Кремль разочаровался в Мадуро?
Предприниматели Казахстана считают губительным введение маркировки товаров индивидуальными кодами, активно лоббируемое представителями российского бизнеса.
Каждому карандашу и яйцу – по коду!
Для начала напомним, что такое маркировка. Это текст, товарные знаки, условные обозначения и рисунки, нанесенные на продукцию, документы, памятки (листы-вкладыши), этикетки, ярлыки, упаковку (тару).
Сейчас российские партнеры по ЕАЭС активно пытаются продвинуть обязательное нанесение на упаковку контрольно – идентификационного знака.
«Это означает, что на любой товар – импортный и тот, который будет, производится на территории Казахстана, необходимо поштучно наносить индивидуальный код, — поясняет председатель правления Союза независимого автобизнеса Казахстана Тимур Жаркенов. – Для этого на каждую ленту конвейера по производству какого-либо товара необходимо установить отдельные механизмы для его маркировки. Фармацевты, которые вместе с нами подписали наше обращение в НПП Атамекен в связи с этой мерой, подсчитали, что им необходимо будет закупать оборудование, одна линия которого стоит примерно 150 тыс. евро. При этом, на одно производство необходимо ставить несколько линий, а это существенные затраты для любого производителя.
По товарам, которые завозятся из-за границы, рассматривается вопрос о создании промежуточного склада, где крупные импортеры будут консолидировать товар, произведенный в разных точках мира, чтобы нанести там на него код для отправки в страны ЕврАзЭС. Связанные с этим дополнительные расходы, естественно, лягут на плечи конечного потребителя.
Закупить оборудование для маркировки товара должны даже маленькие магазинчики. Хочу напомнить, что эти индивидуальные коды — не бесплатные. В России, где давно уже начали внедрять этот проект, установили цены — 60 копеек за каждую цифру вместе с НДС. Таким образом, нам на всю продукцию, которая будет подлежать маркировке, нужно закупать отдельный код примерно по три тенге. Вроде немного, но, представьте, сколько, к примеру, помады марки Mary Kay или яйц продается в Казахстане!
Меня лично сильно настораживает то, что компания, которая активно лоббирует маркировку каждой единицы товара в Казахстане, – это российский Центр развития прогрессивных технологий (ЦРПТ), чьим конечным собственником является один известный олигарх. В России у него это получилось внедрить. Теперь через механизмы ЕврАзЭС он хочет сделать это и на территории Казахстана тоже. Не случайно на всех встречах, которые проходят в Национальной палате предпринимателей РК и в министерствах, практически всегда присутствуют сотрудники этого центра. В Казахстане уже открыто одноименное с российской компанией ТОО, занимающееся продвижением этой идеи. Основной претендент, который стремится стать оператором маркировки, — «Казахтелеком».
В нашей стране нет профильных игроков, имеющих надлежащие ресурсы (индивидуальный код ведь необходимо генерировать, передавать и хранить). И то, что к обороту продукции, продаваемой на территории Казахстана, может иметь доступ некая частная российская структура, на мой взгляд, достаточно опасная тенденция. Ведь самое важное в бизнесе – это информация. А мы, получается, сами даем ключи от нее в руки представителей другого государства.
Это не единственная причина того, почему мы, представители казахстанских профессиональных ассоциации, выступаем против той индивидуальной маркировки товаров, которую пытаются нам навязать некие ТОО из других государств. Если уж что-то делать, то только привлекая собственные ресурсы только при доказанной экономической целесообразности для отечественного бизнеса, и только с одобрения самих предпринимателей.
В интересах олигарха из РФ
Беспокойство вызывает и сегмент малого и среднего бизнеса. Кто защитит их интересы? Обычные магазины уже сейчас должны покупать новые кассовые аппараты, использовать ПОС-терминалы, а это 160-200 тыс. тенге единовременных затрат и плюс ежемесячная абонентская плата. А теперь их еще будут заставлять ради какого-то сомнительного проекта приобретать сканер кодов (это еще примерно 30 тысяч тенге). А ведь наш малый бизнес и без того испытывает давление со стороны монстров из России: из-за громадных объемов товары из соседней страны всегда будут дешевле наших, а интернет и открытые границы уже сейчас ставят владельцев российских интернет-магазинов на первые строчки FORBES.
Результатом маркировки может стать то, что российский рынок нас просто поглотит.
Законы бизнеса еще никто не отменял: чем меньше производство, тем дороже на единицу товара будет стоимость внедрения процедуры маркировки, и чем дешевле товар, тем больше на его стоимость повлияет внедрение маркировки. Производство (любое) в Казахстане только-только начинает развиваться, мы все еще учимся правильно вести бизнес. Но если с помощью маркировок и прочего перекроют кислород, шанса развиваться дальше у нас не будет вообще.
Почему я в самом начале сделал упор на фармацию? Потому что с ней уже около года прорабатывают этот вопрос. Считают, что коль она уже есть в Европе, то наши фармацевты легко примут эту маркировку.
Мы (представители сферы автобизнеса) активизируемся, потому что, исходя из той политики, которая ведется у нас, есть достаточно серьезные опасения, что и на наш рынок маркировка тоже будет постепенно распространяться. В Россия маркировать шины предлагается уже с 1 декабря 2019 года.
Вообще все, связанные с развитием малого и среднего бизнеса в Казахстане, являются сложными. Этот сегмент не умеет еще себя защищать, у него физически не хватает времени на эти трудоемкие и непонятные процессы. А так как все государственные органы относятся к «малышам» не иначе как к уклонистам, в Казахстане наметилась тенденция к усилению позиции крупного бизнеса и закручивания гаек малому и среднему.
Недавно один таксист в приватной беседе со мной рассказал, что его личный рекорд по доходам — 420 тыс. тенге в месяц. Но это было единожды, когда в семье появились проблемы. «Чтобы заработать эти деньги я реально не спал, работал сутками», — сказал таксист. В торговле такая же ситуация. Экономика – саморегулируемая вещь: в условиях высокой конкуренции маржа от продажи не поднимается выше 30-40%. Так что наш средний предприниматель, если спит ночами, то зарабатывает 150 – 200, от силы — 250 тысяч тенге в месяц. И мне иногда начинает казаться, что большинство действий, которые предпринимаются в последнее время, делаются в угоду крупному бизнесу. Хотя, если смотреть объективно, российскому МСБу еще сложнее, чем нашему. Где-то Казахстан ушел даже вперед в плане поддержки бизнеса, но в последнее время мы берем пример с России – как надо ужесточать и усиливать контроль. Нужно ли нам копирование этого опыта? Может, мы сохраним аутентичность и будем делать то, что выгодно для собственного народа, а не для олигархов из соседней страны?»
Комментариев пока нет