Во всем виновата Америка?
Национальный фонд Казахстана был создан в 2001 году на примере Норвежского фонда. Но с годами стало очевидно: если скандинавы успешно реализуют накопительный потенциал этой структуры, то у нас он стал своего рода палочкой-выручалочкой для поддержки то первоочередных бюджетных программ, то терпящих бедствие коммерческих банков. Не удивительно, что со своей главной функцией –накопительной- наша «кубышка» справляется все хуже.
По состоянию на июнь 2019г размер нашего фонда составлял 58 177млн долларов, хотя в 2014-15 годах превышал 70 млрд. «зеленых» (см. таблицу).
Почему активы фонда до 2015 года пусть с небольшим отклонением, но росли, а теперь снижаются? Только ли форс-мажорные обстоятельства, вроде двух девальваций тенге и спасения банков тому виной?
Если исходить из того, что деньги фонда формируются из сверхдоходов нефтегазового и горнодобывающего секторов, то с ростом добычи нефти и газа, активы фонда также должны расти. Однако, очевидно, что на практике это зависит от мировых цен на сырье, которые, в отличие от тучных времен начала 2000-х, заметно «похудели».
В то же время, если сравнить темпы роста объемов добычи нефти и газа и темпы роста активов фонда (см. таблицу), то даже в период неуклонного роста цен на мировых рынках сырья наблюдалась периодическая разнонаправленность темпов роста темпов роста добычи сырья и активов нацфонда. Не исключено, что помимо объективных факторов на это влияют и субъективные. Может, доходы нефтяного сектора не всегда напрямую идут в национальный фонд? Или, скажем, попадают в «копилку» через год, после того, как их где-то «прокрутят»?
Уровень накоплений в нефтяных фондах принято исчислять размером средств фонда в процентах от ВВП страны. Наши проценты, хоть с некоторыми колебаниями, но росли. А в последние годы пошли вниз.
Одна из причин снижения доли нац. фонда в ВВП в том, что в последние годы фонд работает больше в расходном режиме, чем в накопительном (о причинах см. выше).
В 2016 и 2017гг было использовано средств фонда в 2,5 раза больше, чем в эти же годы в него поступило. За 2018 год официального отчета движения средств национального фонда еще нет, но очевидно, что мы продолжили его «проедать». А уж по итогам нынешнего года эта тенденция только усилится: вряд ли правительство изыщет в бюджете средства на выполнение всех социальных обещаний второго президента страны.
К тому же, расходы на аудит и обслуживание нашей «кубышки» постоянно растут…
|
Национальный фонд, тыс. тенге |
|
|
Поступления |
Использование |
2001 г |
197 353 993 |
7 546 324 |
2002 г |
109 547 274 |
244 287 |
2003 г |
229 551 299 |
428 434 |
2004 г |
139 312 971 |
524 247 |
2005 г |
413 713 744 |
724 981 |
2006 г |
774 306 672 |
918 912 |
2007 г |
1 139 270 342 |
259 317 396 |
2008 г |
1 652 527 290 |
1 075 095 373 |
2009 г |
2 297 417 901 |
1 107 498 030 |
2010 г |
2 407 723 392 |
1 203 982 229 |
2011 г |
3 488 043 602 |
1 204 132 712 |
2012 г |
3 843 884 717 |
1 385 701 111 |
2013 г |
3 991 604 321 |
1 412 035 945 |
2014 г |
5 366 850 822 |
1 963 658 571 |
2015 г |
11 793 630 511 |
2 468 570 853 |
2016 г |
985 647 524 |
2 874 382 751 |
2017 г |
3 479 812 466 |
8 841 822 998 |
А теперь посмотрим, что происходит с доходностью фонда? Здесь картина, мягко говоря, не внушает оптимизма.
Доходность нашего фонда четыре года была отрицательная, остальные годы колеблется от 1% до 8%.
А теперь давайте сравним казахстанскую «копию» с норвежским «оригиналом»
Норвегия накопила с 1990 года наибольший нефтяной фонд. Доходность Норвежского фонда стабильна и составляет около 8%. Явно видна разница в политике управления фонда нашего и Норвегии.
Цель фонда Норвегии – долгосрочное накопление доходов от нефтяного сектора. Законодательно ограничено делать крупные изъятия из фонда. Являясь социально-ориентированным государством, Норвегия гарантирует сохранение высокого уровня социальных выплат, в первую очередь пенсионных, в будущем – если запасы нефти закончатся, либо мировые цены резко снизятся.
Проведение такой политики возможно, так как остальные секторы норвежской экономики обеспечивают текущие бюджетные расходы страны. Наряду с этим часть нефтяных доходов Норвегии идет напрямую в бюджет, не подвергаясь никаким манипуляциям.
В нашей же экономике добывающие секторы, включая нефтегазовый, — основные поставщики бюджета. Поэтому не удивительно, что деньги в казахстанский фонд кладутся и тут же вынимаются – то на социальные выплаты, то на финансирование инвестиционных проектов.
Не стоит забывать и о том, что постоянно декларируемый рост ВВП страны исчисляется в дважды девальвированном тенге, а в долларовом выражении мы имеем неуклонное падение. По оценкам независимых экспертов, наш «долларовый» валовый продукт в 2018 году такой же, как в 2010-ом.
С национальным фондом – ровно то же самое. Так что, не стоит обольщаться насчет того, что мы сможем оставить что-то будущим поколениям – самим бы хватило…
Комментариев пока нет