Догнать и перегнать
Авторитетная рейтинговая компания A. T. Kearney обнародовала список 30 самых привлекательных стран в сфере развития розничной торговли. Согласно исследованию, рынки Европы и США утратили значение ключевых двигателей роста мировой торговли. Самой привлекательной для экспансии ретейла страной после 8-летнего перерыва стал Китай. За ним следуют Кувейт, Индия, Саудовская Аравия и Бразилия. Места с 6-го по 10-е заняли Чили, ОАЭ, Уругвай, Перу и Россия.
По словам доктора Мирко Варшуна, партнера компании A. T. Kearney, в связи с рецессией глобальные торговые компании вынуждены фокусироваться на глобальной экспансии, что существенно сократило значимость европейских и американских рынков в секторе розничной торговли.
«Всему виной низкий уровень роста, сильная конкуренция и увеличивающееся непостоянство потребителей», — подчеркнул Варшун.
Говоря о победителе рейтинга в 2010 году Китае, эксперты A. T. Kearney утверждают: поведение китайских потребителей все больше приближается к западному стилю. Западные форматы торговли находят все больше признания в Китае, а величина страны открывает ретейлерам и дальше хорошие перспективы роста. Индия в 2010 году опустилась с первого на третье место в рейтинге. Здесь по-прежнему ожидается рост, однако слишком большое количество иностранных игроков ограничило число и сделало дороже земельные участки и недвижимость, а инвестиционные ограничения повысили уровень насыщенности рынка.
Восточная Европа, как и раньше, осталась привлекательной для глобального ретейла, однако единой стратегии для экспансии в этом регионе нет. Несмотря на то что Россия утратила в текущем году 8 позиций по сравнению с прошлогодними показателями, страна и дальше остается важнейшей в регионе.
«Особым вызовом для торговых компаний, планирующих выход на рынок Юго-Восточной Европы, станет разработка индивидуальной стратегии для каждой страны — единого регионального решения нет, так как торговые рынки балканских стран слишком различны», — отмечает доктор Варшун.
Исследование зафиксировало еще один интересный тренд: в своих устремлениях к экспансии ретейлеры все больше стали концентрироваться на быстром успехе: большинство опрошенных компаний ожидают, что их деятельность окупится в течение трех лет после захода на рынок. Однако в 2005 году ретейлеры указывали, что рассчитывают на прибыль в течение следующих пяти-семи лет.
«По мнению ОЭСР, казахстанский рынок ретейла не насыщен, первопроходцы могут стать «маркет-мейкерами» и иметь заметные преимущества. Изучив 150 лучших мировых розничных компаний, ОЭСР выделила ряд ретейлеров, которые могут стать приоритетными для Казахстана. В частности, в первую очередь рекомендуется привлекать в страну такие розничные сети, как Carrefour, Casino и Auchan (Франция), Wal-Mart (США), Tesco (Италия), Rewe (ФРГ)», — указывается в сообщении. К компаниям второстепенной важности для отечественного рынка эксперты отнесли Schwarz, Costco, Aldi, Seven&i, Royal Ahold, AEON, Spar, Delhaize, Tengelmann, Intermarchе, Lotte Shopping, Marks&Spencer, X5, Magnit. «Основными критериями для отбора «кандидатов» стали упор на рынок продуктов питания, размеры компании, мировое присутствие», — уточняется в пресс-релизе.
ОЭСР — международная организация, представители которой обмениваются опытом и внедряют лучшие стандарты государственной политики и регулирования. В организацию входят 30 стран, чья доля в мировом ВВП составляет 78%.
30 самых привлекательных стран в сфере развития розничной торговли
1. Китай
2. Кувейт
3. Индия
4. Саудовская Аравия
5. Бразилия
6. Чили
7. ОАЭ
8. Уругвай
9. Перу
10. Россия
11. Тунис
12. Албания
13. Египет
14. Вьетнам
15. Марокко
16. Индонезия
17. Малайзия
18. Турция
19. Болгария
20. Македония
21. Алжир
22. Филиппины
23. Доминиканская Республика
24. Южная Африка
25. Мексика
26. Колумбия
27. Сальвадор
28. Румыния
29. Босния и Герцеговина
30. Гватемала
Комментарий независимого редактора
Рейтинги, даже авторитетные, это всегда источник недоумения. И сложная методология, как правило, не спасает их составителей от субъективизма. Я искренне верю в будущее розничной торговли в Гватемале. Но как 13-миллионная аграрная страна, в которой более половины населения живет за чертой бедности, может оказаться более привлекательной для ретейлера, нежели… наша страна? Это мне трудно взять в толк.
Тот же вопрос у меня по Албании, Македонии и Боснии. Их население дотягивает лишь до половины казахстанского. А главное — перспективы этих экономик совсем не безупречны, при этом покупательская способность на треть ниже среднеказахстанской (не говоря о сравнении с Астаной и Алматы). С Гватемалой у нас разница в душевом ВВП и вовсе трехкратная.
Не спорю, ретейл в этих странах находится в более ранней фазе развития. Да, все это компактные государства. В Казахстане на дистрибуции, логистике не сэкономишь. Но и расходы на безопасность в вышеназванных «молодых демократиях» окажутся гораздо выше. И «административная рента» там повнушительнее — в списке Doing Business из названной четверки нас опережает только Македония.
Думаю, в личной беседе составители рейтинга согласились бы с этими доводами. Но приходится признать, что их оценки отражают восприятие казахстанского рынка в глазах многих зарубежных инвесторов. Экономический имидж страны действительно отстает от успехов в формировании политической репутации Казахстана.
Комментариев пока нет