов, из которых шесть – объекты недвижимости! Это железнодорожные пути, земельные участки и другое. Такое разительное несовпадение обязано было привлечь внимание суда, так как свидетельствовало, что порядок передачи объектов в доверительное управления самым грубым образом нарушался.
В суде было установлено, что в ходе заседания комиссии ИФК не было кворума. То есть, судя по предоставленным документам, и. о. Председателя правления ИФК был в командировке. Мы потребовали, если он участвовал в заседании способом видеосвязи – предоставить нам видеозапись его участия. В этом нам также было отказано.
Договор о закупках услуг по доверительному управлению за № 011412 от 1 января 2014 года также вызвал у нас серьезные вопросы. Если передается одиннадцать объектов, из них шесть объектов недвижимости, то почему – то договором о передаче «Актобе Логистик Груп» в управлении этого комплекса указаны только пять объектов недвижимости. Мы также потребовали выяснить в суде, куда делся один земельный участок из шести. Но и этого не было сделано.
В ходе судебного разбирательства нами неоднократно заявлялись ходатайства, и письменно, и устно, но выступавший от имени ответчика г-н Ержанов заявил: «Мы не предоставим вам оригинала этого документа (решения комиссии — ред.), поскольку вы сможете потом еще найти основания для опротестовывания в суде этого решения и признания этой закупки недействительной». Мы в такой ситуации сразу же заявили ходатайство, чтобы в процессе принимал участие прокурор, поскольку считаем, что здесь затронуты интересы государства. Но судья вновь, в очередной раз, отклонил наше ходатайство. Участие прокурора в процессе, по нашему мнению, было тем более необходимо, что те предложения, которые компания представляла ИФК, и те, которые ИФК предоставил суду – не одно и то же. То есть, имелся факт фальсификации документов. ИФК нарушил правила вскрытия конверта с предложениями и не мог подтвердить аутентичность документов…
Если попытаться назвать все это действо коротко, то это было просто — «туши свет». Никакие аргументы, возражения и ходатайства истцов к могучему «монстру» ИФК судья Г. Абдрахманова не приняла. Грубейших нарушений в ходе подготовки и проведении конкурса – не заметила. И вообще не видела повода для судебного иска.
— Так как все наши справедливые ходатайства были отклонены и суд, по нашему мнению, не мог в таких условиях разбирать дело по существу, мы заявили отвод судье. – рассказывает Раушан Бейсенова. — В этом нам также было отказано и судья Г. Абрахманова продолжила процесс.
— Мы чувствовали, что итоги процесса, который проводился таким образом, были предопределены. Из полученного решения судя мы убедились, что судья Г. Абдрахманова не дала никакой правовой оценки фактам многочисленных нарушений ответчиком правил госзакупок, а также игнорировала наши законные требования в ходе суда. Ответчиком так и не представлены были представлены оригиналы документов, которые мы настойчиво требовали предоставить суду – тот же протокол решения правления ИФК. Поскольку статьей 66 Гражданско-процессуального кодекса, пункт 10, указывается: «Если сторона удерживает у себя истребуемые судом доказательства, и не предоставляет их в суд, предполагается, что в них содержатся сведения, направленные против интересов этой стороны, ими считаются признанными». Таким образом, в данном случае, судья так и не дал правовой оценки действий ответчиков…
Этот процесс – прекрасная иллюстрация к унылой максиме, которую казахстанские бюрократы, обладающие силой и властью, долгие годы пытаются вбить в сознание отечественных предпринимателей: «С сильным – не судись, с властным – не борись…» И это им, к величайшему сожалению, во-многом удается. Это объясняет и катастрофически низкий престиж казахстанских судов, который сложился в сознании наших граждан. Большинство из них не верит, что в судах можно добиться справедливости. Да и как ее добиться, если твои аргументы, пусть и самые безотказные и справедливые, просто не желают слушать! Надеемся все-таки, что высшие судебные инстанции обратят внимание на это дело и дадут действиям своего коллеги достойную и правильную оценку.
— Конечно, мы подали апелляцию на такое, по нашему мнению, совершенно несправедливое решение суда. – рассказывает Алмас Курмангалиев, начальник юридического отдела AILP Grouр. — Мы будем добиваться признания вопиющих нарушений наших прав и прав других предпринимателей со стороны ИФК в этом деле. Но абсурд продолжается! Действия по частой смене управляющей компании по управлению транспортно -логистическим комплексом нельзя объяснить с экономической точки зрения. И, хотя на данный момент договор ИФК с «Актобе Логистик Груп» не расторгнут, вдруг внезапно появляется новая управляющая компания- некая ТОО «Capital Logistics»! Которая также не имеет никакого опыта управления в логистическом бизнесе. И что же получается: проведенный закуп услуг по управлению активами был проведен ради этого краткого периода, в два-три месяца? Что же творится в ИФК?И таких неприятных вопросов мы можем задать руководству ИФК еще много… К тому же наша компания – не единственная, у которой есть серьезные претензии к ИФК. По нашим данным, сегодня в судах Астаны и Алматы есть около пяти других исковых заявлений, возбуждены гражданские процессуальные производства, касающиеся неправомерных действий Фонда. Ведут тяжбы и члены трудового коллектива логистического центра.
Вся эта неблаговидная возня вокруг транспортно — логистического комплекса уже привлекала внимание бизнес-сообщества, юристов, всего общества. Вопиющее пренебрежение законом, наглое попирание правил поведения в бизнесе – вот как это называется. Есть свидетельства, что ИФК сейчас лихорадочно пытается погасить разгоревшийся скандал. Какие-то, очевидно, впрямую заинтересованные лица или организации хотят, чтобы все эти безобразия остались, как говорится, «шито-крыто», чтобы не приобрели огласку. Но поздно – этот прецедент «бюрократических инвестиций» и «шемякина правосудия» вырвался в пространство общественного обсуждения. Трудно предсказать, во что это все выльется. Но вся эта некрасивая история свидетельствует, что действия ИФК, да и вся его деятельность должны стать зоной повышенного внимания как правоохранительных органов, судебных инстанций, а может также – и руководства Правительства, потому что дело идет о больших государственных средствах. «Инвестиционная дыра», которую ИФК с упорством, достойным лучшего применения, создавал последние несколько месяцев (вспомним о 270 миллионах тенге, которые AILP Group готова была гарантировать государству, и которые государство так и не получило ! ) – это только маленький пример его «работы». И пример не самый хороший.
А судье Г. Абдрахмановой, столь ярко проявившей себя в этом скандальном процессе, и ее коллегам, которые еще будут разбирать это дело в дальнейшем, хочется напомнить одну историческую притчу. Однажды, во время охоты знаменитый прусский кроль Фридрих Великий заехал к мельнику отдохнуть. Тот, не узнав короля, рассказал ему, что ведет судебную тяжбу с самим монархом из-за земельного угодья. Фридрих, не раскрывая инкогнито, усомнился в том, что мельник может выиграть это дело. На что мельник отвечал: «У короля есть суд в Берлине, и этот суд решит дело по справедливости». Слова мельника стали крылатыми, и этими словами, свидетельствующими об истиной независимости судебной власти, о вере народа, предпринимателей в его справедливость, Фридрих Великий гордился всю жизнь больше, чем своими военными победами. ( Суд, кстати, решил дело в пользу мельника…) Вера в справедливый суд – важнейший залог процветания государства. Без веры в справедливый суд все законы, все правила общежития людей в государстве – не более чем прах и пепел.
Наш Президент тоже много раз говорил, что наши суды должны судить по закону и по справедливости. Эти важнейшие принципы легли в основу реформы государственной судебно-правовой системы. Но пока, в отличие от Фридриха, гордиться нам, видимо, нечем.
Старинная картина «Фридрих II и мельник»
Для справки: транспортно-логистический Центр в Алматы представляет собой складской комплекс класса «А» и контейнерный терминал. А также многочисленные объекты инфраструктуры. Это крупнейшее в Алматы складское и контейнерное хозяйство, где работает большой коллектив – более 500 человек. Площадь складов класса «А» составляет 48 тыс. квадратных метров, таможенного склада – 1700 кв. метров, склада временного хранения – 7 тыс. кв. метров, имеется огромное офисное помещение, склады могут принимать на хранение крупногабаритные грузы. Одновременно этот центр может обрабатывать 48 машин и 28 вагонов. Он расположен в непосредственной близости от аэропорта и железнодорожной станции Алматы – 1. Склад обрабатывает сотни тысяч тонн грузов со всех концов земли. Ежемесячная выручка работающих здесь компаний (до передачи его в ИФК) часто доходила до 2 млн. долларов, но никогда не опускалась меньше 500 тыс. долларов.
Комментариев пока нет