Ербола Есхожина судят за фразу «щенки Назарбаева»
В суде Нур-Султана рассматривают уголовное дело в отношении активиста Ербола Есхожина, фразу которого полицейские посчитали оскорбительной.
По мнению независимых экспертов, в словосочетании «щенки Назарбаева» оскорбления нет – пишет Радио Азаттык. Сам Есхожин, который за последние полтора года шесть раз подвергался арестам по обвинению в «участии в несанкционированных митингах» и провел под стражей в общей сложности 85 суток, считает преследование политически мотивированным.
На заседании по делу 43-летнего активиста Ербола Есхожина в Сарыаркинском районном суде Нур-Султана в режиме онлайн были заслушаны показания свидетелей обвинения — Айдара Мубаракова и Нурсултана Тастаева. Суд также заслушал независимого эксперта, который пришел к выводу, что слова активиста не содержат признаков оскорбления представителей власти.
Полиция Нур-Султана возбудила в отношении Ербола Есхожина два уголовных дела по статье 378 уголовного кодекса («Оскорбление представителя власти»). Дела рассматриваются по отдельности.
Гражданского активиста задержали еще 30 июля, его отправили под арест за неделю до поминок по гражданскому активисту Дулату Агадилу, который умер при загадочных обстоятельствах в столичном СИЗО в феврале этого года. Поминки проводились в честь завершения строительства дома для семьи Агадила в селе Талапкер Акмолинской области, деньги на возведение которого собрали неравнодушные казахстанцы по всей стране. К слову, главным инициатором строительства дома для семьи Дулата Агадила.является Ербол Есхожин.
По его словам, в основе дела лежит рапорт официального представителя полиции Даулета Курманова, который «во время мониторинга социальной сети Facebook натолкнулся на запись Ербола Есхожина, в которой увидел признаки уголовного преступления, предусмотренного частью 2 статьи 378 уголовного кодекса». Дело завели из-за его высказываний в адрес полиции во время акций протеста с требованием освободить политзаключенных, которые прошли 20 января перед посольством США в Нур-Султане и 3 февраля у монумента «Байтерек».
«Криминалист, снимавший нас во время пикета, написал, что сказанные мной слова «вот, щенки пришли» и «щенки Назарбаева» оскорбили его», — отметил Есхожин.
Криминалисты полиции Нур-Султана Абылайхан Саулембеков и Арман Тускеев, проходящие потерпевшими по делу Есхожина, подтвердили в своих показаниях, что во время съемки митинга перед посольством США и монументом «Байтерек» кто-то действительно сказал в их адрес: «Вот, щенки пришли, щенки Назарбаева» — и эти слова задели их честь и достоинство.
Старший эксперт Института судебных экспертиз в Нур-Султане Зиядам Абдулжанова, которая изучала высказывания активиста по запросу следственных органов, пришла к выводу, что в словах есть признаки оскорбления.
«Собака (щенок) — это домашнее животное, это не хищник, но, если использовать его в метафорическом смысле, это может быть дисфемической метафорой, означающей «плохой», «негодяй». Слово «щенок» в зоосемантической метафоре (сравнение человека с домашним животным) сохраняет нормы литературного языка, но является лексемой, которая противоречит принципам социальной добродетели. Можно сделать вывод, что использование этого слова для оценки личности человека являются оскорблением чести и достоинства человека», — считает эксперт Абдулжанова.
Адвокат активиста Ольга Эннс заявила: независимый эксперт пришел к выводу, что «слова Есхожина являются не оскорблением, а признаком неодобрения».
Кандидат филологических наук, доцент Рахиля Карымсакова не считает слова «щенки Назарбаева» оскорблением.
«Я вижу традиционную оценочную метафору в словах «щенки Назарбаева», которая используется в разговорной речи. Здесь нет оскорбления чести и достоинства. С юридической точки зрения метафора не запрещена и [здесь] не использовано грубое оскорбление», — пояснила филолог.
С этим согласна и эксперт прессозащитной организации «Адил соз» Галия Аженова.
«Слово «щенок» используется для порицания молодых людей, которые ведут себя грубо, дерзко. В таких случаях обычно говорят: «Вы молоды, почему так поступаете?» Если они молоды, предполагается, что у них есть менторы, наставники, воспитатели. Но это слово не является оскорбительным», — уверена она.
Адвокат Ольга Эннс считает обвинения в отношении ее подзащитного Ербола Есхожина безосновательными.
В материалах дела нет ничего, кроме записей с характеристикой Есхожина и административных протоколов задержания в разное время за его постоянную активность. Есть только заявление троих полицейских, которые были «оскорблены» его словами.
«Но возбуждать из-за этого уголовное дело — позор», — считает адвокат.
фото из открытых источников
Комментариев пока нет