Рейтинг вероятных сценариев транзита верховной власти в Казахстане
Анализ ситуации развивающейся за последний год вокруг ведущих групп влияния и отдельных высокопоставленных персон Казахстана, а также ее отражение в различных СМИ, позволяет выявить признаки латентных процессов подготовки данных субъектов к будущему транзиту (переходу) верховной власти в Казахстане.
Активное муссирование в марте этого года в некоторых СМИ слухов о резком ухудшении здоровья Президента РК Нурсултана Назарбаева в связи с его краткосрочным пребыванием в Израиле, а также появление провокационного текста открытого письма к нему 150 представителей национальной интеллигенции и общественных деятелей с призывом выдвинуть в свои преемники акима Астаны Имангали Тасмагамбетова, представляются лишь малой частью того, что выходит в рамках данных процессов на поверхность.
Определенный накал вносит практически аналогичная ситуация в соседнем Узбекистане, где перспективы преемственности президентской власти неясны точно также, как и в Казахстане, а слухи о тяжелой болезни президента этой страны Ислама Каримова создают резонанс чуть ли не на всем постсоветском пространстве.
В этих условиях в казахстанском обществе очень сильно растет запрос на обеспечение будущего транзита (перехода) власти в цивилизованном русле и, более того, гарантий незыблемости текущего официального политического курса с акцентом на политическую стабильность, межэтническое согласие и т.д. Собственный запрос имеет и властвующая элита, заинтересованная сохранить свой статус-кво и получить в этой связи четкие «правила игры», которые не смогут нарушить следующий глава государства и его окружение. Но положительный или отрицательный исход всего этого во многом будет зависеть о того, каким образом следующий руководитель страны либо, что тоже не исключено, правящая группа придет к власти.
С учетом всего этого исследовательское агентство «Рейтинг.kz» провело в мае этого года экспертный опрос, направленный на получение максимально объективных оценок относительно вероятных сценариев транзита (перехода) верховной власти в Казахстане в обозримом будущем.
Настоящее исследование, во-первых, является логическим продолжением представленного в апреле Рейтинга вероятных преемников Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева (см. http://agencyrating.kz/rating-preemnik2013/). Во-вторых, оно было проведено с учетом вариантов политического развития в контексте будущей смены верховной власти в Казахстане, которые представлены в изданной под эгидой Альянса аналитических организаций в марте этого года книге «Сумеречная зона или «ловушки» переходного периода».
При этом авторы настоящего исследования расширили соответствующие сценарии, доведя их количество до 22-х. К тому же для их оценки были учтены такие важные критерии, как приемлемость для общества и властвующей элиты, а также уровень реалистичности.
В рамках исследования путем анкетирования было опрошено 46 человек, являющихся высококвалифицированными специалистами в области изучения политических и социально-экономических процессов в республике. Для оценки рассматриваемых сценариев была использована 7-мибалльная система с ранжированием от «1» (наименьший) до «7» (наибольший) баллов. Результаты исследования обработаны при помощи универсальной статистической программы SPSS с применением дескриптивных статистик, путем вычисления средних баллов.
Общие результаты
№ |
Вероятные сценарии транзита (перехода) верховной власти в Казахстане |
Приемлемость для общества |
Приемлемость для властвующей элиты |
Реалистичность |
Итоговая оценка |
|
I. Сценарии, предполагающие личное участие действующего Президента РК | ||||||
1 |
Добровольное оставление Президентом РК своего поста при сохранении фактического руководства страной в статусе Лидера нации |
5,13 |
5 |
4,55 |
4,89 |
|
2 |
Добровольное оставление Президентом РК своего поста с передачей полномочий главы государства выбранному им преемнику из числа членов своей семьи и невмешательством в процесс руководства страной |
3,28 |
3,44 |
2,95 |
3,22 |
|
3 |
Добровольное оставление Президентом РК своего поста с передачей полномочий главы государства выбранному им преемнику из числа высокопоставленных чиновников и невмешательством в процесс руководства страной |
4,59 |
4,03 |
3,03 |
3,88 |
|
4 |
Инициированная Президентом РК трансформация президентской системы правления в парламентскую, предполагающую выход на первые роли парламента и премьер-министра |
5 |
4,38 |
3,85 |
4,41 |
|
5 |
Отказ Президента РК от участия в очередных президентских выборах с обеспечением их проведения на свободной основе и последующей победой альтернативного кандидата |
4,9 |
2,9 |
1,64 |
3,15 |
|
6 |
Отказ Президента РК от участия в очередных президентских выборах с выдвижением кандидатуры своего преемника и обеспечением его победы на выборах |
4,83 |
3,98 |
3,4 |
4,07 |
|
7 |
Передача Президентом РК под давлением членов своей семьи полномочий главы государства кому-либо из них |
2,13 |
2,64 |
2,51 |
2,43 |
|
8 |
Передача Президентом РК под давлением высокопоставленных чиновников полномочий главы государства кому-либо из них |
2,41 |
3,08 |
2,59 |
2,69 |
|
9 |
Отстранение Президента РК от занимаемой должности представителями властвующей элиты в результате «дворцового» переворота |
1,85 |
2,85 |
2,58 |
2,43 |
|
10 |
Свержение Президента РК в результате «цветной революции» с последующим приходом к власти оппозиционных сил |
1,88 |
1,85 |
1,83 |
1,85 |
|
II. Сценарии, предполагающие ситуации в соответствие с п. 1 ст. 47 и п. 1 ст. 48 Конституции РК |
||||||
11 |
Переход полномочий главы государства к председателю Сената Парламента РК |
3,93 |
3,48 |
3,4 |
3,6 |
|
12 |
Переход полномочий главы государства к председателю Мажилиса Парламента РК |
3,28 |
3,03 |
2,51 |
2,94 |
|
13 |
Переход полномочий главы государства к премьер-министру РК |
3,69 |
3,49 |
3,18 |
3,45 |
|
14 |
Выдвижение ведущими группами влияния во властвующей элите компромиссной фигуры на пост главы государства вне конституционного порядка |
3,54 |
4,5 |
3,25 |
3,76 |
|
15 |
Создание ведущими группами влияния временного внеконституционного органа власти в качестве коллективного преемника |
2,82 |
3,74 |
2,87 |
3,14 |
|
16 |
Альянс определенных групп влияния с частью оппозиции и создание на этой основе временного коалиционного правительства |
3,1 |
2,87 |
1,85 |
2,61 |
|
17 |
Заключение всеми ведущими политическими силами страны соглашения (пакта) и создание на этой основе временного коалиционного правительства |
3,59 |
3,21 |
1,9 |
2,9 |
|
18 |
«Война всех против всех» с фактическим разделом Казахстана на территории, контролируемые различными группами влияния |
1,44 |
2,49 |
3,11 |
2,35 |
|
19 |
Захват власти в стране одной или несколькими группами влияния вооруженным путем |
1,3 |
1,93 |
2,21 |
1,81 |
|
20 |
Захват власти в стране силами объединенной оппозиции вооруженным путем |
1,51 |
1,51 |
1,26 |
1,43 |
|
21 |
Захват власти в стране исламистскими силами вооруженным путем |
1,23 |
1,33 |
1,63 |
1,4 |
|
22 |
Внешнее вмешательство во внутренние дела Казахстана и создание на этой основе марионеточного режима, подконтрольного соответствующим внешним силам |
1,45 |
2,11 |
3,21 |
2,26 |
Таким образом, лидирующие позиции в данном рейтинге заняли следующие вероятные сценарии будущего транзита (перехода) верховной власти в Казахстане:
-
Добровольное оставление Президентом РК своего поста при сохранении фактического руководства страной в статусе Лидера нации (4,89 баллов)
-
Инициированная Президентом РК трансформация президентской системы правления в парламентскую, предполагающую выход на первые роли парламента и премьер-министра (4,41 балл)
-
Отказ Президента РК от участия в очередных президентских выборах с выдвижением кандидатуры своего преемника и обеспечением его победы на выборах (4,07 баллов).
Важно отметить, что все они входят в группу сценариев, которые предполагают личное участие в их реализации действующего Президента страны Н.А. Назарбаева. Учитывая, что именно он на сегодняшний день является центром принятия ключевых политических решений и обеспечивает баланс внутри властвующей элиты, то решение вопроса о преемственности верховной власти в стране представляется успешным только в том случае, если оно будет исходить непосредственно от Главы государства.
В число аутсайдеров рейтинга попали:
-
Захват власти в стране одной или несколькими группами влияния вооруженным путем (1,81 балл)
-
Захват власти в стране силами объединенной оппозиции вооруженным путем (1,43 балла)
-
Захват власти в стране исламистскими силами вооруженным путем (1,4 баллов).
Очевидно, что речь здесь идет о тех сценариях, которые, во-первых, исходят из неучастия действующего Главы государства, осуществляясь тем самым либо при его преемниках, либо в условиях фактического безвластия. Во-вторых, предполагают вооруженный захват верховной власти в Казахстане в постназарбаевский период.
Рейтинг сценариев, предполагающих личное участие действующего Президента РК
№ |
Вероятные сценарии транзита (перехода) верховной власти в Казахстане |
Рейтинговый показатель |
1 |
Добровольное оставление Президентом РК своего поста при сохранении фактического руководства страной в статусе Лидера нации |
4,89 |
2 |
Инициированная Президентом РК трансформация президентской системы правления в парламентскую, предполагающую выход на первые роли парламента и премьер-министра |
4,41 |
3 |
Отказ Президентом РК от участия в очередных президентских выборах с выдвижением кандидатуры своего преемника и обеспечением его победы на выборах |
4,07 |
4 |
Добровольное оставление Президентом РК своего поста с передачей полномочий главы государства выбранному им преемнику из числа высокопоставленных чиновников и невмешательством в процесс руководства страной |
3,88 |
5 |
Добровольное оставление Президентом РК своего поста с передачей полномочий главы государства выбранному им преемнику из числа членов своей семьи и невмешательством в процесс руководства страной |
3,22 |
6 |
Отказ Президента РК от участия в очередных президентских выборах с обеспечением их проведения на свободной основе и последующей победой альтернативного кандидата |
3,15 |
7 |
Передача Президентом РК под давлением высокопоставленных чиновников полномочий главы государства кому-либо из них |
2,69 |
8 |
Передача Президентом РК под давлением членов своей семьи полномочий главы государства кому-либо из них |
2,43 |
9 |
|
Комментариев пока нет