Скрипучие евразийские колеса
На один из пригородных алматинских рынков я приехал в субботу, чтобы присмотреть себе новую машину. Хотелось бы поновее, получше, но, как водится – за «подъемную» для моего кошелька цену. А также хотелось мне разузнать, какие у меня перспективы продать поскорее свою 7-летнюю «Тойоту –Короллу».
На рынке в этот зимний день было не слишком многолюдно. И это еще мягко сказано! Продавцы большей частью скучали, переминались около своих надраенных железных коней, с надеждой поглядывая на любого прохожего, который соизволит обратить на них внимание. А если тот остановился – бросались на него, как вороны на упавший сыр.
— Какую машину ищешь, земляк? Посмотри мою – пятилетняя, продам со скидкой! А вот, посмотрите – «мерс», три года, отдаю на сорок процентов дешевле!..– эти и другие похожие завлекающие возгласы преследовали меня все время, пока я бродил по базару.
Что и говорить: цены на подержанные машины на авторынке упали процентов на тридцать. И все – равно – покупателей почти нет. Есенжол, один из продавцов, уже семь месяцев не может продать свою «камри».
— Даю объявления, сам стою здесь целыми днями… Если весной еще люди интересовались, звонили, то сегодня – полный штиль, никто даже не звонит. Я уже и цену низил на три тысячи – все-равно, интереса – ноль.
— Я пригнал машину еще в начале июня, думал, быстро продам – сетует владелец корейского «джипа» Сергей. – Да не тут-то было: цены за полгода упали почти на сорок процентов, Если мне по такой цене продавать, то я не только прибыли на получу, а еще и в долгах останусь. А ведь здесь многие машины покупали для продажи на заемные деньги… Как им сейчас выкручиваться?
Почти все продавцы сегодня клянут девальвацию российского рубля и жалеют, что не смогли предугадать такого «кульбита» российской валюты. Знали бы, то, конечно, как и множество других, рванули бы за машинами в соседнее государство. Впрочем, некоторые, чтобы как-то окупить ущерб от операций внутри страны, решили поправить дела за рубежом — сделками с российскими машинами.
— Я сейчас здесь, две машины продаю, мою и брата, а его отправил в Россию, чтобы он привез несколько дешевых машин – откровенничает Жанибек, автодилер со стажем. – Если с каждой проданной российской машины нам останется прибыль хотя бы в две тысячи долларов, то мы сможем покрыть ущерб от привезенных из Эмиратов дорогих машин. Никогда такого не было, чтобы наши автомобили так плохо «уходили»! Это все российский автоимпорт!
Действительно, сегодня, благодаря падению российской валюты, казахстанские города заполонили автомобили с российскими номерами, а в дилерских центрах Казахстана наступило коллапс. В некоторых их них за месяц продали всего три-пять машин. Возбудились представители автомобильного бизнеса, автодилеры, автопроизводители. По словам последних, эсли не принять каких-то срочных мер, то целый сектор экономики может просто погибнуть, а ведь здесь, в отечественном автопроме, были такие грандиозные планы! Да и сегодня, если судить по последней пресс-конференции АКАБ, они от этих планов не отказываются. Например, Андрей Лаврентьев, президент Ассоциации Казахстанского Автобизнеса, председатель правления группы автомобильных компаний «AllurGroup» считает, что сложившаяся сложная экономическая ситуация – это время, которое должно быть использовано с пользой. Именно сейчас, по его мнению, необходимо не снижать, а увеличивать инвестиции, сохранять рабочие места, повышать квалификацию, привлекать новых производственных партнеров, инвесторов для развития легковой, коммерческой и сельскохозяйственной техники. Это время для внедрения эффективной модели по увеличению локализации, дальнейшему развитию отрасли автокомпонентов, диверсификации производства. «У нас появляется очень важный период для строительства новых объектов, производственных линий, для роста мощности и качественного улучшения процессов производства. Т.е. это время для глобальной подготовки, наращивания конкурентных преимуществ перед решительным рывком в рамках рынка ЕАЭС». Прекрасные слова! Но есть один нюанс, который настораживает: этот рывок, по словам главного радетеля за казахстанский автопром, возможен только при комплексной, всеобъемлющей и стратегической поддержке государства! Автопроизводство, по словам Лаврентьева, не просит поддержки для того, чтобы существовать, ему необходима поддержка для стратегического развития, для «наращивания мускулов» перед основным стартом в рамках существования ЕАЭС.
Иными словами, наш автопром, в который и так уже вложены немалые государственные средства, которому предоставлялись многочисленные льготы, опять просит средств поддержки из бюджета.
Значит, получается, что все что уже произошло, несколько лет существования казахстанского автопрома, с его почти ежемесячными победными реляциями – это не есть «основной старт?! А как только реально открылись границы, как только исчезли все многочисленные ограничения, возник общий рынок автомобилей — тон этих реляций заметно сник и наш «могучий» автопром оказался бессилен в открытой конкурентной борьбе — и опять попросился к маме (государству) на ручки?! Или, скорее, к папе…
Кстати, сами автопроизводители раньше (на словах) всячески поддерживали и превозносили создаваемый евразийский рынок, уверяли, что он выгоден для каждого жителя наших стран. И действительно – в случае с автомобилями каждый житель Казахстана или Белоруссии мог бы двумя руками подтвердить: да, это действительно выгодно. Что-ж – люди закономерно воспользовались экономической ситуаций, купили неплохую автотехнику по цене вдвое дешевле, чем у себя на родине. Почему-то только это обстоятельство на очень обрадовало казахстанских «автобоссов». Вместо того, чтобы самим снижать цены на свои машины, снижать себстоимость, давать скидки для розничной сети и прочее, из их кругов понеслись панические возгласы, адресованные правительству: «Караул! Производство гибнет!». И требования как-то запретить, ограничить свободное передвижение авто через границу.
— Сегодня цены на автомобили в Казахстане снижаются, люди впервые получили реальный выбор, им теперь не надо переплачивать за аналогичный товар в наших официальных автоцентрах – считает Павел Ким, председатель правления Союза независимого автомобильного бизнеса республики. — И это очень хорошо! Наконец-то идея о выгодности для наших народов Единого экономического пространства Евразии была доказана людям на прямом, жизненном примере. Что же сегодня наши автопроизводители, официальные автодилеры так взволновались? Потому что они привыкли работать в «псевдорыночной» среде, когда государство всячески ограждало их привилегии, и они могли ставить ту цену на свой товар, какую они хотят… Вот пусть сейчас поконкурируют в настоящей рыночной среде! Посмотрим тогда, кто чего стоит…
По мнению Павла Кима, государство не должно вмешиваться в эту борьбу, особенно – не должно ущемлять и ограничивать, как это требуют сегодня наш автопром, мелких автодилеров, просто людей, желающих привести машину из-за рубежа.
-Если у нас общий рынок — значит общий, он или есть, или его нет. Не можешь конкурировать по ценам – уходи с рынка! Даже зарубежные производители понимают это и сами стали снижать цены на свои автомобили в автосалонах. А наши производственники все так же хотят, чтобы государство – то есть все мы – взяли ответственность за их неконкурентоспособную продукцию!
Действительно, сегодня цены на автомашины в автосалонах тоже снижаются. В автосалонах Hyundai Auto, Ford Almaty, Caspian Motors, куда мы позвонили, нам любезно сообщили, что цены на базовые модели машин с начала года снижены на 10-30 процентов. Самые большие скидки – на дорогие автомобили. Например, если раньше стоимость внедорожника была около 78 тыс. долларов, то сейчас он стоит 66 тыс. долларов. Правда, менеджеры уверяют, что снижение цен никак не связаны с ситуацией с российским рублем, это плановые мероприятия. Однако если ситуация с рублем и тенге не изменится, то им рано или поздно придется решать проблему привлечения покупателей, потому что цены на машины в России, хотя и поднялись, все -равно гораздо привлекательнее для казахстанцев, чем цены на практически ту же продукцию, но в казахстанских автосалонах.
— Этот год будет годом ожесточенной конкуренции на казахстанском рынка автомобилей – считает Павер Ким. – Если власти не будут вводит искусственных ограничений на импорт машин из России, то цены на них останутся низкими. А это прекрасный подарок для потребителей.
Стоянка новых автомашин в Южной Корее
Кстати, разница между курсами рубля и тенге к доллару приводит к тому, что острая конкурентная борьба разворачивается не только на автомобильном рынке. Машины – это только начало. Дешевый российский бензин ставит в неравные условия казахстанские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Об этом в Мажилисе Парламента РК сообщил министр энергетики РК Владимир Школьник. «Мы сталкиваемся с двумя проблемами: если дешевый бензин из России хлынет сюда, в Казахстан — это хорошо. Сейчас это уже идет. Мы установили предельную цену на АИ-92 109 тенге за литр, а в некоторых заправках цена уже ниже. Но тогда этот (дешевый бензин из РФ) вызовет остановку наших заводов, потерю рабочих мест» — сказал В.Школьник. Естественно, министр в такой ситуации предлагает отойти от рыночных принципов и включить «ручное регулирование»… Которое, опять же естественно, завершится поднятием розничных цен на бензин. Так всегда бывает: об едином открытом рынке легко болтать языком, а вот когда сам столкнешься с ним, то выбор далеко не всегда оказывается в пользу наиболее дешевой для потребителя продукции. Вот так и крутятся новые евразийские (и не только автомобильные) «колеса» – со скрипом и шумом.
Комментариев пока нет