Борис Уманов: Рейтинги – это «валюта», в которой мы храним свой интеллектуальный капитал
Крупнейший участник страхового рынка Казахстана, АО «Страховая компания «Евразия» еще семь лет назад стала пионером на страховом рынке Казахстана, впервые получив рейтинг финансовой устойчивости на уровне «В+» и кредитный рейтинг по национальной шкале на уровне «kzBBB» от международного рейтингового агентства Standard & Poor’s.
26 июля 2013 года Standard & Poor’s сообщило об очередном повышении рейтинга финансовой устойчивости и рейтинга контрагента АО «Страховая компания «Евразия» с уровня «BB» до «ВВ+». Прогноз изменения рейтингов — «Стабильный». В то же время повышен рейтинг компании по национально шкале с «kzA» до «kzAА-». Кроме того, все эти годы АО «Страховая компания «Евразия» является единственной страховой компаний в Казахстане, имеющей рейтинг от двух международных рейтинговых агентств. Компания открыла финансовому рынку Казахстана агентство A.M. Best, которое специализируется на анализе именно страховых компаний.
— Компания констатирует, что в настоящее время данный рейтинг является наивысшим среди всех частных финансовых институтов страны.- с удовлетворением сказал на встрече с журналистами по этому поводу заместитель Председателя Правления «Евразии» Назым Тульчинский.
Председатель Правления АО СК «Евразия» Борис Уманов, принципиальный сторонник рейтингования всех финансовых организаций, подробно рассказал, почему компания придерживается такой стратегии. А также высказал свое мнение по многим актуальным проблемам страхового и финансового рынка. Как всегда, в своей неподражаемой афористичной и ироничной манере.
-Я хочу напомнить, что рейтинговых агентств в мире очень много, хорошие агентства есть и в Японии, и в Европе, в других странах. – сказал Борис Григорьевич.- Но на слуху всегда четыре рейтинговых агентства – Standard & Poor’s, Fitch, Moody’s и АМ Вest. Особо хочется сказать об АМ Вest. Наша компания «привела» это агентство в Казахстан, его мало знают на территории бывшего Советского Союза, в России, например, оно не работает. Это агентство интересно прежде всего тем, что его деятельность сосредоточена именно на страховом рынке. Оно же и самое старое. Поэтому его специалисты знают о страховом рынке больше, чем кто- либо. Оно не делает суверенных рейтингов – и это очень хорошо, потому что суверенный рейтинг Казахстана сегодня на том же уровне, что и рейтинг СК «Евразия», чего, в принципе, не могло бы быть, если бы это агентство само давало бы суверенный рейтинг. Для нас рейтинг этого агентства – это «пропуск» в мир международного страхования и перестрахования, он позволяет нам работать из Казахстана во всех странах, как если бы мы базировались бы где-нибудь в Нидердландах или Японии.
— Если говорить о Standard & Poor’s, то, на наш взгляд, это самое грамотное, самое «продвинутое», самое знающее агентство. Это связано не только с тем, что там есть свои индексы, но и с тем, что там работают очень квалифицированные специалисты, которые понимают ситуацию как в мировой экономике, так и в экономике Казахстана. Поэтому мы выбрали эти два агентства. Хотя мы, конечно, контактируем и с другими. Например, через месяц у нас намечена встреча с Fitch.
— А зачем вам нужны все эти рейтинги?
— В принципе, в мире никто никого не заставляет получать рейтинги или принимать их. Рейтинг – это некая своеобразная «валюта». Причем эту валюту эмитирует то или иное рейтинговое агентство. Это аналогично тому, в каких валютах люди держать свои сбережения. Прежде всего в тех, которым доверяют. Мы сегодня держим свои интеллектуальные инвестиции в Standard & Poor’s и АМВ. При этом никто не заставляет нашего клиента, будь то страхователь в Казахстане, будь то международная перестраховочная фирма, принимать эти рейтинги. Все зависит от доверия. Можно доверять валюте, допустим, России или Казахстана, однако, как вы знаете, большинство держит деньги в валютах других стран.
Казахстанский страховой рынок начал активно осваивать рейтипнговое «пространство», когда Национальный банк, а вернее – его Комитет по финансовому надзору начал активно внедрять новую концепцию: доведения стандартов работы наших финансовых институтов до международного уровня. И мы сегодня очень рады, что уже 16 казахстанских страховых компаний имеют международные рейтинги. Но из них только «Евразия» – рейтинги от двух агентств.
Еще раз хочу подтвердить, что наши рейтинги всегда будут ограничены суверенным рейтингом. Поэтому, когда экономика страны развивается, когда усиливается ее международный авторитет – тогда нам будут поднимать рейтинги тоже.
Что дает нам еще рейтинг? Сегодня мы работаем примерено со 170-180 международными брокерами и около 250 цедентами. Цеденты – это страховые компании во всем мире, которые присылают нам иски. Я думаю, что это количество будет увеличиваться. Я уверен, что именно получение рейтингов от самых авторитетных в мире агентств становятся причиной того, что от 10% до 30% страхового бизнеса начинает поступать с новых рынков. Это отличные инвестиции. — считает Борис Уманов.
— Прогнозы – дело неблагодарное, но что я точно знаю, что в этом году наша компания выплатит 10-12 миллиардов тенге. – продолжил Борис Григорьевич. — И еще хочу одну вещь отметить: мы не работаем во всех странах, которые хотели бы с нами сотрудничать. «Арабская весна», к примеру, привела не только к свержению каких-то политических режимов. Но и к тому, что ситуация там стала абсолютно непредсказуемой. И если раньше мы работали в Сирии, очень хорошо работали в Египте, в Ливии, Бахрейне, то сегодня мы вынуждены отказывать им. Потому что ситуация там такая, что оценку страхового случая, его объемы и последствия зачастую там провести невозможно. Поэтому мы достаточно внимательно смотрим на политическую ситуацию во всем мире, не работаем в таких странах как Афганистан, Северная Корея.
Говоря о планах компании, Борис Уманов подтвердил, что базироваться компания будет всегда в Казахстане, а вот работать – преимущественно за рубежом.
— Рынок стран Таможенного союза нас интересует в меньше, чем рынок стран Европы или США. – сказал он. — К сожалению, у нас достаточно сложная ситуация со страховой культурой. Об этом много говорилось и говорится. Если в Германии или США к нам обращаются брокеры и просят нас перестраховать какие-то риски, то в России или Казахстане очень многое зависит от государства. Государство само является крупным игроком на рынке. В качестве примера – у нас сейчас готовится Закон о страховании катастрофических рисков, в том числе – по страхованию землетрясений. В принципе, что в России, что в Казахстане большая роль государства не позволяет страховым компаниям исполнить полностью свое предназначение и взять на себя эти риски. Чаще всего в России и Казахстане эти риски брало на себя и, как я понимаю, намерено брать и в дальнейшем, государство.
— А вы участвуете в разработке этого нового Закона?
— Я считаю, что участвовать – это когда к тебе прислушиваются. От нас не должны просить советов или рекомендаций – наше мнение и так известно, мы неоднократно его высказывали. В компании «Евразия» есть достаточно большой работы в разных странах мира. Может быть, у кого-то из разработчиков Закона тоже есть такой опыт? Но я об этом ничего не слышал.
У нас часто бывает так: вызывают экспертов (иногда это слово хочется взять в кавычки) из Всемирного банка, МВФ или других таких организаций. Они приезжают и за хорошие деньги рассказывают: как нам жить на свете, как и что нам делать. Потом эти бумаги – их же нельзя просто выкинуть, даже если они и глупые, ведь деньги потрачены! – ложатся в основу некоторых законов. Какие результаты… Не хотелось бы комментировать.
Что касается этого закона, то мы страхуем пулы обязательного страхования от катастроф не менее чем в десяти странах. От землетрясений, в том числе. Есть обязательный пул в Турции, в Румынии. К сожалению, видя проект закона, я не вижу, что эти законодательные наработки в других странах были востребованы. Насколько я понимаю, будет государственный фонд страхования. Как это будет работать – не знаю.
-Участвовала ли «Евразия» каким-то образом в возмещении ущерба после аварии бензовоза в Алматы и крушения «Протона» на Байконуре?
— В случае с бензовозом мы не участвовали. К сожалению, у нас в Казахстане страхование гражданско-правовой ответственности находится на низком уровне. И поэтому компания – владелица бензовоза была вынуждена оплачивать весь ущерб из своего кармана.
Что касается аварии «Протона». Мы там участвовали в страховании, но только тех видов риска, которые не подпадали под данный страховой случай. Что касается основного ущерба, который понес Казахстан, насколько я понимаю, выплат не было и не будет. Но это, подчеркну, моя оценка.
— Рейтинги, как известно, тоже стоят денег. Оправданы ли такие затраты?
— Любой бизнес предполагает инвестиции. Без этого нельзя ожидать получения прибыли. Поэтому я считаю: сколько бы не стоил процесс сотрудничества с рейтинговыми агентствами, это гораздо выгоднее, чем купить новую машину, новое здание или потратить сумасшедшие деньги на рекламу по телевидению. Если говорить о суммах – это десятки тысяч долларов в год. Это зависит от объема компании, ряда других показателей. Для маленьких компаний предусмотрены очень хорошие скидки и для них сумма может составлять примерно 10-20 тысяч долларов в год. Но это – ежегодные выплаты.
— Ограничивает ли рейтинг деятельность компании?
— Рейтинг – это наше «зеркало», как зеркало может нас ограничивать? Высший рейтинг предусматривает и очень высокую ответственность, поэтому это еще вопрос: какой рейтинг лучше. Например, у горнорудной компании RioTinto, которая была клиентом «Евразии», случился катастрофический оползень. Когда этот наш клиент получил убыток в 1 млрд. долларов — мировое производство серебра упало на 20%. Мы выплатили, слава Богу, всего 5 млн. долларов в течение недели, а лидирующий страховщик Unich Re выплатил свыше 200 млн. евро. Как говорится – почувствуйте разницу! Поэтому — может и хорошо, что у нас рейтинг не «АА». Я не хочу сказать, что страховой бизнес – это «рулетка», но это очень рисковый бизнес.
— Недавно вы говорили, что вас очень тревожить нарастающая тенденция – международная унификация регулирования и надзора финансовых организаций. Почему?
— Кстати, это не только мое мнение. Гегель говорил: абстрактных истин не существует. Истина всегда конкретна. И здесь я в какой-то мере «гегельянец». Что это значит? Приведу пример. Есть огромный, может быть – самый лучший рынок – рынок США. Там есть один Президент, одно правительство. Но там каждый штат (!)имеет свое страховое законодательство, своего финансового регулятора. Мы работаем, к примеру, в Техасе и во Флориде. Но как различаются там условия для страхового бизнеса!
Достижение договоренностей о каких-то единых базовых принципах можно только приветствовать, но искусственное избавление от различий в законодательствах, регулирующих финансовые рынки, может привести к самым негативным последствиям. Диверсификация юрисдикций приводит в результате к диверсификации рынков. Именно в результате конкуренции какие-то юрисдикции просто обречены начать процессы реформирования. У нас унификация, думаю, может привести к чему-то такому, как было в бывшем Советском Союзе. Когда рецепты киевского торта согласовывались в Москве. Не дай бог, чтобы так было. Это мое мнение и его разделяют в нашей компании.
-Вскоре будет создан единый государственный пенсионный фонд. Как вы считаете, какая форма страхования была бы эффективной для для пенсионных средств?
-Много раз, когда шла дискуссия по этому вопросу, мы высказывали свое мнение: мы верим в добровольное страхование. Тем не менее, решение принято иное: создавать систему обязательного страхования. Но в ней совершенно нет места участникам страхового рынка. Будет государственный фонд, который будет и страховать, и оценивать риски, и делать выплаты. Монополия, одним словом. А зачем тогда государство столько лет создавало страховой рынок, регулировало его, тратило деньги на его развитие? Это все равно, что купить машину, а ездить на такси. На мой взгляд, если бы участники страхового рынка напрямую конкурировали бы с государственным фондом, то непонятно еще, кто бы в этом соревновании выиграл. Конкуренция двигает экономики вперед. Говоря об участии государства в страховании – у нас есть две такие компании на рынке, они пытались конкурировать с частными, но вскоре оказались в нижней части списка страховых компаний по объемам страхования. Этот факт веcьма красноречив.
-Пенсионный фонд имеет право перестраховывать часть своих рисков. Будете ли вы в этом участвовать?
— Беда Казахстана, что фондовый рынок, по сути, не работает и объемы сделок – нулевые. Проблема эта старая, она только усугубится, когда вместо 13-14 покупателей ценных бумаг станет один — единственный. Что касается страхования, то мы, наверное, единственная в стране страховая фирма, которая активно инвестирует не только в Казахстане, но и за рубежом в ценные бумаги. Это позволяет нам балансировать наш портфель. Если будут нормальные, хорошие эмитенты в Казахстане, мы могли бы изменить свою инвестиционную политику. Но пока за последние годы никаких подвижек в этом не было.
— Ходят слухи, что компанию «Евразия» хотят купить…
— Ну, это понятно, лето, журналистам писать не о чем, вот и ползут слухи… А если серьезно: я считаю, что нет компания, которая не продавалась бы. Если какая-то компания говорит об этом с гордостью – значит, скорее всего, ее никто и не хочет покупать. Все дело в цене. По моему мнению, сегодня «Евразия» стоит 600 млн. долларов. Если кто-то добавит 1 млн. долларов сверх этой суммы – пусть приходит с предложением, мы с удовольствием начнем переговоры о продаже. А вот если кто-то захочет купить нас, скажем, за 400 млн. долларов – тогда извините…
Д.Слинько
№ п/п |
Наименование страховой компании |
Наименование рейтингового агентства |
|||
S&P |
AM Best |
Fitch |
Moody’s |
||
АО «СК «Евразия» |
ВВ+ |
B++ |
— |
— |
|
АО «СК «Amanat-insurance» |
— |
— |
B |
— |
|
АО «СК «Сентрас Иншуранс» |
— |
— |
— |
B2 |
|
АО «СК «Коммеск Омир» |
— |
— |
— |
B3 |
|
АО «СК «NOMAD Insurance» |
— |
— |
B |
— |
|
АО «Казахинстрах» |
— |
B++ |
— |
— |
|
АО «ЭКСК «КазЭкспортГарант» |
— |
— |
— |
Ваa2 |
|
АО «СК «Казкоммерц-Полис» |
B+ (Negative) |
— |
— |
— |
|
АО «Нефтяная Страховая Компания» |
B+ |
— |
— |
— |
|
АО «Халык-life» |
— |
B+ |
— |
— |
|
АО «СК «Kompetenz» |
— |
— |
B |
— |
|
АО «Зерновая страховая компания» |
B |
— |
— |
— |
|
АО «СК «Виктория» |
— |
B+ |
— |
— |
|
АО «СК «Цесна Гарант» |
B |
— |
— |
Комментариев пока нет