- Exclusive
Поддержать

Государственные финансы Казахстана, едва нацелившись на устойчивую траекторию накануне пандемии коронавируса, вновь ушли в глубокий дефицит из-за увеличения расходов на поддержку экономической активности. События же этого года сделали бюджетную консолидацию насущной необходимостью на фоне завершения политического транзита и штормов на рынках капитала.

Министерство экономики на прошлой неделе изложило свое видение: повышение налога на добычу полезных ископаемых для руд и металлов, отмена льгот по освобождению от налогообложения дивидендов с установлением ставки 10%, усиление налогообложения цифрового майнинга, повышение акцизов на табачную продукцию, применение минимального порога цен при импорте товаров.

Реакцию горнорудного сектора на эти предложения мы, надо полагать, услышим на предстоящем Совете иностранных инвесторов, хотя, с учетом того, что правительство мотивирует повышение ставок налога ростом цен на металлы, возникает вопрос: что будем делать, когда цены вновь упадут? Почему бы не ввести сразу шкалу ставок?

Майнеры криптовалют еще до налоговых новаций начали покидать Казахстан так же быстро, как когда-то перебазировались сюда. Интересно, кстати, что будет с нелегальными «фермами», об обнаружении которых начали массово рапортовать власти после январских событий.

Акцизы на табак – пример налога на пороки, с которым трудно будет поспорить, хотя, возможно, сектор будет лоббировать дифференциацию между традиционными и современными, бездымными продуктами.

А вот планы введения налога на дивиденды вызвали бурную критику со стороны нарождающегося класса розничных инвесторов.

«Казахстан столько денег потратил на создание фондового рынка, МФЦА, инвестклимат, а теперь наши заумные министры хотят все это разрушить одним махом. Заодно похоронив программу приватизации и предстоящие IPO», – пишет глава Казахстанской Ассоциации Миноритарных Акционеров (QAMS) Ерканат Абени.

Можно поспорить, конечно, что рынок, который так слабо развивался при нулевом налоге на дивиденды, скорее всего, имеет много других проблем. Или возразить, что такая мера, по крайней мере, более справедлива, чем маневр с пенсионными накоплениями, который обогатил именно верхушку среднего класса, в то же время сделав покупку жилья еще более сложной для остальных социальных групп.

Однако для розничных инвесторов, которые и до этого жаловались на придирки налоговиков – стремившихся, например, взимать налог с оборота по зарубежным ценным бумагам вне зависимости от прибыльности сделок – введение дополнительного налога, несомненно, будет чистым «минусом», как, впрочем, и для крупнейшего институционального инвестора – пенсионного фонда. Интересно, станет ли фонд или его управляющий, Национальный банк, выступать против налогообложения дивидендов?

Палата предпринимателей «Атамекен» заняла конформистскую позицию, несмотря на то, что реформы не были согласованы с бизнесом, а их обоснования сомнительны.

Предприниматели уверены, что в предложенном виде налоговые нововведения стимулируют бизнес к тому, чтобы либо дробиться на мелкие предприятия, либо эмигрировать в страны с более благоприятным климатом, например, Узбекистан.

Учитывая позицию НПП «Атамекен» по данному вопросу, будет любопытно понаблюдать за тем, как палата справится со своей лоббистской функцией при новом руководстве – возможно, это противостояние определит ее «вес» в новой системе координат.

Не исключено, впрочем, и намеренное включение заведомо противоречивой статьи в пакет поправок именно с целью усиления переговорной позиции властей и подпитки имиджа «слышащего государства»: инвесторы шумно выступают против, министерство идет на попятную, справедливость восторжествовала. Как в анекдоте, «а велосипедистов-то за что? – Значит, по первому пункту возражений нет».

Однако в целом с тезисом о необходимости бюджетной консолидации спорить едва ли возможно. Политика, как внутренняя, так и международная, делает сокращение расходов невозможным: экономика страдает от разрыва логистических цепочек, высоких рисков и неопределенности, Новая Республика требует социальной справедливости.

Кроме того, внедряемый властями набор фискальных правил ограничит их собственную возможность изымать деньги из Национального фонда.

Интересно, что в пакете минэкономики нет предложенного Международным валютным фондом повышения налога на добавленную стоимость – возможно, такой шаг в Нур-Султане посчитали слишком непопулярным на фоне и без того разогнавшейся инфляции.

Времени на публичные прения по поводу предложенных реформ немного – если правительство планирует верстать бюджет 2023 года исходя из них, а до парламентских каникул остались считанные недели. Хороший тест для механизма поиска консенсусов в Новом Казахстане.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *