Потребители в мире не видят разницы между 5G и 4G.
В последние годы во всём мире продвигается внедрение нового поколения мобильной связи — 5G. Об этой технологии говорили задолго до её развертывания в различных странах мира, возлагая на неё большие надежды. По данным Finprom.kz, технология обладает рядом преимуществ, среди которых скорость, минимальная задержка и высокая пропускная мощность, что помогает поддерживать большое количество устройств на квадратный километр, сообщает exclusive.kz.
Впрочем, недостатков у 5G тоже хватает. Во-первых, внедрение этой технологии обходится очень дорого — минимум вдвое дороже, чем внедрение предшествующей ей 4G. Так, согласно данным Bloomberg, сумма, потраченная американскими операторами на радиоволны технологии 5G, составила 118,4 млрд долл. США, в то время как для 4G — 61,8 млрд долл. США. Необходимая инфраструктура также обходится в разы дороже.
Во-вторых, стоит вопрос целесообразности таких вложений для бизнеса. Очевидно, что если кто и обеспечит внедрение 5G, то только операторы мобильной связи, не государство. Частный же сектор не будет вкладываться при полной неочевидности окупаемости инвестиций. К примеру, в США три крупных американских оператора потратили более 100 млрд долл. США на эфир 5G и модернизацию сети, однако не получили практически никакого дохода. Более того, появление технологии осталось практически незамеченным и для потребителей.
Последнее особенно примечательно: несмотря на колоссальный финансовый вклад мировых операторов, потребители, как показывает международный опыт, просто не видят разницы.
К примеру, в отчёте Deloitte по внедрению 5G в Ирландии компания говорит о том, что подключений 4G, 4G+ и Wi-Fi вполне достаточно для нужд потребителей на данный момент. О том, что не могут определить разницу между 4G и 5G, заявили сразу 54% респондентов опроса Deloitte в 2021 году. Речь идёт о том, что у потребителя нет реальных дополнительных преимуществ для немедленного перехода на 5G, и, фактически, если интерес к этой технологии и появится, то лишь в весьма долгосрочной перспективе.
Более того, когда потребителей опросили относительно наиболее важных функций при выборе смартфона, они выделили следующее:
• срок службы батареи;
• ёмкость накопителя;
• функциональность и качество камеры.
Поддержка 5G заняла лишь 10-е место в списке. Аналогичные результаты исследования наблюдаются и в Великобритании.
В таких условиях выходит, что рядовому пользователю внедрение 5G невыгодно. Учитывая колоссальные вложения, необходимые для технической реализации такого проекта, которые необходимо будет окупить, операторы связи с вводом 5G резко и ощутимо увеличат тарифы. При этом, чтобы в принципе почувствовать разницу, гражданам к тому же придётся сменить смартфоны — ведь сегодня устройства большинства пользователей не поддерживают 5G.
Стоит отметить: если отвлечься от ситуации в развитых странах вроде Великобритании и США и задаться вопросом, готовы ли к такому развитию событий непосредственно казахстанцы, можно будет с очень большой долей вероятности ответить отрицательно. Если даже в развитых странах граждане с высоким уровнем доходов не видят для себя смысла тратиться на технологию, не дающую явного преимущества, то казахстанцам, и без того пострадавшим в текущем (очередном) кризисе, это тем более не нужно.
Отдельно напомним, что скорость мобильного интернета в РК растёт и с опорой на уже существующую инфраструктуру 4G. Так, за год показатель увеличился сразу на весьма ощутимые 38,3% — с 13,53 Мбит/с в марте 2021 года до 18,71 Мбит/с в марте 2022-го. Это вполне неплохие результаты, учитывая то, что стоимость интернета в РК остаётся одной из самых низких в мире.
Количество абонентов высокоскоростного мобильного интернета в Казахстане тоже растёт, причём достаточно быстро. В марте 2022 года в РК насчитывалось почти 17 млн абонентов высокоскоростного широкополосного доступа — на 5,7% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Фактически сейчас казахстанцам важнее достичь полного повсеместного стабильно работающего покрытия 4G, чем переключать фокус внимания на 5G. Так, к примеру, у лидера рынка по количеству абонентов сотовой связи — Beeline — покрытие сети 4G в конце 2021 года составило 81% (против 76% в 2020 году, 68% в 2019-м и 60% в 2018-м).
Комментариев пока нет