Что зарабатываем – то и «проедаем»…
На II Международном бизнес-саммите Retail Business Kazakhstan 2015 были подняты темы современной покупательской способности населения, а также общественно-политические настроения и их влияние на экономику. На сессии «Мега аналитика» эксперты рассмотрели вопросы динамики потребительского кредитования, главные тенденции на рынке коммерческой недвижимости, влияние текущей экономической ситуации в Казахстане на рынок FMCG.
Выступая на одной из сессий форума Ольга Белоногова, партнер по аудиту CIP & TMT в компании «Делойт» рассказала о 5 глобальных тенденциях в мировом ритейле, сложившихся к 2015 году. Ежегодно компания проводит анализ деятельности 250 крупных ритейлеров мира с целью выявления общих тенденций. По словам Белоноговой, первым трендом является международный ритейл путешествий. Свыше 1 млрд. человек ежегодно путешествуют по всему миру, и тратят при этом более 1 трлн. долларов. Основными покупателями являются представители среднего класса из развитых стран, в первую очередь, из Китая. Они предпочитают покупать товары класса luxury. Эти товары стали доминировать в аэропортах, постепенно вытесняя зону dutyfree. Ритейлеры уделяют этой категории товара большое внимание. Свыше половины продаж товаров класса luxury приходится именно на туристов.
Второй тренд указывает на растущую важность мобильного ритейла. 65% населения земли используют мобильные телефоны, 83% интернет-трафика идет через смартфоны. К 2017 году онлайн-продажи составят 738 млрд. долларов в год. Две трети покупателей всего мира ищут информацию через смартфон, однако половина покупателей не лояльны к ритейлерам. Они ищут разные каналы продаж, и пойдут туда, где будет быстрее и дешевле, вне зависимости от того, как их обслужили.
Третьим трендом Ольга Белоногова назвала скорость обслуживания и быструю смену ассортимента. При этом опыт покупателя не сводится только к покупке товара. Процесс покупки теперь совмещен с развлечениями и эмоциями. В качестве примера эксперт привела испанских ритейлеров, которые в формате одного магазина рассматривают возможности сразу для 5 поколений испанской семьи. Такой переход привел к 30-процентому увеличению посещаемости моллов.
Четвертый тренд — это постоянная связь с покупателями. Современные покупатели хотят видеть информацию о наличии товара с любого устройства и в любое время. Пятый тренд – это инновационный ритейл. По словам эксперта Ольги Белоноговой, сейчас наблюдается большое количество его форм.
Петер Горанов, директор Департамента Стратегического Консалтинга и Оценки, Scot Holland LLP, Part of the CBRE Affiliate Network, Agency & Development, дал оценку покупательскому поведению казахстанцев.
— Потребительские расходы населения составляют 94% от доходов. Казахстанцы тратят все! Это плохо. Если говорить о структуре расходов, то 42% из 94% тратится на еду. Во многих западных странах существует такой показатель: если на еду тратится 20% — это опасный признак. Что уже тогда говорить о Казахстане? Для покупки бытовой электроники, фэшн, путешествий остается не так уж и много.
Эксперт напомнил, что бюджет РК рассчитывается, исходя из цен на нефть. По его мнению, ожидается вторая волна девальвации:
— Мне кажется, что без нее нельзя обойтись. Рубль упал, казахстанский экспорт из-за этого страдает. Чтобы был паритет в бизнесе, нужна девальвация. Отмечу также неуверенность в завтрашнем дне со стороны потребителей. До кризиса люди тратили деньги охотнее. С момента девальвации 40% потребителей меньше ездят отдыхать, стали меньше ходить по ресторанам.
— Многие арендодатели до сих пор не хотят понять, что кризис снова наступил, — говорит Горанов. – Они не хотят обсуждать более гибкие условия аренды. Есть успешные в этом отношении бизнесмены, но их немного. И еще один, крайне важный момент: в Казахстане слишком много бюрократии, слишком много требуется разрешений, рецензий, и все это опять же сказывается на конечном потребителе.
На вопрос о том, силен ли в чем-то казахстанский рынок, эксперт ответил, что его сила – в молодости:
— Нам есть куда расти! Таможенный союз открыл рынок в 170 млн. чел, и при определенных экономических условиях РК будет иметь возможность постоянно расширять свой рынок. Тем более, что население страны становится все более грамотным и современным, люди все меньше хотят покупать товары на барахолке, они идут всей семьей в торговые центры.
Генеральный директор Nielsen Kazakhstan Константин Локтев рассказал о глобальных тенденциях рынка FMCG. Он пояснил, что это своего рода барометр поведения покупателя в современных условиях.
— Возьмем динамику продаж. Темпы роста рынка FMCG практически ушли в ноль к последнему периоду – зима-весна 2015 года. Если говорить об отдельных категориях, не все они ведут себя одинаково, есть падающие, есть растущие категории. Напитки пока еще находятся в плюсе на 9%. А вот на сигареты, продукты, на товары по уходу за домом и товары личной гигиены отмечается снижение продаж. Почему так происходит? Потому что меняется модель поведения покупателей, они покупают меньше. 87% покупателей отмечают рост цен, а это влечет за собой не только рост снижения покупательской способности, но и психологический фактор. Цены растут, значит, надо экономить. С другой стороны, реальные денежные доходы по официальной статистике не снизились, они находятся в позитивной зоне.
Локтев назвал еще один фактор влияния на покупательское поведение — это настроение в обществе. Ожидание девальвации сильно на нем сказалось. Также огромное влияние на казахстанский рынок оказала девальвация в России.
— Действительно, сейчас не только в нашей стране, но и во всем мире происходят события, которые влияют на развитие ритейла, — отметил Локтев. – Это неизбежно, поэтому нужно постепенно подстраиваться. Будущее за развитием формата магазинов у дома, а не гипермаркетов. Темпы развития онлайн-торговли возрастут. Важно помнить, что всем нам приходится подстраивать стратегию и тактику своего бизнеса под среду, в которой мы находимся. Однако факторы выбора покупателями вашего товара остаются такими же: цена — качество, удобство при совершении покупки и широкий ассортимент.
Комментариев пока нет