Казахстан может оказаться в «черном списке» ФАТФ
И для этого не нужен украинский сценарий… Достаточно просто войти в Таможенный союз и… поддержать Россию. ФАТФ, международная «антиотмывочная» организация, грозит Казахстану усиленным мониторингом. Другими словами- включением в «черный список». Это значит, что все казахстанские граждане и фирмы потенциальные мошенники и террористы. Поэтому к ним будут применены санкции, блокирующие внешнеэкономическую деятельность. Та же Украина во время нахождения в «черном списке» теряла по 3-4 млрд. долларов ежедневно! При этом хуже всего, как правило, приходится политическим деятелям, поскольку они все воспринимаются как коррупционеры и к ним, и к членам их семей применяют усиленные меры проверки. В мире, по оценкам экспертов МВФ, объем ежегодно отмываемых денег составляет 2-5% мирового ВВП. Нехитрый подсчет показывает, что в 2012 г. по всему миру было отмыто порядка 4 трлн. долл. Что касается Казахстана, то он не входит в так называемую «черную десятку» коррумпированных стран, но теневая экономика, по некоторым оценкам, составляет до 40% ВВП. Отток капитала за пределы страны составляет около 1 млрд. долларов в год. Основными потребителями казахстанской нефти являются Бермудские и Виргинские острова, на которых созданы оффшорные зоны. Поэтому усилия страны по вхождению в ФАТФ (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег) могут быть не только неэффективными, но и привести к тому, что мы войдем в «черный список» этой международной «антиотмывочной» организации, что приведет к серьезным экономическим санкциям. Если страна из «черного списка» не исправляет недостатки, то имеет все шансы попасть в международную изоляцию. В частности, например, в свое время прошли путь от усиленного мониторинга до включения в «черный» список ФАТФ Россия и Украина. Это привело к ограничению прав граждан, осуществляющих какие-либо платежи за рубежом; многочисленному закрытию счетов в иностранных банках; торможению процессов внешнеэкономической деятельности, осложнению корреспондентских отношений национальных банков с финансовыми учреждениями стран – членов ФАТФ и региональных групп по типу ФАТФ; существенному снижению инвестиционной привлекательности экономики для иностранных инвесторов; сокращению объемов внешнеторговых операций, что, в свою очередь, влияет на выполнение государственного бюджета. Лишь по предварительным оценкам, с первых лет независимости из Казахстана было незаконно выведено около 150 миллиардов долларов. При этом, Международный Консорциум журналистов-расследователей опубликовал список владельцев оффшоров со всего мира, в котором в Центральной Азии лидером по количеству лиц, владеющих ими, оказался Казахстан. Только за последний год в сфере «теневого» оборота выявлено более 3 тысяч преступлений с ущербом свыше 100 млрд.тенге, из которых возмещено чуть больше половины. Ежегодная доля преступлений по фактам лжепредпринимательства составляет 20-30%. Если в 2008 г. их зарегистрировано 360, то в 2009 – 560, 2010 — 889, а за 2011 год — 443. Причиненный ущерб по ним возрос с 13,4 млрд.тенге в 2008 году до 68,2 млрд.тенге в 2010 году, т.е. в 5 раз. В 2011 году установленный ущерб по этим преступлениям составил более 33,7 млрд. тенге. Из указанных сумм возмещается менее половины. Статистические данные за 2009 год показывают, что количество плательщиков НДС, участвующих в «обнальных» схемах, составляет порядка 7-8%. Соотношение потерь по НДС от вышеуказанной категории налогоплательщиков к общей сумме поступлений по НДС за 2009 год составило около более 15%. На сегодняшний день ФАТФ — это тот инструментарий, которым мировое сообщество пытается противостоять финансовым преступлениям. В ее состав входят 36 развитых стран мира. В прошлом году ФАТФ принял предварительное решение о расширении своего членства. На первом этапе были отобраны 12 стран, среди них такие страны как: Израиль, Казахстан, Кипр, Латвия, Египет, Марокко, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Украина, и.т.д. Мнение ФАТФ , наряду с финансовыми рейтинговыми агентствами как MOODY’s или Standart and Poors считается авторитетным, особенно оно учитывается при составлении общего инвестиционного имиджа той или иной страны. Из стран бывшего Советского Союза в «черную» десятку до 2001 года входила Россия, Украина, наряду с Египтом, Индонезией, Мьянмой и Филиппинами. В прошлом году Казахстан подал заявку на вхождение в состав группы ФАТФ, поскольку членство в этой организации даёт стране ряд преимуществ. Во-первых, членство в ФАТФ — это большее доверие финансовой системе страны, а значит увеличение притока иностранных инвестиций в казахстанскую экономику. Можно сказать, что объем зарубежных инвестиций в Казахстан напрямую связан с закреплением Казахстана в этой группе. Вступление Казахстана в ФАТФ служит гарантией того, что Казахстан будет стоять на страже иностранного инвестиционного бизнеса. Во-вторых, принятие Казахстана в ФАТФ свидетельствовало бы о повышении авторитета страны среди индустриально развитых стран мира, росте доверия в мире к казахстанскому бизнес — сообществу, в том числе банковскому сектору. Что в целом даст Казахстану более преимущественные позиции для вхождения в 30-ку наиболее развитых стран мира. При этом Казахстан уже входит в Евразийскую группу по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) – региональная группа по типу ФАТФ (FATF). В ЕАГ входят девять государств: Беларусь, Индия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. ЕАГ является ассоциированным членом ФАТФ. В рамках этой деятельности ЕАГ проводит взаимные оценки национальных систем ПОД/ФТ своих государств на основе методологии ФАТФ, исследует типологии отмывания денег и финансирования терроризма и реализует программы технического содействия государствам-членам Группы, включая обучение кадров. При том, что ЕАГ в некоторых случаях более либерально, по сравнению с рекомендациями ФАТФ, но ЕАГ особенно «неравнодушен» к политическим деятелям. Помимо применения обычных мер по надлежащей проверке, в его функции входит «определить: является ли клиент политическим деятелем, получить разрешение старшего руководства на установление деловых отношений с такими клиентами; принимать разумные меры для установления источника благосостояния и источника денежных средств; осуществлять углубленный постоянный мониторинг деловых отношений.» Любопытно, не правда ли? В то же время, эксперты считают, что той же России членство в ФАТФ помогает не очень сильно. Россия (как и Казахстан) продолжает оставаться страной с имиджем государства с теневой экономикой. Поэтому наше членство в ФАТФ – это скорее аванс, а в худшем случае легитимизация права ФАТФ использовать свои санкции. Учитывая значительные объемы «бегущего» капитала из нашей страны, у этого шага могут быть довольно неоднозначные последствия. После скандала с Кипром деньги «убегают» в Литву, но чаще — в азиатские офшорные зоны, в Сингапур и Гонконг. При этом эти регионы нельзя назвать новыми оффшорами. Это просто страны с меньшим налогообложением. При этом у Гонконга и Сингапура относительно благополучная оценка со стороны ФАТФ. Еще комфортнее деньги себя чувствует в маленьких островных государств со слабыми пока антиотмывочными системами — например, Фиджи, Вануату, Кирибати… Кстати, у нас также растет объем средств, легализованных через Белоруссию и Казахстан посредством схем фиктивного импорта. Сейчас даже обсуждается вероятность создания в рамках Таможенного союза специальной структуры, которая займется контролем за соблюдением «антиотмывочного» законодательства в таможенной сфере. По данным Центробанка России, за последние два года, используя облегченные процедуры прохождения таможни на внутренних границах, из РФ вывезли 47 млрд. долл. так называемого сомнительного капитала. Однако за этим стоит не только незаконный оборот товаров и услуг. Предприниматели, открывая новое дело, все чаще останавливают выбор на казахстанской юрисдикции. Как следствие – российская экономика недосчитывается новых производств, сокращаются рабочие места, казна меньше собирает налогов. Экономисты оценивают ситуацию более хладнокровно – они уверены, что ТС скоро докажет свою эффективность. «Мы вынуждены констатировать, что в последнее время для этих целей недобросовестными хозяйствующими субъектами активно используются возможности, связанные с облегченными процедурами перемещения товаров и контроля в рамках Таможенного союза. По нашим оценкам, в 2012–2013 годах из России через ТС выведено около 47 миллиардов долларов», – заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Однако, на самом деле, просто бизнес делает выбор в пользу более удобной юрисдикции. Исходя из удобства ведения бизнеса, многие предпочитают в первую очередь Казахстан, в который они инвестируют, создают новые производства. В обратном направлении активного движения казахстанского капитала не наблюдается. В результате Россия теряет инвестиции, рабочие места и налоговые поступления в бюджеты всех уровней, превращается в перспективный рынок сбыта. Сегодня от членства ТС в большей степени выигрывает Казахстан, уверены в «Деловой России». Как пишут «Ведомости», пользуясь отсутствием границ внутри Таможенного союза, импортеры создают видимость поставки товара, в счет оплаты которого выводят деньги за рубеж. По оценкам Центробанка, в 2012 году таким образом через Казахстан могло быть выведено 10 млрд. долларов, через Беларусь — до 15 млрд. долларов. Сотрудник аппарата правительства РФ считает, что такой контроль за операциями клиентов, занимающихся торговой деятельностью с Казахстаном, не нарушает никаких соглашений о функционировании единого экономического пространства или Таможенного союза: «Свобода капитала — одна из базовых вещей Евразийского экономического союза, но его планируется создать после 2014 г. Это более высокая степень интеграции, чем единое экономическое пространство». По словам человека, близкого к Росфинмониторингу, Казахстан и Беларусь — стратегические партнеры России, со стороны Казахстана может последовать негативная реакция на такое пристальное внимание. Отчет о прогрессе Казахстана ФАТФ (Международная группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег) удовлетворительный, говорит он. «Пока никаких претензий от казахских коллег мы не получали, — замечает чиновник Минэкономразвития. — Это не ограничение на движение капитала, а борьба с серыми схемами. Казахстанское направление вообще проблемное, оттуда поступает большая часть серого импорта». В Казахстане практика органов финансовой полиции и органов прокуратуры относит к составляющим «теневой» экономики налоговые преступления, лжепредпринимательство, оборот неучтенной продукции, экономическую контрабанду, легализацию средств, добытых преступным путем, вывод капитала за рубеж. При этом, термин «подозрение» практически не поддается каким-то четким критериям или определениям. Термины «подозрительный» и «подозрение» имеют достаточно широкий диапазон значений и могут относиться к ситуациям, в которых «порог фактической обоснованности» очень низок. Например, в контексте законодательства Великобритании и Шотландии обычное значение этого слова включает «предположение чего-либо без всяких фактических оснований или на базе незначительных фактических оснований». В США термин «подозрение» определяется как «предположение или предчувствие существования чего-то неправильного, основанное на несущественных фактах или не подкрепленное никакими фактами, без каких-либо определенных доказательств». Во французском языке термин «soupçon» (подозрение) также имеет несколько значений, некоторые из которых предполагают наличие чрезвычайно незначительных доказательств, например, «просто догадка, мнение, суждение или гипотеза или интуитивное заключение…» Карлыгаш Еженова
Комментариев пока нет