Сгоревший «Адем»: между драмой и фарсом
Поддержать

Сгоревший «Адем»: между драмой и фарсом

Попытки помочь погорельцам торгового центра наталкиваются на встречные претензии

Генеральный директор известного всей стране торгового центра  «Адем» Ербол Тымбаев рассказал о плане по ликвидации последствий пожара и помощи пострадавшим. По его словам, уже к середине мая 342 новых бутиков распределены между арендаторами первой очереди. Для упорядочения процесса подачи всевозможных заявлений, получения «возврата аренды» и решения наиболее острых вопросов, были созданы несколько рабочих групп, которые решают юридические, бухгалтерские, арендные и иные вопросы. Он отметил, что ускоренное возведение новых торговых площадей приведет к тому, что к осени все погорельцы будут обеспечены временными рабочими местами.

Однако пострадавшим торговцам это предложение не понравилось. Их представитель, известный юрист Василий Резван озвучил претензии  к самой идеи установки на территории ТЦ «Адем» «надувного здания», которое, по его мнению, не соответствует существующим нормам пожарной безопасности.

«На сайте ТОО «Алматы XXI век» обозначен вот такой надувной объект, который предлагается разместить, я так понимаю, напротив «Адема-3», «Адема-2». Согласно паспорту, который опубликован на сайте, площадь данного павильона — 4 тысячи 500 квадратных метров… Строительный подрядчик – российская компания ООО «Вектор-М».

Но, по словам юриста, в самой России нет еще стандартов противопожарных требований к таким зданиям, тем более, их нет и в Казахстане. По его мнению, строительство такого здания опасно, прежде всего – с противопожарной точки зрения. И этим вопросом должны заняться компетентные государственные и контролирующие органы.

Василий Резван попытался объяснить и второй важный момент, который волнует всех, вовлеченных в эту неоднозначную ситуацию с пожаром – отсутствие страховок от пожара у «погорельцев».

«Говорили, что наши предприниматели отказывались страховать своё имущество,  и ввели в заблуждение депутатов партии «Ак Жол»… Мы опровергаем  данную информацию и заявляем, что все предприниматели, открывая свое дело, хотели застраховать своё имущество. Все предприниматели, так или иначе, водили всех страховщиков, которых они знали, в «Адем». Но все страховщики заявили, что, согласно закону о страховой деятельности и другим нормативным актам, они имеют право страховать, если проведены противопожарные мероприятия. И не позднее года — то есть, если за прошедший год проведены, если приняты все меры. Эксперты страховых компаний, приходя в «Адем-1», видели алюкобонд, видели алюминий с медью (так называемые скрутки проводов из разных металлов — прим. редакции) и отказывались страховать имущество наших предпринимателей. Доказательством служит «Адем-2» и «Адем-3». Пусть хоть одна компания застрахует. Ни одна компания, пока не будет заменен алюкобонд, алюминий с медью, не будет страховать ни одного предпринимателя в «Адеме-2», «Адеме-3».

Получается, что сами предприниматели не виноваты – они-то хотели, но никто их не страховал… Прямо-таки руками ногами отбивались от заключения страхового договора! Но слова юриста опровергают руководители крупнейшей в стране страховой компании «Евразия», которые заявили, что как при страховании самого здания от пожара, чем занималось руководства ТД «Адем», таки при страховании предпринимателей, работавших в центре, имевших там свои бутики, они не нашли никаких противопожарных нарушений. Наоборот – выступая перед СМИ председатель правления АО «Страховая компания «Евразия» Борис Уманов и исполнительный директор АО «Страховая компания Евразия» Шакир Иминов заявили, что объекты торгового центра отвечали всем требованиям противопожарной безопасности. Получается, что здания «Адема» имели, пожалуй, самую совершенную противопожарную систему, какая только возможна. Вот что говорит Шакир Иминов:

«Электричество городское, распределяется по зданию через вспомогательную подстанцию, система электроснабжения является полностью автоматизированной. По всему зданию, с запада на восток, тянутся противопожарные разбрызгиватели, на расстоянии 4-5 метров, в количестве 2276 штук. Подача воды осуществляется из двух больших резервуаров, установленных возле торгового центра, через насосную станцию. Объем пожарных резервуаров составляет 5000 куб. м. Также на каждом этаже установлены пожарные щитки с рукавами, в количестве 272 единицы. Имеются тоннели для вытяжки дыма, в каждом здании по 14 штук. Насосная обеспечивается электроэнергией с двух источников, что автоматически обеспечивает подачу электроэнергии через автоматический ввод резерва. Дизель-генераторная установка проектом не предусмотрена…»

Вывод- общее состояние здания до пожара страховщики оценили как «отличное». Мало того, по заявлению СК « Евразия», торговый центр «Адем» представлял собой «идеальный объект для страхования».

На той же встрече старховщиков «Евразии» со СМИ была раскрыта  причины, почему владельцы бутиков не страховали свое имущество от пожара. Это невежество, пресловутая надежда на «авось» и банальная жадность. Как пояснил Борис Уманов, все слухи, что страховка от пожара стоит запредельных денег – обман. Страхование имущества от пожара на миллион долларов стоит застрахованному порядка 1 тысячи долларов в год. Но и этих денег владельцы бутиков не захотели платить… А те немногие – всего семь компаний, которые все-таки решились и застраховались, уберегли себя от проблем большинства погорельцев, им волноваться нечего. По условиям страхового полиса они получат от 50 до 200 миллионов тенге. «Получат в любом случае»- подчеркнул Борис Уманов. Как и владельцы ТЦ «Адем». Которым  алюкбонд и  прочие обстоятельства также не помешали застраховать здание. В проигрыше остались только те, кто не застраховался. В этом контексте понятна тактика юриста пострадавших Василия Резвана: обвинять в отсутствии страховки не самих предпринимателей, а некие внешние обстоятельства, которые помешали им. И принять такую логику было бы можно, если бы не пример  этой «семерки», которым ничто не помешало получить страховой полис. С учетом этого, сетования юриста на «непреклонность» страховых компаний мало кому могут показаться убедительными… Кто хотел – застраховался.

Среди накаленной атмосферы вокруг пожара  «Адема» и вопросов, связанных с помощью пострадавшим, как водится, расцвели как информация, так и намеренная дезинформация. Пострадавшие от пожара бизнесмены пытаются обвинить во всех бедах владельцев и руководство торгового центра, последние ссылаются на «обстоятельства непреодолимой силы»… Погорельцы обвиняют во всех грехах как руководство «Адема», так и следственные органы, акимат Алматы. Претензии к ним отчасти справедливы, и к следствию, и к акимату. Но общая картина для погорельцев вырисовывается нерадостная: реальную финансовую компенсацию за свои потери они вряд-ли получат. Разве что следствие и суд  докажут, что пожар – дело рук самих владельцев «Адема».

На прошлой пресс-конференции Василий Резван и пострадавшие бизнесмены рассказывали, как они безоглядно доверяли руководству сгоревшего здания. « Многие торговцы хранили в кабинете директора центра свои договора об аренде, деньги, документы, даже паспорта!» Они были уверены, что владельцы здания уберегут их от пожара или, во всяком случае, должны отвечать за его последствия. И вот как нехорошо получилось…

Погорельцев, конечно, по — человечески жалко. Но такие рассуждения – для детской песочницы. Иначе следует признать, что подавляющее большинство владельцев бутиков – чрезвычайно наивные люди, которые не знают основного закона бизнеса: доверяя – проверяй. И закрепляй свои права в письменных договорах.

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *