Всё как у людей
Поддержать

Всё как у людей

«Нефть служит локомотивом экономического роста в стране, однако правительство и компании игнорируют базовые права работников, которые выполняют трудную и нередко опасную работу по доставке казахстанской нефти на рынок. Права работников попираются, и им некуда обратиться для разрешения трудовых споров», — пишет Мира Ритман, исследователь «Хьюман Райтс Вотч» по Центральной Азии.

Репрессивное законодательство и негативные практики со стороны властей и некоторых нефтяных компаний нарушают трудовые права тысяч работников, занятых в быстро растущем нефтяном секторе Казахстана, говорится в опубликованном в сентябре докладе «Хьюман Райтс Вотч». «Права работников попираются, и им некуда обратиться для разрешения трудовых споров».

Насильственные столкновения, вспыхнувшие на западе страны в 2011 году после длительной забастовки нефтяников, высветили более общую проблему игнорирования и других прав, которая должна стать предметом внимания для торговых и инвестиционных партнеров Казахстана.

В 153-страничном докладе «Нефть и забастовки» проанализированы нарушения трудовых прав в нефтяном секторе Казахстана, анализируются методы, к которым власти и три компании нефтегазового сектора на западе Казахстана прибегали для ограничения прав работников на свободу собраний, ассоциации и выражение мнения накануне и во время мирных забастовок, начавшихся в мае 2011 года. Забастовку в одной из компаний власти прекратили в июне. Работники двух других компаний продолжали мирно бастовать до 16 декабря 2011 года, когда в отдаленном западноказахстанском городе Жанаозен вспыхнули столкновения между полицией и другими лицами, в числе которых были и забастовщики. В ходе столкновений полиция застрелила 12 человек.

Эти обстоятельства могут иметь серьезные последствия для иностранного бизнеса и зарубежных правительств, заинтересованных в инвестировании в Казахстан, отмечает «Хьюман Райтс Вотч». Евросоюз, который стремится к повышению уровня отношений с нашей страной, и отдельные входящие в него государства должны обратить на это особое внимание и установить целевые показатели по улучшению ситуации с правами человека.

В докладе речь идет о трех компаниях: АО «Каражанбасмунай» (КБМ) — совместное предприятие казахстанской государственной нефтегазовой корпорации АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» (РД КМГ) и китайской государственной CITIC Group, ТОО «ЕРСАЙ Каспиан Контрактор» («ЕРСАЙ») — нефтесервисная компания, которой частично владеет итальянская Saipem SpA, входящая в группу Eni, «Озенмунайгаз» (ОМГ) — производственный филиал РД КМГ.

Доклад основан на материалах исследований, проводившихся в ходе двух выездов в Западный Казахстан в августе и октябре 2011 года., и на 64 интервью с нефтяниками трех упомянутых компаний, включая профсоюзных активистов, а также с другими экспертами. «Хьюман Райтс Вотч» также обращалась к менеджменту всех трех компаний. В своих ответах на запросы «Хьюман Райтс Вотч», с изложением выводов и предложением прокомментировать их, руководство «ЕРСАЙ» и ОМГ утверждает, что эти компании действовали в рамках национального законодательства. От руководства КБМ ответа не поступило.

В интервью «Хьюман Райтс Вотч» работники всех трех компаний рассказывали о нарушениях прав человека накануне и во время майских забастовок 2011 года. По их словам, менеджмент вмешивался в попытки работников вступить в коллективные переговоры и проводил массовые увольнения после мирных забастовок. Власти пытались прерывать мирные забастовки, в одном случае — с применением силы, и лишали профсоюзных лидеров свободы по политически мотивированным обвинениям и без соблюдения стандартов справедливого суда. «Хьюман Райтс Вотч» установлено, что реализации прав работников также препятствуют обременительные требования к коллективным переговорам и широкий запрет забастовок, под который, по действующему законодательству, подпадают работники нефтяного сектора.

Бывший работник «ЕРСАЙ» рассказывал «Хьюман Райтс Вотч», каково быть членом независимого профсоюза: «Если говорить о нашем профсоюзе, то компания нас полностью игнорировала. Компании не нужен был профсоюз, который открывал бы людям глаза, давал бы юридические консультации, куда люди могли бы [прийти] за защитой. Им проще, когда рабочие ничего не знают и просто вкалывают — молча».

Работники всех трех компаний рассказывали «Хьюман Райтс Вотч», что неоднократно пытались вступить с менеджментом в переговоры с целью разрешения споров относительно заработной платы и других аспектов контрактов, однако наталкивались на безразличие или открытые притеснения. Так, по словам работников, руководство КБМ и «ЕРСАЙ» отказывало профсоюзным лидерам в доступе на территорию компании для общения с работниками и проведения профсоюзных собраний. В «ЕРСАЙ» должностные лица притесняли работников и угрожали им из-за участия в законном профсоюзном собрании. Это проявлялось в форме допросов, иногда с привлечением полиции.

Столкнувшись с безрезультатностью своих многомесячных попыток урегулировать споры путем переговоров, работники этих трех компаний в мае 2011 года начали голодовки и забастовки, которые в отдельные моменты охватывали до нескольких тысяч человек.

Право на забастовку является одним из основных способов для работников и профсоюзов отстаивать и защищать свои интересы, отмечает «Хьюман Райтс Вотч». Несмотря на это, власти вмешивались в мирные забастовки, в том числе приговаривая профсоюзных лидеров к административному аресту сроком до десяти суток. Власти также подвергли уголовному преследованию нефтяника ОМГ и профсоюзного юриста КБМ Наталью Соколову, которая в августе 2011 года была осуждена на шесть лет лишения свободы за выступления перед работниками по вопросам неравенства в оплате труда. Впоследствии Соколова вышла на свободу.

В общей сложности за время забастовок в трех компаниях было уволено более 2 тыс. работников. Международная организация труда (МОТ) считает увольнения по мотивам мести незаконной дискриминацией в области занятости.

«Эти нефтяники подвергались серьезным нарушениям прав со стороны как работодателей, так и властей Казахстана, — говорит Мира Ритман. — За участие в мирной забастовке работникам пришлось пройти через массовые увольнения и лишение свободы».

После этих событий власти Казахстана начали преследования наиболее активных нефтяников и представителей политической оппозиции, которые поддерживали их в течение всего периода забастовок. В настоящее время в Казахстане продолжается громкий судебный процесс над оппозиционерами и нефтяником, обвиняемыми в подстрекательстве к декабрьскому насилию. В соответствии с международными нормами о правах человека убеждение уволенных работников продолжать мирную акцию протеста считается законной формой реализации свободы слова, отмечает «Хьюман Райтс Вотч». «Хьюман Райтс Вотч» имеет серьезные опасения, что этот процесс проходит без соблюдения международных стандартов справедливого суда.

Права на свободу ассоциации, ведение коллективных переговоров и забастовку закреплены в конвенциях МОТ, участником которых является Казахстан. Вмешательство менеджмента в попытки работников провести коллективные переговоры и массовые увольнения в отместку за участие в мирных забастовках, а также попытки властей прервать забастовки и сохранение ими широкого запрета забастовок — всё это нарушает права, гарантированные международным законодательством.

«Хьюман Райтс Вотч» призвала власти Казахстана изменить Трудовой кодекс, приведя его в полное соответствие с международными нормами о коллективных переговорах, свободе ассоциации и праве на забастовку, и оградить профсоюзных активистов и работников от вмешательства в их профсоюзную деятельность со стороны национальных и многонациональных компаний.

Власти также должны прекратить недобросовестное использование уголовного или другого законодательства для судебного преследования законной профсоюзной деятельности, отмечает «Хьюман Райтс Вотч».

Международный бизнес, инвестирующий в Казахстан или работающий в этой стране, должен обеспечить, чтобы его работники или работники, занятые в компаниях с его участием или на предприятиях его партнеров, пользовались основными правами на самоорганизацию, на ведение коллективных переговоров и на забастовку. Компании должны обеспечить, чтобы профсоюзы и работники не подвергались притеснениям или вмешательству в деятельность, направленную на защиту своих прав, а также должны обеспечить полное знание всеми работниками своих прав.

Международные партнеры Казахстана должны настаивать на соблюдении этой страной норм международных соглашений о правах человека и трудовых правах, участником которых является Казахстан. В частности, Евросоюз, с которым Казахстан стремится к развитию отношений в рамках расширенного соглашения о партнерстве и сотрудничестве, должен установить конкретные и измеримые целевые показатели в области улучшения ситуации с правами человека в Казахстане, достижение которых должно быть условием повышения уровня отношений.

В недавно принятом плане действий в области прав человека Евросоюз заявил о намерении «продвигать права человека во всех без исключения аспектах своей внешней деятельности», в частности в «торговле» и «инвестициях».

Длительные и нерешенные трудовые споры и забастовки, а также декабрьское насилие в Жанаозене были беспрецедентными для богатого нефтью Казахстана, который позиционирует себя как страна со стабильным инвестиционным климатом и надежный торговый партнер. На формирование такого имиджа правительство тратит немалые средства, включая оплату услуг экс-премьера Великобритании Тони Блэра, консультирующего Астану по экономическим и другим вопросам.

«Рискованно брать в партнеры правительство, которое запугивает, притесняет и бросает за решетку работников, пытающихся отстаивать свои права, — говорит Мира Ритман. — Компании и правительства, заинтересованные в Казахстане и его нефтяных ресурсах, должны отдавать себе отчет в наличии проблем с правами человека и предпринять конкретные шаги в интересах уважения прав работников и во избежание собственной причастности к нарушениям» (http://www.hrw.org/ru/news/2012/09/10).

Врезка:

Вот что пишет Financial Times в качестве комментария Тони Блэра на события в Казахстане: «Сэр Тони Блэр в интервью Лайнел Барбер утверждает, что цель его многомиллионного контракта как консультанта правительства Казахстана — не деньги». Если так, то г-н Блэр должен быть более прозрачным в своей деятельности и советах, которые он дает правителям Казахстана. Его уникальный доступ к персонам самого высокого ранга был бы полезен тем, кто действительно озабочен будущим страны. Казахстан является экономическим центром Центральной Азии и ключевым энергетическим партнером для Запада, но это также авторитарное и нетерпимое к независимым голосам, которые бросают вызов правительству, государство.

Г-жа Барбер предположила, что г-н Блэр «заблуждается» в том, что его клиент относится к категории тех, кто действительно способен изменить свои привычки. Скорее всего, Астана может использовать Блэра за «поощрение восприятия перемен», — предположила г-жа Барбер.

Если в целом охарактеризовать позицию казахстанского правительства на эти обвинения, то она сводится к следующему: нарушение прав работников стало тенденцией во всем мире, и Казахстан здесь не исключение.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.