English version

Какая цель может консолидировать казахстанцев?

Новости общества — 16 июля 2020 00:00
0

Общество готово к переменам, но устало от обсуждения всем известных проблем. Нам нужен принципиально новый подход к развитию Казахстана. Он заключается в строительстве новой образованной нации за счет денег от сырьевой ренты. А для обслуживания текущей экономики необходимо создать условиях для возврата сотен миллиардов долларов, которые сейчас покоятся за границей. Но для этого необходима неприкосновенность частной собственности.

Изображение 1 для Какая цель может консолидировать казахстанцев?

Казахи готовы пожертвовать многим для того, чтобы дать своим детям образование – это подсознательная воля народа к самореализации. Не в этом ли секрет тысячу раз погибавшего и воскрешавшего народа? Казахи много инвестируют в детей. Даже бесчисленные мероприятия (тои) призваны закрепить разные линии родства и знакомств на случай, если настоящим или будущим детям понадобятся неформальные связи.

Именно качественное образование – тот консенсус при использовании до сих пор бездарно растраченных сырьевых ресурсов. Именно в этом наша подушка безопасности на случай любых кризисов.

Нашему народу уже приходилось совершить большой рывок в образовании. Из оплакиваемого Абаем прозябающего, безграмотного, отсталого народа, в течение 20-го века по уровню образования мы достигли среднеевропейского уровня. Нас, как провинцию, изменили широкие преобразования в империи. Но, находясь в потоке чужого «модернистского» проекта нам пришлось заплатить огромную цену, потеряв почти половину народа, под угрозой оказались самосознание и язык. Но признать, что для своего времени советский образовательный проект был успешным, необходимо. Залогом успеха стало то, что образование было бесплатным (включая учебные материалы) и всеобщим, в том числе высшее и профессиональное.

Сейчас мы независимая страна, а значит, можем сами определять свои приоритеты в соответствии с вызовами времени. А это — научно-культурный потенциал народа. Именно он – залог эффективного использования наших экономических ресурсов. Поэтому, речь идет о серьезных капитальных и операционных инвестициях в право каждого человека получить качественное образование для максимальной самореализации. Именно по этому пути пошли все успешные государства мира. Именно это укрепить и консолидирует наше общество, обеспечив его максимальную лояльность своей стране.

Для решения этой задачи необходимо территориально-административное деление страны устроить исходя из создания пяти образовательных кластеров: Жетысу (Алматинская область), Туркестан (ЮКО, Жамбыл, Кызыл-Орда), Арка (СКО, Акмола, Караганда, Костанай), Шыгыс (ВКО, Павлодар), Батыс (ЗКО, Мангыстау, Актобе, Атырау). В каждом из регионов развивается один город-мегаполис, а второй по развитости город сделать административной столицей региона.

При этом, ВУЗы должны работать по как университеты третьего поколения, то есть максимально интегрированы с производственными компаниями и научными ведомствами, что означает полное обеспечение всей необходимой инфраструктурой. Расчет потенциального количества учащихся, педагогов и персонала необходимо вести по средним величинам процентов на популяцию в развитых экономиках мира. На основании межотраслевых анализов и с учетом перспектив в международном разделении труда в области науки, рассматриваются все возможности организации отечественных и международных научных и преподавательских коллабораций, способных организовать учебный и научный процесс. Приоритет имеют вузы, которые имели высокие качественные и финансовые показатели до реформы. Оценка деятельности коллаборации проводится ежегодным удаленным тестированием студентов в одном из 100 лучших профильных ВУЗов в мире. Финансирование данных организаций производится государством по принципу Базового уровня оплаты и Системы премиальных в зависимости от результатов тестирования студентов. Все остальные доходы организации, в том числе эндаунмент, формируются за счет самостоятельных действий по привлечению стороннего финансирования.
Учреждения средне-специального и средне-технического образования двух типов разделяются на два типа. Первые – ориентированы на конкретную отрасль промышленности и расположенные в близи объектов производства. Второй — на общегражданские нужды (строительство, пищевая промышленность, прочие сервисы), расположенные в соответствии с демографической перспективой. Принципы организации учебного процесса аналогичны ВУЗам. Учитывая крайне низкий уровень отечественных технических специалистов, предпочтение отдается иностранным специалистам-преподавателям.

При этом, все учреждения имеют военные кафедры, процесс получения военной специальности в которых равномерно распределен на весь процесс обучения и является общеобязательным. Он должен включает в себя, в том числе, патриотическое воспитание, вплоть до принесения присяги. Это позволит отказаться от срочной военной службы в пользу профессиональной контрактной армии.

Очевидно, все это предполагает полное переформатирование военной доктрины и мобилизационных планов.
Перестройка начального образования будет связана с серьезными затратами на капитальное строительство либо реконструкцию существующих зданий и сооружений, поскольку они должны будут обслуживать учебный процесс полного дня с трехразовым питанием, активным отдыхом, кружками и спортивными секциями (с обязательным бассейном). Сетка распределения школ на местности подлежит разработке с учетом демографических, логистических и прочих условий. Все ученики обеспечиваются учебными материалами, в том числе компьютерами, все задания исполняются в школе. Управление учебным процессом, в качестве подрядчика, осуществляет организационно оформленный коллектив педагогов, доход которого зависит от качества выполнения Государственного образовательного заказа. Критерии и механизм оценки подлежат разработке (система рейтингов и пр.). Начальное образование разделяется на два блока: 1. Kazakshilik – воспитание лояльного, воспитанного, ответственного, грамотного, развитого гражданина, кключает воспитание (в т.ч. патриотическое), гуманитарные науки, физические, искусства. 2. Bilim – естественные науки, трудовые навыки. Среднее образование делится на две ступени. После первых шести лет обучения, в течение которых значительное время занимает блок Kazakshilik, производится отбор учащихся в соответствии с их способностями, наклонностями и успеваемостью по разным моделям обучения по блоку Bilim, превалирующим на второй ступени обучения. Подготовка к получению выбранной школьником и рекомендованной ему специальности состоит из периодического тестирования. Поступление в ВУЗ определяется на основе общей успеваемости и комплекса тестов: периодических в последний год обучения в школе, выпускного и экзамена в ВУЗе, одним из условий которой будет обучение и привлечение местного персонала.

Все это должно сопровождаться сокращением госаппарата и  персонала квази-государственных предприятий до 30% от существующего. Наша цель — новая, не зависящая от ренты, самодостаточная, интегрированная в мировую, экономика, новый рынок труда, обеспечивающий новый рынок образования, новые экономические группы интересов, заинтересованные в представительстве в новых органы власти и независимых судах.

Реформа общественных институтов и перераспределение экономической ренты

Система сдержек и противовесов в общественных институтах не работает потому, что в экономике не существует сколько-нибудь экономически соотносимых групп интересов. Существующие институты худо-бедно справляются с обслуживанием текущего состояния экономики. Последняя состоит из доходов от экспорта природных и сельскохозяйственных ресурсов, и, лишь в очень незначительной степени, экономической активности населения.
Оператором, управляющим основной частью экономики является насквозь коррумпированный класс бюрократов и квази-бюрократов. Несмотря на то, что каждый из его представителей имеет и личные (часто незаконные) экономические интересы, в целом как классу, им удалось нивелировать представительство других страт общества в законодательной власти и выкупить СМИ. Силовые органы, как им и положено по науке, защищают интересы экономически господствующего класса. Судебная система так же соответствуют признакам данного класса: назначаемость, встроенность в иерархию (в т.ч. неформальную), коррумпированность. В обществе просто нет других, соотносимых в экономическом весе субъектов, влияние которых распространялось бы на принятие и исполнение законов, право-применение и освещение этих процессов. Таким образом, общественные институты в их декларируемом смысле не соответствуют экономическим отношениям, но по факту исполняют функции, регулирующие обслуживание ресурса.
Кроме общих экономических интересов представителей класса объединяет набор ментальных и поведенческих паттернов, которые представляют из себя смесь крайнего цинизма, лицемерия, правового нигилизма, извращенного понимания долга и чести. При этом, эти люди могут обладать такими положительными качествами как работоспособность, стрессоустойчивость, коммуникабельность, инициативность. Но в этой системе их качества направлены, в основном, на незаконное личное обогащение, и лишь мультиплицируют ущерб. Именно поэтому накопленные в этой системе личные активы выводятся из страны. Поэтому лояльность правящей элиты к  государству весьма условна — «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Проецируемая на общество такая «система ценностей», в виду ее антагонизма декларируемой в воспитании и свойственной передовым обществам, крайне тлетворно влияет на молодежь и общественные отношения в целом.

Но сегодня перед нами стоит, ни много, ни мало, вопрос сохранения государственности. В прямом смысле этого слова. Мы знаем, в частности, проблему обезлюдения северных регионов, лояльность населения которых чрезвычайно низкая. Но патриотизм – прежде всего социально-экономическая категория. Поэтому мы должны создать не одну, а пять точек экономического роста.

До сих пор существовал некий общественный договор – сырьевые доходы просачивались в экономику в обмен на наше равнодушие к тому, как они распределялись. И всех это устраивало. Но сегодня доступ к ресурсам затруднился, и общество все меньше это устраивает. Но любая власть, даже сама тоталитарная, всегда осознает, что одной из ее задач является соответствие текущей действительности. Однако любые изменения будут обоснованными только в том случае, если они отвечают  интересам широкого круга граждан.

Новый общественный договор  

Пандемия – это нерыночный форс-мажор. Поэтому ее последствия рано или поздно будут преодолены, а значит спрос на нашу рентную продукцию, насколько бы он не был волотильным, восстановится. Это значит, что поступления сохраняться, на что и рассчитывает нашей правительство, да и мы в том числе.

Где найти ресурсы на обслуживание текущей экономики, инфраструктуру, социальное обеспечение? Они должны вернуться в страну, откуда они были выведены. Кажегельдин предлагает вернуть их, апеллируя к совести граждан, которые это уже сделали однажды и теперь не сделают этого во второй раз. Он предлагает выпустить облигации под государственные гарантии, что уже смешно для этих людей, поскольку он предлагает им отдать свои деньги казахскому правительству. Я считаю, что нужно эти деньги амнистировать в рамках одного из ключевых пунктов нового общественного договора. И возвращаться эти деньги будут на условиях исключительно того, что они останутся в собственности этих людей.  Без этого они будут находится в уязвимом положении, пока такой общественный договор не будет заключен. На каких условиях? Нужно принять законодательный акт, в соответствии с которым их деньги остаются в их собственности, например, на 25 лет, но при условии, что они вкладываются в текущую экономику, но при этом, чтобы избежать появления новых монополий, их доля в управлении не должна превышать контрольный пакет акций. Кроме того, они не должны иметь право участвовать в правлении, за исключением Советов директоров. Таким образом, собственность размывается и тогда они будут вынуждены нанимать хороших менеджеров, будут заинтересованы в справедливой судебной системе, в адекватном законодательстве, в том числе антимонопольном.

Напоминаю, что речь идет по самым скромным оценкам о более чем о 200 мрд. долларов. Если мы не вернем их в страну, они будут потеряны не только для нас, но и в связи с ужесточением международных требований к происхождению капиталов, и для самих их владельцев.

Но самое главное, такой новый общественный договор, помимо остальных составляющих, подразумевает пользу для народа – бенефициаром этих средств станет каждый житель Казахстана. И это, а не митинги, и есть способ общественного давления. Фактически, мы изменим сам механизм распределения прибыли. А когда спекулятивный доход будет изъят из экономики, тогда уйдут и спекулянты.

А главное, каждый вменяемый человек понимает, что он может контролировать свое потомство в лучшем случае до внуков. Дальше это невозможно, и они сейчас в этом убеждаются. Им сейчас важно сохранить  то, что есть, чтобы оно осталось и работало в той стране, которую они знают. И это в их интересах.

Теперь о политической воле. Это грандиозный вопрос. Первое – необходимо сформулировать новый общественный договор. Второе – начать широкую общественную дискуссию с помощью масс-медиа.  Третье – граждане, по самим ими утвержденной процедуре, должны сформировать нечто вроде комиссии, которая сама разработает свои регламенты и на их основании будет кооптировать членов. Эта должна быть комиссия, члены которой принесут публичную гражданскую присягу, что они не отойдут от объявленных принципов, а если отойдут, то объявят об этом. В том числе эти люди должны декларировать свои связи и доходы, и в этом нет ничего постыдного. Пусть работают с государством, просто условия должны быть прозрачными. Если одно будет противоречить другому, они должны сделать выбор. А что касается народа, то нет другого способа, кроме привлечения национальных авторитетов. Проблема нашей страны, что у нас их критически мало, поэтому нужен коллективный орган.

Что нам говорят власти? Дайте нам идеи, но лучшие из них мы реализуем сами. Но правда в том, что будут отфильтрованы только те, которые не угрожают их коренным интересам, но при этом исполнителями будут они сами и ими назначенные. И они будут двигаться в строго определенных рамках и нам с вами будут объяснять, почему это именно только возможно. Именно это происходит вот уже почти 30 лет. Результат такого подхода мы пожинаем сейчас. Да, кое-что будет сделано, но прорыва, который нам сегодня так необходим, не случится. История показывает: преобразования происходят только коренным образом, а не эволюционным.

Ильяс Джаилов


Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.