Безумству сильных
Поддержать

Безумству сильных

Кажется, это уже набило оскомину — про историю. Которая то трагедия, то фарс. Суть не в повторении мысли Гегеля. Девяносто девять лет назад, по данным переписи 1913 года, среди жителей Казахстана было не более 2% грамотных. Проблему начали решать, и в относительно короткое время идея всеобщего образования распространилась довольно широко.
Вот картинка. 1912 год. Учитель Садык Утегенов получил в Оренбурге деньги на устройство школы в Туркестане и привлечение учеников из числа местного населения. Он возвращался верхом на лошади, когда на него напали головорезы. Они избили деда, отобрали коня и деньги. Утегенов отправился домой пешком, рядом бежал верный пес. Через несколько часов бандиты нагнали его в степи, вернули награбленное и сопроводили «кортежем» до дому. Оказалось, их главарь-атаман, прочтя сопроводительные документы, сильно разгневался и велел нукерам вернуть учителю то, что будет основой для развития народа.
Спустя сто лет ситуация меняется кардинально. Программа «Сто школ, сто больниц» значится первой в списке расследований финансовой полиции. С 2007 года на лакомый кусок посягали многие. Только за 2010–2011 годы «государству причинен ущерб на 1,5 миллиарда тенге», и это — только выявленные факты. Это касается собственно строительства. А наполнение тех же школ партами-досками, интерактивными картами, доступом к Интернету? Да и не это главное.
Главное — учителя. Их катастрофически не хватает. Даже в центре Алматы. В некогда цветущем совхозе в 60 км от Алматы английский язык почему-то преподает бывший совхозный бухгалтер, а учитель математики поставил двойку шестикласснику, потому что решил, что «интеграл» — составляющее обсценной лексики (нецензурная брань). Про учебники уже не хочется, надоело. Просто надо не обращать на них внимания (несмотря на бюджетные затраты). Одно слово — фарс.
А дети как-то пробиваются вперед. Несмотря на все преграды, которые им ставят «согласно учебной программы». Несмотря на переполненность классов. Несмотря на то, что под видом перехода школ в категорию «интеллектуальные» (по всей видимости, остальные школы интеллектуальными уже не являются) всем детям отдали на руки документы, и родители, привыкнув к тому, что без коррупционных нарушений обратно в школу уже не попадешь, ищут другие школы, тоже переполненные. Фарс.
Это в третьем классе малыши страдают от выговоров учителей «Скажи родителям, что если не внесут деньги в благотворительный фонд школы, я поставлю двойку». Их закаляют страхом и негативом. К старшей школе они становятся настолько пуленепробиваемыми, что замечания учителей возвращаются бумерангом. Они знают, во сколько обойдется родителям снесенный во время перемены и нарочно слабо прикрепленный стенд. Они носят в школу двойные комплекты учебников — рекомендованные министерством и те, по которым можно сносно получать знания. Они готовятся к показательным выступлениям перед появлением комиссии.
Администрации школ и педагогическим составам — еще хуже. Они, будучи в целом «в адеквате», знают, что в учебниках — маразм. Что представители многочисленных комиссий и проверок на самом деле так же близки к образовательному процессу, как кабачок относится к семейству хищных. Они вынуждены быть буфером между родителями и Министерством образования, растягивать учебную программу согласно утвержденным планам, писать отчеты, вникать в нюансы новых государственных программ. А хочется — растить людей, нацеленных на будущее, гордиться их успехами и носить некогда гордое имя Учитель.
Дети привыкли и к ЕНТ. Часть не выдерживает — слишком велики у неокрепшей души ожидания будущего и слишком примитивно работает ЕНТ-гильотина. В свою очередь, чиновники опасаются, как бы ненароком в эту всенародную лотерею не выиграли. Используют массу милых правоохранительным органам методов, от физического обыска до установки камер слежения. И, что удивительно, следят! Какие, к чертовой матери, уголовные преступники-рецидивисты? Кому они мешают? Другое дело — сломить человечка, который несколько месяцев готовил пресловутые шпаргалки. Блюдут бюджетные средства, в которые свою лепту и родители учеников внесли. То же и с комплексным тестированием выпускников колледжей. Позвольте заметить: а как же, собственно, обучение в колледжах-то? Не выдерживает никакой критики? Так, быть может, стоит не барьерные ограждения вокруг выпускников ставить, а проверить деятельность этих колледжей? Фарс.
Дальше — больше. Вы ведь знаете о рейтингах коррумпированности вузов? И о ставках за зачеты-экзамены? И о том, что студентам-таки, независимо от качества полученных знаний, дипломы выдаются? Более того, можно и в магистратуру за деньги, и в докторантуру. Бюджетные затраты, как только приняли новую образовательную госпрограмму на 2005—2010 годы, в долларовом выражении сократились в 4,5 раза. Зато объем услуг, оказанных учреждениями образования, с 2003 по 2006 год вырос в 3,7 раза. Предоставление образовательных услуг превратилось в частно-государственный бизнес — объем услуг, оказанных учреждениями образования, только в 2009 году составил $4,4 млрд. Для сравнения: банки и строительный сектор в кризисный год спасали меньшей суммой. За семь лет «образователи» оказали услуг на $18 млрд. Разница между бюджетными вливаниями и объемом услуг составляет 1207%. То есть услуг оказано на 1207% больше, чем государственной «заботы».
Удивляет одно. Мы двадцать лет пытаемся удержать образование в узде — а студенты и школьники занимают хорошие места на международных интеллектуальных турнирах! В чем причина? Если больной очень хочет жить, то врачи бессильны?
Позже он вошел в состав Алаш-Орды. Собрав состоятельных людей области, убедил их в необходимости появления казахского издания «Казак», редактором которого стал Ахмет Байтурсынов. Садыка Утегенова расстреляли в 1937-м.

Комментарий независимого редактора:
Во-первых, не совсем понятно, откуда взяты данные, которые легли в основу этого графика; они вызывают некоторые сомнения.
Во-вторых, в тексте к инфографике даны вырванные из разных источников факты, и системной оценки министерства, на мой взгляд, не получилось.
В-третьих, тон статьи не кажется мне объективным. Из общего контекста можно согласиться только с критикой административного подхода к решению вопроса качества образования. Анализируя деятельность Министерства образования, не стоит ответственность за решение всех вопросов, находящихся в ведении правительства, взваливать на систему образования. Например, высокий уровень коррупции в Казахстане и возрастающие, но пока недостаточные затраты на образование — это в первую очередь проблема правительства, а не Министерства образования. Есть задачи, за которые отвечает министр, а есть системные вещи, за которые он не несет ответственности, хотя и борется с ними.
Пример адресной критики: говоря о программе «100 школ, 100 больниц», можно обратить внимание на то, что в Казахстане свыше 7500 школ, из которых порядка 3300 — не малокомплектные. Большинство из них построены еще в советские времена. Если программа «100 школ, 100 больниц» рассчитана на три года, то в год у нас строится 33 школы. Несложные подсчеты (делим 3300 школ на 33) приводят нас к выводу, что обновление всех школьных зданий мы получим через сто лет. Даже принимая во внимание, что, помимо реализации данной программы, идет планомерное обновление школ, — это все равно очень низкие темпы для страны, строящей инновационную экономику, «экономику знаний».
Ну а то, что «дети как-то пробиваются вперед», несмотря ни на что, как раз можно расценивать как результат работающей системы образования, который нельзя не заметить.

 

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *