Бахыт Султанов: В Казахстане появится омбудсмен по защите прав потребителей
Об этом министр торговли и интеграции сообщил на заседании правительства, где были рассмотрены вопросы защиты прав потребителей, передает пресс-служба Премьер-министра РК.
Проект закона «О защите прав потребителей» в новой редакции предусматривает введение в Казахстане института омбудсмена по защите прав потребителей.
«Повышение качества жизни казахстанцев неразрывно связано с повышением уровня защиты прав потребителей, который является индикатором развития добросовестного и конкурентного предпринимательства. Уверенные в своих правах потребители обеспечивают активный спрос на качественные товары, работы и услуги. Это способствует развитию экономики», — сказал премьер-министр РК Аскар Мамин.
Институт омбудсмена «будет служить голосом народа и напрямую доводить существующие системные проблемы отраслей, где нарушаются права потребителей, до первых лиц государства», добавил министр торговли и интеграции Бахыт Султанов на заседании правительства.
Кроме того, благодаря принятым в прошлом году поправкам в законодательство по защите прав потребителей создан Межведомственный совет при правительстве; уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей наделен функциями проведения государственного контроля; введена административная ответственность за нарушения прав потребителей; построена 3-хступенчатая система рассмотрения жалоб потребителей; созданы институты внесудебного регулирования спора.
«С 1 января текущего года введена в действие Единая информационная система приема обращений потребителей по принципу «одного окна» — e-tutynushy», — сообщил Бахыт Султанов.
Глава ведомства добавил, что степень неудовлетворенности потребителей остается на высоком уровне. Вопросы, беспокоящие потребителей, в целом повторяются из года в год: это сферы ЖКХ, розничной торговли, медицинских, туристических услуг, услуг связи, транспорта.
«В настоящее время разработаны и действуют порядка 3 тыс. национальных стандартов на показатели качества, безопасности продукции и услуг во всех сферах, однако наблюдается их низкое применение в определенных отраслях. Министерством прорабатывается вопрос по законодательному закреплению статуса ассоциации в законе в организационно-правовой форме некоммерческой организации «Национальная ассоциация потребителей», — сказал глава ведомства.
Бахыт Султанов пояснил, что для реализации концепции «Слышащего государства» приняты во внимание пожелания общественных объединений о необходимости распространения базовых принципов системы защиты прав потребителей на отраслевое законодательство и по реституции нормы Закона от 5 июня 1991 года «О защите прав потребителей» о начислении общественным объединениям потребителей вознаграждений от суммы, возмещаемой потребителю.
Для недопущения нарушений прав потребителей в сфере интернет-торговли глава правительства поручил министерству торговли и интеграции до конца года внести предложения по усовершенствованию правового регулирования в сегменте электронной торговли. Для систематизации обращений граждан и оперативного реагирования со стороны госорганов премьер-министр поручил в первом полугодии 2022 года интегрировать систему е-tutynushy с информационными системами госорганов.
По мнению президента РОО «Национальная лига потребителей» Светланы Романовской, национальная ассоциация по защите прав потребителей не должна содержаться за средства бюджета. К слову, именно Романовская в свое время внесла предложение о необходимости создания в стране института омбудсмена по защите прав потребителей, только у нее свое видение ситуации — нужен общественный совет.
«Наша лига уже 21 год состоит в международной организации по защите прав потребителей Consumers International, и у нас самый лучший опыт. Мы хорошо знаем ментальность в странах СНГ и Казахстане, – рассказывает она. – Считаю, что у нас должен быть общественный совет по защите прав потребителей. Статья 41 Закона РК «О защите прав потребителей» предполагает, что каждое ОЗПП имеет право участвовать в деятельности общественного совета по защите прав потребителей. Этот общественный совет должен возглавлять омбудсмен по защите прав потребителей. А тот должен напрямую подчиняться либо президенту, либо премьер-министру. Лучше – главе государства.»
По мнению Светланы Романовской, в этот общественный совет должны входить либо вице-министры, либо руководители 19 госорганов Казахстана, которые имеют функцию по защите прав потребителей, включая такие сферы, как торговля, образование, здравоохранение, стандартизация. И такой общественный совет займется формированием политики в сфере защиты прав потребителей, разработкой путей ее реализации, защитой проектов в сфере защиты прав потребителей перед руководством страны для выделения бюджетных денег на их реализацию. Затем общественный совет, считает Романовская, должен распределять эти деньги между обществами по защите прав потребителей через конкурс. Роль омбудсмена, на ее взгляд, в такой схеме заключается в том, чтобы следить за качеством деятельности, которую проводят общества по защите прав потребителей и госорганы в этой сфере. Он должен составлять отчеты перед президентом, что сделано, что необходимо сделать, улучшить и вносить свои предложения на рассмотрение общественного совета.
По словам Светланы Романовской, в целом в стране не сформирована единая государственная политика в сфере защиты прав потребителей. Национальная лига потребителей провела исследование в более 1200 компаний Алматы, нарушают ли они права потребителей или нет? Выяснилось, что 86% компаний являются нарушителями законодательства в этой сфере.
По данным пресс-службы республиканского комитета по защите прав потребителей, за 9 месяцев текущего года к ним поступило 15,6 тыс. обращений от казахстанцев. Это на 2% больше, чем за такой же период прошлого года. Потребителям вернули 275 млн тенге.
Комментариев пока нет