Приплыли не долетев. Почему в нефтеносном Казахстане всегда не хватает топлива?
Накануне национальный перевозчик «Air Astana» забил тревогу, сообщив, что казахстанскому рынку авиаперевозок грозит дефицит авиакеросина после посевной, поскольку единственный его производитель в стране — Шымкентский НПЗ — после окончания кампании встанет на ремонт. В текущем году потребность гражданской авиации в авиационном топливе составляет 800 тыс. тонн, 241 тыс. тонн производится Шымкентским нефтеперерабатывающим заводом, остальное идет из России.
«Из-за прекращения поставок авиакеросина из России и предстоящей приостановки Шымкентского нефтеперерабатывающего завода регулярное авиасообщение в Казахстане находится под угрозой срыва», сообщили в компании.
«Газпромнефть», «Роснефть», «Лукойл» и «Татнефть» в среднем ежемесячно осуществляли поставку в Казахстан 44 тыс. тонн авиакеросина в 2016 году, в 2017 году объем поставок российского авиакеросина снизился до 15 тыс. тонн. По сути, из-за того, что Россия снизила объем поставок в Казахстан топлива, могут начаться перебои в полетах, предупредил перевозчик.
Абсурдность ситуации, когда в стране, львиная доля нефти которой экспортируется за рубеж, не хватает топлива для внутреннего пользования, уже больше напоминает либо кретинизм, либо заговор
Абсурдность ситуации, когда в стране, львиная доля нефти которой экспортируется за рубеж, не хватает топлива для внутреннего пользования, уже больше напоминает либо кретинизм, либо заговор. Уже который год Минэнерго рассказывает о том, как в следующем году Казахстан перейдет на полное самообеспечение топливом. Но этот день сурка затянулся на десятки лет. А зависимость от российского топлива лишь усиливается.
Ответ минэнерго на призыв национального авиаперевозчика оказался обезоруживающим по своей логике: обеспечение топливом не его задача, а как раз самих компаний.
«Мы, как министерство, можем обеспечить производство, изменить графики загрузки. Вопросы поиска объемов, которые импортируются из Российской Федерации, прежде всего задача самих авиакомпаний. Об этом мы писали еще в феврале текущего года, когда пришла заявка на 450 тысяч тонн импорта. Мы это отразили с Российской Федерацией. Дальше уже задача авиакомпаний вести переговоры с российскими НПЗ. Желательно заранее законтрактовывать эти объемы и обеспечить необходимый импорт», – сказал вице-министр энергетики Асет Магауов.
Пока же в стране, где недавно с помпой прошла выставка, главной движущей силой которой было развитие альтернативных видов энергии и зеленых технологий, нет возможности обеспечить себя даже традиционными
В действительности, ответ вице-министра казался бы куда более логичным, если бы он сказал, что мы, как министерство энергетики, уже давно должны были обеспечить стопроцентное самообеспечение Республики собственным топливом. Пока же в стране, где недавно с помпой прошла выставка, главной движущей силой которой было развитие альтернативных видов энергии и зеленых технологий, нет возможности обеспечить себя даже традиционными.
В Казахстане, как известно, эти элементарные законы рынка не работают, и глава Минэнерго всегда аргументировано объяснит – почему
Трагичность ситуации в том, что она стала привычной. Казахстану ежегодно не хватает около 30% от всего объема необходимого топлива, дефицит республика восполняет за счет импорта из России. Но в этом году в самой РФ проходят ремонты НПЗ, спрос на внутреннем рынке также вырос, поэтому объем поставок в Казахстан сократился. То есть если вдруг Москва когда-нибудь решит вообще не поставлять топливо в Казахстан, то страна станет перед фактом еще более существенного роста цен на бензин и возможного воздушного коллапса. Обеспечить топливную независимость могло бы строительство 4 НПЗ, но не так давно оно было признано нецелесообразно. Восполнить недостающие объемы хотели за счет модернизации действующих трех НПЗ. Модернизация также пошла со скрипом, зато цены на ГСМ стремятся вверх на фоне того, как во всем мире топливо дешевеет вслед за падающей нефтью. Но в Казахстане, как известно, эти элементарные законы рынка не работают, и глава Минэнерго всегда аргументировано объяснит – почему. Например, недавно Канат Бозумбаев после очередного роста цен сообщил, что никаких предпосылок для роста цен нет, но они почему-то выросли.
Постоянная заморозка строительства нового НПЗ связана с лоббированием интересов российских экспортеров топлива, так как Казахстан почти треть недостающих запасов ГСМ покрывает за счет России
Стоит напомнить, что ранее планировалось, что модернизация действующих НПЗ закончится еще в 2015 году. К этим же срокам оговаривалось начало строительства четвертого НПЗ, но его все время откладывают. Существует предположение, что постоянная заморозка строительства нового НПЗ связана с лоббированием интересов российских экспортеров топлива, так как Казахстан почти треть недостающих запасов ГСМ покрывает за счет России. Это может играть на руку реализаторам ГСМ в Казахстане, поэтому им может быть невыгодна полная топливная независимость республики. Ранее властями сообщалось, что к 2019 году в РК появится новый НПЗ. Однако есть еще одна версия, более фундаментальная причина того, почему строительство такого НПЗ затягивается: его появление не решит задачу обеспечения страны дешевыми горюче-смазочными материалами. Нефтяные компании не заинтересованы в поставках нефти на местные НПЗ, им это будет обходиться гораздо дороже, чем экспортировать ее. Согласно плану правительства, к концу 2015 года Казахстан должен был на 100% обеспечить внутренний рынок страны всеми видами высококачественных нефтепродуктов. Этого нет, и явно не предвидится.
Нефтяные компании не заинтересованы в поставках нефти на местные НПЗ, им это будет обходиться гораздо дороже, чем экспортировать ее
Проблемы недозагруженности трех действующих НПЗ и срыва их модернизации экономист Петр Своик видит в существующей в РК схеме вывоза сырья за пределы страны. Он считает, что основной упор государство делает на экспорт углеводородов. Владельцы Шымкентского и Павлодарского завода — тоже иностранцы, которые изначально ориентированы на вывоз сырья. «КазМунайГаз», которому принадлежит Атырауский НПЗ — тоже экспортоориентированная компания. Поэтому внутренняя переработка нефти в такой парадигме стала попросту экономически невыгодна. К тому же, продукты нефтепереработки в Казахстане — это бензин марок А-76, А-80, А-85, и только очень немного — АИ-91-93, АИ-96, дизельное топливо, авиационный и осветительный керосины, печное топливо, сжиженный газ, то есть всего этого с каждым годом будет становиться меньше. Поэтому, когда люди удивляются, почему при таком количестве нефти в РК столь дорогой и некачественный бензин, то здесь нет ничего удивительного. Так как нефтеперерабатывающие заводы незагружены и там устаревшее оборудование, то растут затраты и на саму переработку. В результате заводы вынуждены переходить на выпуск наиболее некачественных видов топлива», — заметил Петр Своик.
Понятно, что проблема с авиатопливом как-то решиться. Со стороны «Air Astana» это была обыкновенная страшилка. Но для фундаментального решения вопроса нужна политическая воля.
А пока казахстанцы обречены на фатальную зависимость от милости соседнего государства. Будем надеяться, что это поможет модернизировать наше сознание.
Комментариев пока нет