Слово о тех, кто «размножается неполовым путем»
Абу Алиев
В чем заключается главная беда Казахстана? Почему в богатой по всем статьям стране столь высокий процент граждан, живущих за чертой бедности? Почему ни одна программа развития так и не заработала в полную силу? На эти и другие вопросы можно ответить просто — во всем виноваты плохие кадры.
Вспоминаются 1980-е. Тогда количество чиновников в Казахстане достигало 25 тысяч против 100 с лишним тысяч в настоящее время. При этом в стране, как и сейчас, население составляло 16 миллионов человек, а вот коэффициент полезного действия был несравнимо выше. Судите сами: сбалансированная экономика с развитой промышленностью, сельским хозяйством, солидной научно-технической базой и стопроцентным самообеспечением продовольствием. Инфляция, безработица и коррупция были почти на нуле, уровень жизни превышал нынешний, образование и здравоохранение были не только бесплатные, но и качественные. Сейчас многое из этого утеряно, а экономика основательно подсела на нефтяную иглу и импорт почти всех видов ТНП.
Под стать понятию «слуги народа» были и сами госслужащие. Не говоря об ответработниках среднего звена, многие секретари ЦК Компартии республики нередко ходили на работу пешком, без всякой охраны, сирен и перекрытия улиц. Сейчас достучаться даже до районного акима весьма проблематично.
Вроде бы в 2010 году было сокращено 26 тысяч чиновников, или приблизительно 17 процентов, что должно было сэкономить до 130 бюджетных миллионов долларов в год. Что более важно, оптимизация была призвана повысить эффективность госслужбы. Но вот какая штука. Во-первых, в основном были сокращены вакансии и произведены соответствующие передвижки, то есть физически сокращение коснулось незначительного количества людей. Во-вторых, что касается реальных увольнений (на бюрократическом сленге — «резать по живому»), то они могли затронуть так называемых «негров», которые тянули лямку и за себя, и за вышестоящего начальника, ибо они, «негры», не имеют поддержки во властных коридорах, в отличие от тех чиновников, которые действительно впустую занимают свои кресла. Получается, что с водой могли выплеснуть ребенка. Это значит, что, в-третьих, и без того гипертрофированный дисбаланс в структуре госслужбы (в среднем на одного исполнителя приходится три начальника) имеет тенденцию к дальнейшему росту. Хотя с точки зрения здравого смысла должно быть наоборот.
Наконец, замечена еще одна странная закономерность: чем сильнее сокращают чиновников, тем больше их становится. Еще кремлевский политический старожил Андрей Громыко, подытоживая советский опыт борьбы с бюрократией, уже во времена перестройки отмечал: «Не было за 70 лет периода, когда бы мы не сокращали аппарат, а он все увеличивался». Так, по данным депутата Владимира Нехорошева, с 2001 по 2010 год количество чиновников в Казахстане выросло с 65 000 до 102 747 человек. «Правильно говорят, — замечает при этом депутат, — что только чиновники у нас размножаются неполовым путем. Но прирост богатства страны не происходит за счет роста чиновников».
Совсем другую статистику на этот счет приводит правительство: в Кабмине посчитали, что за последние десять лет количество чиновников увеличилось вдвое и достигло цифры в 170 тысяч человек. Кстати, в категорию госслужащих не входят работники силовых структур и спецслужб, депутаты всех уровней, обслуживающий персонал, сотрудники МЧС, национальных компаний, различных фондов развития и ряда других служб.
Раздуванию штатов способствует вполне понятное желание чиновников улучшить свое материальное положение. Для этого надо возглавить более крупную структуру. Поэтому на месте сектора создается отдел, на месте отдела — управление, на месте управления — департамент и т. д. В итоге работа разделяется на большее количество звеньев, создается видимость бурной деятельности: обобщается опыт, пишутся какие-то неудобоваримые отчеты вместо внятных бизнес-планов и презентаций. Уместно заметить, что причиной взяток, волокиты, препирательств и перекладывания обязанностей является именно чрезмерное количество чиновников, а также всевозможных инстанций.
Отсюда другая распространенная практика — когда возникает проблема, как правило, создаются соответствующие органы: ведомства, комитеты, комиссии, штабы. То есть количеством компенсируется качество работы. Правда, не очень-то это и получается: зачастую это не только не решает проблемы, а, напротив, еще более усугубляет ее.
Среди прочих факторов низкого КПД госаппарата надо отметить, что, несмотря на повсеместную компьютеризацию, документооборот в основном остается бумажным. На распечатывание, ношение и визирование бумаг тратится куча времени и ресурсов. Хотя европейский опыт показал, что введение электронного документооборота во многом повысило КПД госаппарата и позволило упразднить некоторые структуры. Тот же европейский опыт свидетельствует, что государственная служба и политика должны быть разделены. Однако у нас они за последние годы соединились еще больше.
Безусловно, одной из главных задач адмреформы является уход от существования в органах власти дублирующих друг друга подразделений. Следовательно, необходимо упорядочить бюрократию, законодательно закрепить структуру власти, прописать функции звеньев, четко обозначить максимально допустимое количество замминистров, советников, помощников, помощников помощников, проводить дебюрократизацию экономики, укрепление общественных институтов и средств массовой информации.
Ахиллесовой пятой госорганов является периодическая перетасовка первых руководителей, в среднем раз в 2–3 года. Проблема даже не в том, что каждый вновь назначенный таскает с собой целую команду из заместителей, помощников, советников, пресс-секретарей и секретарш, соответственно, срывая с мест прежних сотрудников. Теряется стабильность и слаженность работы коллектива. Зачастую кадровая чехарда сопровождается резкой сменой приоритетов ведомства, а то и перезагрузкой реформ и программ, принятых прежним руководством. Замечено также, что многие назначенцы, желая, видимо, оставить свой след в курируемой сфере, начинают фонтанировать «новаторскими» идеями и экспериментами. Как итог, предприниматели, учителя, врачи, словом, все те, кто зависит от прихоти начальства, получают новые директивы и инструкции. В общем, скучать им не дают, хотя далеко не факт, что после заполнения всех спускаемых сверху методичек, табелей, отчетов и прочей бюрократической макулатуры у них остаются время и силы, чтобы исполнять прямые обязанности.
И, разумеется, необходимо отработать ясный механизм подготовки кадров, повышения их квалификации, стимулирования и ответственности. Такой механизм должен поощрять людей профессиональных и инициативных, патриотов, а не тех, кто выслуживается, подхалимничает и приспосабливается, как это часто происходит.
P. S. Эксперты в области государственного строительства сходятся во мнении, что за последние годы качество госаппарата ухудшилось. Во времена СССР целенаправленно готовили кадры. Даже самый отъя-вленный карьерист все же связывал свое продвижение по служебной лестнице с интересами и судьбой страны и не ставил карьеру выше интересов государства. Проблема заключается не только в том, что кадры, которые подготовила советская власть, скоро выйдут на пенсию — последним питомцам комсомола уже под пятьдесят. За прошедшие годы сформировалось целое поколение служивого люда, который свою карьеру рассматривает только в материальной плоскости. Многим из них абсолютно наплевать, что будет с государством, которое позволяет им делать карьеру. Профессия чиновника, еще недавно совсем не престижная, становится для многих молодых людей целью их учебы. Действительно, стабильность заработной платы, ее немаленькие размеры, постоянные надбавки и премии делают ее финансово привлекательной. Кроме того, полезные связи и пускай небольшая, но власть делают эту профессию еще более популярной. Растет не только количество госслужащих, но и уровень их благосостояния. Иными словами, за прошедшие годы неузнаваемой трансформации подверглось само понятие госслужбы. Это самый опасный симптом.
Ерлан Сапаров, бывший пресс-секретарь президента: Казахстан стоит на пороге нового витка реформ, подобных тем, что предпринял Назарбаев, когда в 1995 году получил дополнительные полномочия, распустил парламент и рулил страной своими указами. Сегодня в государственном аппарате происходят серьезные сбои. Необходимо ужесточить критерии отбора на государственную службу, не говоря уже о том, что пришло время серьезно перетряхнуть кадровую колоду чиновников на всех уровнях вертикали власти.
Виктор Ямбаев, глава Алматинской ассоциации предпринимателей: «Деятельность чиновника изначально не запрограммирована на результат. В его понимании если мы с вами говорим о сознании, процесс важнее. Он обогащается «в процессе», его жизнь и благосостояние от результата реформ не зависят. Вот он и придумывает коррупционные схемы, которые напрягают рядового человека, не позволяют ему свободно реализовать свой потенциал — предпринимательский, созидательный».
24 апреля правительство республики утвердило очередную программу по противодействию коррупции до 2015 года, разработанную Агентством по борьбе с экономической и коррупционной преступностью. Главная задача программы — формирование у населения антикоррупционного мировоззрения, повышение правовой грамотности и уровня доверия граждан к государственным органам. При этом документ, разработанный по поручению президента страны Нурсултана Назарбаева, по оценке разработчиков, направлен на более тесное взаимодействие гражданского и государственного секторов в борьбе с коррупцией.
Комментарий независимого редактора – Алихана Байменова, председателя демократической партии Казахстана «Акжол»:
Хочу отметить, что понятие госслужба охватывает в разных странах разный круг лиц. Если у нас к ним относятся только работники госорганов, то в ряде стран в их число включают всех служащих, получающих на постоянной основе заработную плату из бюджета, включая учителей, работников коммунальных служб, почтальонов и т. д. Поэтому статистика всегда требует очень аккуратного оперирования.
Комментариев пока нет