Ауезхан ДАРИНОВ: «Цену на хлеб сформировали крестьяне… »
Глава Республиканского общественного объединения «Союз фермеров Казахстана» считает, что в сегодняшней ситуации цену на хлеб удастся контролировать
10 сентября Продкорпорация назвала закупочные цены на зерно. Факт отрадный, так как уборочная в самом разгаре и чиновники не стали традиционно тянуть с объявлением цены. Порадовала аграриев и вполне справедливая цена на выращенный хлеб, и новая схема закупа практически приравнявшая плательщиков и неплательщиков НДС, и то что теперь, цена будет зависеть от качества. Предусмотрена даже возможность обратного выкупа. Глава Республиканского общественного объединения «Союз фермеров Казахстана» Ауезхан Даринов, считает, что без создания Единого зернового холдинга, ничего этого добиться бы не удалось.
— Ауезхан Камешевич, поздравляем Вас и весь коллектив, всех членов СФК, так как в этом году схема закупа зерна и цена на него вполне адекватные, и в этом, несомненная заслуга Союза фермеров Казахстана.
— Спасибо. Фермеры, конечно, люди скромные, но тут скромность не к месту. На самом деле многие активисты Союза много работали, чтоб этого добиться. Опять же, спорили до хрипоты, сидели за расчетами. Наконец, вместе с Продкорпорацией и Минсельхозом мы пришли к общему знаменателю. Тут можно поблагодарить и их.
— В чем конкретно были расхождения?
— Понимаете, в любом деле нужно обосновать свою позицию. Просто так ведь просить: «Дайте нам 35 тысяч тенге за тонну!» — нереально. Никто ничего не даст. Поэтому, мы долго собирали информацию по затратам на 1 гектар среди фермеров разных регионов страны, с тем чтобы произвести расчеты. Это не так просто. Во-первых, люди сами по себе инертны, во-вторых, идет уборка и крестьянам просто некогда сидеть за бумагами. Всем хлеб нужно собирать. Буквально на прошлой неделе, 3-4 сентября мы ещё раз встречались с Продкорпорацией, то есть провели заседание управляющего совета Единого зернового холдинга, куда как вы знаете, входит 5 человек от нашего Союза и 5 представителей Продкорпорации. Мы, наконец, пришли к консенсусу, утвердили все схемы закупа и обратного выкупа и пошли с этим в Министерство сельского хозяйства РК. На уровне вице-министра провели ещё одно совещание, внесли кое-какие коррективы и договорились.
— То есть цену на зерно могли объявить и неделю назад?
— Теоретически да, но мы, то есть Союз фермеров Казахстана и Продкорпорация провели ещё региональные совещания с членами ЕЗХ. Где-то я лично, где-то мои заместители ездили по районам и говорили с фермерами. Вопросов было много. Многие люди пока с недоверием относятся к ЕЗХ, думают, что это что-то созданное искусственно сверху. На самом деле, то как будет работать ЕЗХ зависит в первую очередь от самих фермеров, от самих членов холдинга. От рядового фермера Петрова, Даринова, Сидорова и Мыркымбаева. Это мы и пытались донести.
— Получилось?
— Думаю, что да. Многие, наконец, увидели плюсы. По тому же обратному выкупу. Такого раньше никогда не было. Я думаю, для аграриев это просто отличный вариант работы в партнерстве с государством. Понимаете, ЕЗХ это такая махина, масштаб государственный, поэтому заставить его работать, работать на пользу аграриям – не так-то просто. Необходимо, чтобы усилия прилагал каждый фермер.
— А что с обратным выкупом? Как это будет работать на практике?
— По большому счету – это аванс, который по сумме практически сопоставим с средневзвешенной себестоимостью производства 1 тонны пшеницы. В данном случае, это 25 тыс. тенге или примерно 70% от установленных Продкорпорацией цен на пшеницу 3 класса. Скажем, сегодня фермер, вступивший в ЕЗХ, продал Продкорпорации 1000 тонн пшеницы и получил в виде аванса не 35 тысяч тенге, как все сдатчики зерна, а всего лишь 25 тысяч тенге за тонну. Но, в сравнению с другими фермерами, он до 20 февраля 2015 года, имеет право забрать свое зерно обратно из Продкорпорации и продать его по привлекательной цене любому другому трейдеру. При этом, достаточно вернуть Продкорпорации взятую сумму денег, компенсировать затраты на хранение зерна и комиссионные.
Если фермер не воспользуется своим правом обратного выкупа зерна, то Продкорпорация, исходя из рыночных цен, сложившихся в феврале месяце, на основании биржевых торгов, делает перерасчет и за минусом свих расходов, выплачивает фермеру доплату. Предположим, что в феврале месяце средняя цена 1 тонны пшеницы по результатам биржевых торгов составила 40 тысяч тенге, а затраты Продкопорации – 3 тысяч тенге. В данном случае, фермер получит дополнительно к 25 тысяч тенге аванса ещё 12 тысяч тенге за каждую тонну сданного им зерна. Выходит, что наш фермер, благодаря членству в ЕЗХ и продаже зерна на пике его цены, получит на 2 тысячи тенге больше, чем другие сдатчики зерна, получивших сразу на руки 35 тысяч тенге за 1 тонну.
Напомню, такая схема доступна только для членов Единого зернового холдинга. Спрашивается, как ещё объединить, сплотить хозяйства? Время поголовной коллективизации и колхозов прошло. Нужны рыночные, экономические стимулы, и мы пытаемся их внедрить. Думаю, фермеры поймут, что только выиграют.
Новая схема закупа с учетом НДС – один из таких рычагов?
— Абсолютно верно. Нашему Союзу, наконец, удалось добиться этого, хотя эту проблему мы поднимали уже давно. Сегодня, по сути, крестьян-неплательщиков НДС уравняли с плательщиками. Разница в 3% — это все-таки не 12%, как было. Говоря простым языком, сегодня мелкие крестьянские хозяйства дополнительно выиграют 2700 тенге с каждой тонны. Тем самым мелкие хозяйства сравняются с крупными ТОО, холдингами и другими плательщиками 12% НДС, у которых при этом есть сидка в 70% при его уплате. Хотя затраты на гектар несут и те и другие. Мелкие хозяйства так же покупают гербициды, технику и так далее, по тем же ценам, что и «крупняки». Рынок стал справедливее, скажем так.
— Теперь полностью займетесь уборкой, «с чувством исполненного долга?»
— Если бы. Теперь предстоит еще больший объем работы. Все эти схемы которые при казалось бы продумали, нужно оформить документально, то есть нужны конкретные нормативы, нужно прописать конкретный порядок всех этих операций, чтобы завтра и фермер и государство были защищены. Общее понимание конечно есть, прописаны и сами механизмы, но нужно въедливо, до каждой запятой, прописать все эти договора, условия и так далее. В общем, кропотливой работы ещё вагон и маленькая тележка. Мы ведь общественная организация, с добровольным членством. Государство нам так же денег не выделяет. Поэтому, мы не можем позволить себе большой штат, с юридическим или аналитическим отделом. Фермерам всю работу приходится проделывать буквально на коленках, на бегу, мотаясь между полем и конторой. В этом недостаток нашего Союза, но одновременно и преимущество – никто кроме этих людей, проводящих в поле круглые сутки, не знает, как тяжело растить хлеб.
Для сведения:
10-го сентября АО «Продовольственная контрактная корпорация» распространила официальный пресс-релиз, в котором назвала закупочные цены коммерческого закупа:
1) для пшеницы Triticum aestivum L. 3 класса:
— 35 000 тенге за тонну для плательщиков НДС и 33 950 тенге за тонну для неплательщиков НДС при клейковине 23-24%, натуре выше 730 г/л;
— 36 000 тенге для плательщиков НДС и 34 920 тенге за тонну для неплательщиков НДС при клейковине выше 25%, натуре выше 750 г/л;
2) для ячменя 2 класса:
— 24 000 тенге за тонну для плательщиков НДС и 23 280 тенге за тонну для неплательщиков НДС.
Алихан Кенже
Комментариев пока нет