Сетевые БАЙТЕ’речи
Экономист Канат Оспанов рассуждает о необходимости комплексной реформы в налоговой, бюджетной, пенсионной, социальной и медицинской сферах.
За последние 20 лет Казахстан проделал достаточно успешный, в сравнении с другими странами СНГ, путь в модернизации налоговой, бюджетной, пенсионной и медицинской сфер. Тем не менее, в настоящее время перед нами заново встают масштабные задачи по их дальнейшему реформированию.
Два основных фактора детерминируют необходимость продолжения реформ: возврат к принципам страхования в социальной сфере и введение с 2020 года принципа всеобщего декларирования доходов и имущества физических лиц.
Немного истории. В 1998 году обязательные отчисления работодателей от заработной платы работников в рамках системы страхования в социальной сфере имели следующую структуру: 10% — в накопительные пенсионные фонды; 15% — в Государственный центр по выплате пенсий (ГЦВП); 1,5% — в Фонд государственного социального страхования; 2% — в Фонд содействия занятости; 3% — в Фонд обязательного медицинского страхования. В 1999 году все эти выплаты были консолидированы в единый социальный налог со ставкой 21,5% и стали поступать напрямую в бюджет. Тем самым был совершен переход от системы страхования к полностью бюджетной модели финансирования социальной сферы.
Однако затем Казахстан начал возврат от бюджетного финансирования к принципам страхования в социальной сфере. В 2004 году был создан Государственный Фонд социального страхования (ГФСС), в 2016 году – Фонд социального медицинского страхования (ФСМС).
Ставка социального налога за этот период претерпела определенную эволюцию и в настоящее время составляет 11%. В новых условиях возникают вопросы об экономическом смысле социального налога.
Во-первых, в мировой практике такой вид налога отсутствует. В Казахстане он возник в период ликвидации системы страхования в социальной сфере. Во-вторых, согласно Бюджетному Кодексу, социальный налог в 100%-ном объеме поступает в местные бюджеты. Основу социального налога составили отчисления в ГЦВП, из которых финансировались солидарные пенсии. Но пенсии в настоящее время финансируются из республиканского бюджета, а не из местных бюджетов. Расходы, которые несут местные бюджеты по финансированию организаций здравоохранения, с 2020 года должны поэтапно переходить к Фонду социального медицинского страхования.
В этой связи социальный налог теряет право на существование.
С другой стороны, существующая пенсионная система также требует реформирования. В настоящее время она имеет многоуровневый характер: базовая пенсия и так называемая «солидарная» пенсия из республиканского бюджета, накопительный компонент (за счет 10%-х взносов работников в Единый накопительный пенсионный фонд с 1998 года). Проблема заключается в том, что существующая система «солидарных» пенсий не имеет перспективы.
Во-первых, согласно существующему законодательству, граждане, не имеющие трудового стажа до 1998 года, не будут при выходе на пенсию получать «солидарную» пенсию. Новое поколение казахстанцев будет получать только накопительную пенсию. Однако, как указывалось многими экспертами, 10%-е отчисления в ЕНПФ не позволят сформировать достойную пенсию абсолютному большинству граждан.
Во-вторых, существующая модель формирования и финансирования «солидарных» пенсий не соответствует принципам пенсионного страхования. Так как «солидарные» пенсии финансируются из бюджета, не учитывается и в принципе не может быть учтен вклад работника в пенсионную систему. В действующей системе граждане, работающие в теневом секторе и избегающие уплаты налогов, имеют полное право на получение «солидарной» пенсии.
В-третьих, выплачиваемые в настоящее время «солидарные» пенсии финансируются фактически за счет нефтедолларов. Однако нефтедолларовые доходы государства в обозримой перспективе иссякнут, поэтому уже сейчас необходимо выстраивание настоящей солидарной пенсионной системы как части системы социального страхования.
Поэтому необходима реформа существующей пенсионной системы. Институционально решение заключается в создании государственного солидарного Пенсионного фонда (ГСПФ). ГСПФ и ЕНПФ составят два «крыла» новой солидарно-накопительной системы.
В новой модели пенсионной системы базовые пенсии должны продолжать финансироваться из бюджета. Накопительная часть пенсии должна продолжаться выплачиваться из ЕНПФ по существующей модели. Социальный налог должен трансформироваться во взнос в ГСПФ. Кроме того, предлагаемый Правительством дополнительный 5%-й взнос в условно-накопительный компонент должен быть также трансформирован во взнос в ГСПФ, так как по сути предложенный Правительством условно-накопительный компонент носит солидарный характер. Таким образом, общая ставка взносов в ГСПФ составит 16% от фонда оплаты труда. Ведение учета вклада каждого работника в ГСПФ позволит установить пропорциональную зависимость новой солидарной пенсии взносам работника, произведенным на протяжении всей трудовой жизни. Это позволит стимулировать участие самозанятых и неформально занятых граждан в солидарной пенсионной системе.
Общий объем выплат по действующим «солидарным» пенсиям в 2017 году составил 1 230 млрд.тенге. Общий объем поступлений по социальному налогу (по ставке 11%) составил 856 млрд.тенге. Отсюда можно оценить общий объем взносов в будущий ГСПФ при ставке 16% в 1 246 млрд.тенге. Это означает, что 16%-х взносов в ГСПФ будет достаточно для финансирования солидарных пенсий. При улучшении администрирования и введении всеобщего декларирования доходов и имущества физических лиц ставка взносов может быть понижена.
Накопительная пенсионная система позволяет создавать и приумножать накопления на индивидуальном пенсионном счете, но имеет риски обесценения за длительный период (30-40 лет). Солидарная пенсионная система имеет обезличенный характер, но «реальный» размер солидарной пенсии не зависит критическим образом от инфляции. Таким образом, новая смешанная пенсионная система нивелирует недостатки чисто накопительной и чисто солидарной систем.
Помимо реформы пенсионной системы потребуются следующие шаги по реформе налогово-бюджетной системы.
Отмена социального налога повлечет за собой «выпадение» доходов местных бюджетов. Но, с другой стороны, введение обязательного медицинского страхования уменьшит расходы местных бюджетов на здравоохранение. Поэтому необходим четкий прогнозный расчет объема уменьшения доходной и расходной частей местных бюджетов соотвественно.
В случае возникновения дефицита местных бюджетов потребуется их балансировка. Возможны два пути закрытия дефицита либо их совместное применение.
Первый путь — это введение местного корпоративного налога в связи отменой социального налога. Потребуется одновременное уменьшение ставки республиканского корпоративного налога с тем, чтобы не увеличивать общую нагрузку на бизнес.
Второй путь — это реформа индивидуального подоходного налога. В первую очередь необходимо включить в налогооблагаемый доход процентные доходы по банковским вкладам, доходы по дивидендам от акций и других инструментов долевого участия. Во-вторых, необходимо введение прогрессивной шкалы подоходного налога. К примеру, в европейских странах, а также в КНР, наивысшая ставка подоходного налога достигает 45%. В этом плане у нас имеются еще большие резервы. С другой стороны, необходимо изменить объект подоходного налогообложения. Объектом налогообложения должны стать доходы семьи, а не отдельных физических лиц (поэтому само название индивидуального подоходного налога необходимо изменить). При этом необходимо введение гибкой системы вычетов на детей, образование, содержание престарелых родителей и т.д. Семейное подоходное налогообложение должно стать важной частью социальной политики государства. Продуманная реформа подоходного налога не увеличит налогообложение среднего класса.
Очень важным для успешной реализации предложенных реформ является их взаимоувязка и синхронизация в проведении. Их подготовка может занять 1-2 года. Наиболее удобным моментом начала предложенных реформ является 2021 год либо 2022 год, когда уже будут результаты всеобщего декларирования доходов и имущества граждан.
иллюстрации из открытых источников
Комментариев пока нет