От ШОСа до Хоргоса
23-24 июня 2016 года в Ташкенте, в 15-ю годовщину образования ШОС, будет проводиться шестнадцатое заседание совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (СГГ ШОС) и делового совета ШОС. На заседании также ожидается присутствие и выступление глав делегаций государств-наблюдателей при ШОС – Афганистана, Беларуси, Индии, Ирана, Монголии, Пакистана, которые тоже хотели бы вступить в это объединение. Предполагается, что главы государств-членов ШОС подпишут «Ташкентскую декларацию пятнадцатилетия Шанхайской организации сотрудничества».
Этому событию, а также открывающимся новым перспективам экономического сотрудничества со всеми странами региона была посвящена встреча известного казахстанского бизнесмена Раимбека Баталова, который в этом году возглавит Деловой совет Шанхайской организации сотрудничества (ДС).
Деловой совет ШОС — это самостоятельная структура, способная принимать рекомендательные решения и давать экспертные оценки по перспективным направлениям подключения представителей бизнес-сообщества государств-членов ШОС к торгово-экономическому, инвестиционному взаимодействию в рамках Организации. По словам Раимбека Баталова, ДС под его руководством окажет содействие развитию эффективного регионального сотрудничества государств — членов в торгово-экономической, кредитно-финансовой, научно-технической, энергетической, транспортно, телекоммуникационной, агропромышленной и других областях;
будет способствовать реализации проектов в различных сферах экономики на территории государств — членов.
Основным имиджевым и инвестиционным проектом сотрудничества Казахстана и Китая в рамках ШОС должен стать проект АО «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос». Само название центра несет в сознании казахстанского общества некие негативные ассоциации, связанные с коррупцией и межведомственной борьбой, сопровождаемыми громкими скандалами.Президент АО «МЦПС «Хоргос» Василий Ни и Раимбек Баталов считают, что это положение следует решительно изменить, проведя своеобразный ребрендинг названия. По их словам, теперь оно должно ассоциироваться с яркими, солнечными красками развития и сотрудничества.
— В конце 2015 были разработаны новый генплан и концепция развития международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос». – сообщил Василий НИ. — Поставлена задача – создать на этой территории центр, основанный на деловом и развлекательном туризме. Активно будет развиваться и кулинарный туризм. Для этого предусмотрено возведение кафе и ресторанов, в которых будет представлена кухня 40 стран мира.
На резонное замечание журналистов о том, что на китайской стороне возведен целый город, с торговыми комплексами, офисами, небоскребами, дорогами и полной инфраструктурой, а на казахстанской все эти годы конь не валялся, Василий Ни только сокрушенно пожал плечами – он не может отвечать за деятельность прежних руководителей Центра. Но сегодня, по его уверениям, все быстро меняется. В Центр вновь приходит жизнь, вместе с инвесторами. Большое значение Василий НИ придает сотрудничеству с Деловым советом ШОС.
— Через Деловой совет мы будем продвигать «Хоргос» по всем направлениям, рассказывать предпринимателям других стран, что мы не базар, а серьезный крупный международным производственный, логистический и туристический центр. — считает Василий Ни. — В рамках сотрудничества с ШОС будут организованы инфотуры, в которых мы расскажем, что у «Хоргоса» — уникальный формат. Мы приглашаем семьи. Мужчины могут приехать сюда и делать бизнесом. Женщины займутся покупками. Дети – отдыхом и развлечениями.
Замечательно, что бизнесменам со всего мира в Хоргосе можно будет совмещать приятное с полезным, но пока это все – только планы. Что же реально происходит на казахстанской стороне МЦПС?
Как рассказал новый руководитель МЦПС, 1 июля на казахстанской территории «Хоргоса» планируется сдача первых двух объектов площадью 10 тыс. кв. м. К концу 2016 планируется сдать еще четыре объекта и довести общую площадь до 100 тыс. кв. м. Вроде бы хорошо, но это только капля в море, по сравнению с оставшимися объемами работ. Всего по генплану к 2018 году должны быть возведены 56 объектов, причем только по 30 из них заключены инвестиционные договора. По остальным работа идет только на начальной стадии, с ними заключены меморандумы, или ведется обсуждение эскизов. Так что почти половина объектов сегодня, как ни грустно, пока в «подвешенном» состоянии.
— Общая сумма инвестиций определена в 586 млрд тенге. – рассказал Василий Ни. — Из них 46 млрд выделило государство на создание инфраструктуры, остальное – частные инвестиции.90% инвестиций – это деньги из-за рубежа. Причем львиная доля приходится на китайский бизнес. По словам Василия Ни и Раимбека Баталова, на «Хоргосе» уже начали работать турецкие инвесторы, большой интерес проявляют арабские, иранские, французские компании, готовится большая встреча с японскими инвесторами.
— Мы считаем, что продвижение «Хоргоса» позволит привлечь дополнительные еще полтора миллиарда долларов инвестиций. – считает Василий Ни. — Это приведет к созданию 10 тыс. рабочих местежегодный оборот проекта составит к 2020 году1,8 трлн. тенге. — Президент ставил задачу, чтобы проект полностью заработал к 2018 – мы ее не меняем, несмотря на всю сложность. И планируем, что к этому времени все основные объекты уже будут функционировать.
Раимбек Баталов рассказал, что значительное время его работы в Деловом совете ШОС будет посвящено привлечению бизнеса в МЦПС, разъяснению предпринимателям уникальных преимуществ «Хоргоса».
— Мы разговариваем со своими коллегами из Узбекистана, Таджикистана, Китая, России и других странах и говорим: есть уникальная приграничная территория, в рамках которой можно упрощенно развивать проекты; есть транспортный хаб; есть 2-миллионный город – Алматы, — объяснил Раимбек Баталов. — Мы говорим как крупному, так и среднему и малому бизнесу: «Добро пожаловать!». Конечно, двигаться к этому нужно постепенно, Step by Step, шаг за шагом, постепенно реализуя все более открывающиеся двери рынков нескольких огромных стран.
Но почему бизнес все-таки осторожничает, почему у МЦПС не наблюдается бума предпринимательской активности? Оказывается, как пояснили Василий Ни и Раимбек Баталов, у «Хоргоса» есть проблема, которая мешает бизнесу активно инвестировать – отсутствие законодательной базы для функционирования МЦПС. Парадоксально звучит, ведь Центр существует уже долгие годы, однако, как оказалось, существующая для него нормативная база совершенно не удовлетворяет инвесторов.
— Мы говорим инвесторам: приходите, вкладывайте по 50-100 млн. долларов, а надежного закона, правил игры нет. – объяснил ситуацию Раимбек Баталов. Сегодня при Минэкономики уже создана рабочая группа, которая разрабатывает законопрект. Спикеры надеются, что он поступит в парламент на обсуждение уже в сентябре 2016, а к 1 января 2017 будет принят. Но здесь, думается, сказывается объяснимый оптимизм Василия Ни, как нового руководителя, который не до конца знает, как проходят законопроекты у нас с парламенте… Журналисты тут же задали ему вопрос: а если нет, если закон не примут?
— А если нет, то это значит, что мы плохо работали – уклончиво ответил Ни.
Но бюрократические и организационные препоны не могут отменить того факта, что бизнес очень активно интересуется возможностями работы на МЦПС, считает Раимбек Баталов. Бизнесмен рассказал, что сегодня идет работа по выходу казахстанской продукции на рынок Китая.
— Это огромнейший потенциал и мода на инвестирование в сельское хозяйство растет. – заявил он.- Важнейший вопрос — чтобы были рынки сбыта. Конечно, необходимо, в первую очередь, насытить внутренний рынок, но не стоит забывать о тех экспортных возможностях, которые есть у нас в рамках ШОС — заявил Баталов.
По его словам, Китай активно приобретает у казахстанских бизнесменов кондитерские изделия, молочную продукцию, минеральную воду. При этом, сейчас главным вопросом является открытие рынка, а не наличие соответствующих производственных мощностей.
-Увеличить производство мы можем, как говорится, «на раз» — заявил он. – Нет никаких проблем, чтобы поставить новые линии и насытить возросший спрос. Но главное, чтобы был открытый рынок.
Поступают в Китай также мука, китайцы активно полюбили наши хлебобулочные изделия. По его мнению, именно продукты питания, и шире – продукция нашего агрокомплекса, будет очень востребована на китайском, да и на других рынках – из-за его высокого качества и экологичности.
— Все предприятия, которые работают в направлении экспорта в Китай, это компании из Алматинской области. Если раньше их производственные мощности были загружены на 10-15%, то сейчас они загружены на 100%. И этот сбыт идет в Китай. Как только бизнес почувствует, что рынок открыт, инвестиции в производство продуктов вырастут — заявил Баталов.
На вопрос, как сказалась девальвация тенге на деятельность предприятий, Баталов ответил, что весьма положительно.
-Я, как действующий бизнесмен скажу: после девальвации тенге активность экспортеров увеличилась в несколько раз. В несколько раз возросла и активность наших потенциальных потребителей на рынках других стран. Наша продукция стала конкурентоспособной по цене и качеству. Вопрос экспорта для бизнеса сейчас — это вопрос жизни и смерти. Предприниматели активно перестраивать свой бизнес на экспорт своей продукции, на производство и переработку сырья внутри Казахстана. С открытием рынков Китая, Индии и Ирана возможности нашего бизнеса могут многократно расшириться. – уверен Раимбек Баталов.
«Хоргос» сегодня приглашает инвесторов строить на территории центра не только торговые дома, гостиницы и рестораны, но и переносить сюда производства. В рамках Делового совета уже состоялись встречи с предпринимателями Китая, Индии, других стран, которые производят текстиль, электронику, машины, мебель. Многие из них работают на юго-востоке Китая, хотя поставляют продукцию в СНГ и Восточную Европу, рассказал Раимбек Баталов. Перенос производства в «Хоргос» мог бы значительно сократить их логистические издержки. А для Казахстана появятся новые рабочие места и на экспорт пойдет продукция под маркой «Made in Kazakhstan».
Все бы хорошо, но хорошие начинания губят бюрократические препоны и многочисленные межстрановые и межведомственные согласования. Даже чтобы продавать в Китае хлеб, нужно согласовывать технические параметры, техрегламенты, которые у наших стран разные, а это все никак не удается. Процесс этот идет годами, несмотря на политическую волю и принятые на самом высоком уровне решения. Торможение идет на разных уровнях, от чиновников до недостатков инфраструктуры. «Хоргос», который сегодня переживает очередной всплеск активности, служит хорошей иллюстрацией того, как трудно самые замечательные идеи претворяются в жизнь, как сильно их реализация зависит от слаженной работы множества институтов. И как непросто осуществлять экономическую интеграцию, чтобы удовлетворять интересы всех партнеров.
Комментариев пока нет