Чем займется новое Агентство по регулированию и развитию финансового рынка
Жарас Ахметов
Более семи триллионов тенге было заложено на две программы инновационно-индустриального развития. И обе они оказались с блеском провалены. Причина проста – так называемая государственная поддержка.
Насколько успешной была реализация Государственной программы форсированного инновационно–индустриального развития на 2010–2014 гг.? Ответ на этот вопрос мы можем найти на сайте Комитета по статистике, где есть отчет по исполнению ГП ФИИР. Для удобства читателей основные показатели сведены в отдельную таблицу.
Таблица 1 Исполнение основных показателей ГП ФИИР на 2010 – 2014 гг.
План |
Факт |
Исполнение |
|
Рост ВВП к 2008 г. в реальном выражении на |
38.4% |
35.0% |
Не исполнено |
Рост ВДС обрабатывающей промышленности к 2008 г. в реальном выражение на |
43.6% |
27.8% |
Не исполнено |
Рост объема несырьевого экспорта к 2008 г. в долларах США |
30.0% |
-7.8% |
Не исполнено |
Рост производительности труда к 2008 г. в обрабатывающей промышленности в реальном выражение на |
50.0% |
30.0% |
Не исполнено |
Рост производительности труда к 2008 г. в сельском хозяйстве в реальном выражение на |
100.0% |
71.5% |
Не исполнено |
На реализацию программы планировалось потратить 6,5 трлн тенге из разных источников: частных сектор, бюджет, национальные компании и холдинги. Точной разбивки по источникам в программе нет.
Но может быть с реализацией ГП ИИР на 2015 – 2019 гг. дела обстоят лучше? Если сравнить среднегодовые фактические показатели с тем, чего необходимо достичь в 2019 г., то закрадываются серьезные сомнения, что и эта программа не будет выполнена, за исключением инвестиций в основной капитал.
На финансирование реализации программы было запланировано 878,3 млрд тенге из средств республиканского бюджета.
Фактических расходов, что на первую, что на вторую программу найти не удалось.
Таблица 2 Реализация ГП ИИР на 2015 – 2019 гг. по основным показателям.
План |
Среднегодовые фактические показатели |
Выполнение по 2018 г. |
Необходимо для выполнения плана |
|
Рост стоимостного объема экспорта продукции обрабатывающей промышленности к уровню 2015 года на |
19.0% |
3.7% |
11.4% |
7.6% |
Рост производительности труда в обрабатывающий промышленности в реальном выражении к уровню 2015 г. на |
22.0% |
2.4% |
7.4% |
14.6% |
Объем инвестиций в основной капитал в обрабатывающую промышленность, млн. тенге |
4 500 000 |
975 321 |
3 901 285 |
598 715 |
Индикативные показатели не выполнены, но может цели, поставленные в программах достигнуты?
Цели ГП ФИИР на 2008 – 2014 гг.: «Обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности».
Цели ГП ИИР на 2015 – 2019 гг.: «Акцентированное стимулирование конкурентоспособности обрабатывающей промышленности, направленное на повышение производительности труда и увеличение объемов экспорта обработанных товаров».
Глава государства, К.К. Токаев, выступая на расширенном заседании правительства 15 июля этого года, дал такую оценку состояния экономики: «За годы индустриализации введено 1250 новых предприятий, создано более 120 тысяч рабочих мест. Программа позволила сохранить долю обрабатывающего сектора в экономике и создать новые производства, которых ранее не было в Казахстане. Однако, на самом деле ситуация выглядит не столь радужной – внешняя и внутренняя конкурентоспособность казахстанских отраслей остается невысокой. В глобальном индексе экономической сложности 2017 года Казахстан занимает только 81 место из 133 стран. Поэтому важно не только увеличивать объемы, но и «усложнять» корзину производимых и экспортируемых товаров. Кроме того, не меняется структура отечественного экспорта. Более 70 % составляет продукция добывающей промышленности».
Из слов президента страны совершенно однозначно вытекает, что инвестиции в рамках программ были освоены, но цели не достигнуты.
И не могли. Дело в том, что государственная поддержка доступна только относительно небольшому количеству фирм. Таким образом, создаются неравные конкурентные условия, что отрицательно сказывается на тех, кто не имеет доступа к государственной поддержке.
Ситуация усугубляется тем, что и получатели государственной помощи теряют стимулы к росту собственной эффективности. Участие в государственных программах развития открывает доступ к источникам финансирования – бюджет, государственные институты развития, банки второго уровня, — таким образом, получатель помощи перекладывает риски своего бизнеса на других. А раз нет рисков, то нет и особых стимулов повышать собственную эффективность. Это утверждение хорошо иллюстрирует значение коэффициента финансирования крупных и средних предприятий Казахстана. Коэффициент равен отношению собственного капитала к заемному капиталу. Он показывает в какой степени активы предприятия сформированы за счет собственного капитала, и насколько предприятие независимо от внешних источников финансирования. Рекомендуемое значение равно 1. На рисунке 1 мы видим, что, по агрегированным данным, в отечественных крупных и средних предприятиях заемный капитал преобладает над собственным.
Я уже цитировал книгу «Насилие и социальный порядок», написанную Д. Нортом, Д. Уоллисом и Б. Вайнгастом в заметке про экономику «агашек» (смотрите http://www.exclusive.kz/expertiza/finansy/117076/?fbclid=IwAR3hBeWX5VmNgTwo586UH9rrW8duGyz2waxlYFBIQgaw4lJjPY-FoqvmDWE), но позволю себе ее привести снова, потому что она очень четко описывает ситуацию с нашими государственными программами: «Элиты создают и распределяют ренту среди членов коалиции. Одним из наиболее ценных источников ренты для элиты является привилегия создания организаций, которые будут пользоваться поддержкой государства. Изобретая способы поддержки контрактных организаций, а затем распространяя привилегию формирования на своих членов, господствующая коалиция создает способ производства и распределения рент внутри коалиции, а также надежный способ дисциплинирования элит, поскольку элитарные организации зависят от сторонней поддержки коалиции. Способность элит организовывать кооперативное поведение под эгидой государства увеличивает отдачу для элит от производительных ресурсов общества – земли, труда, капитала и организаций».
Подводя итоги, можно быть уверенным, что при помощи государственных программ развития, какими бы замечательными они не были, какие красивые рыночные обороты не содержали, их реализация никак не поспособствует росту конкурентоспособности и повышению эффективности.
Комментариев пока нет