Жизнь в ожидании дефолта
Поддержать

Жизнь в ожидании дефолта

В конце апреля авторитетное международное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service снизило рейтинг эмитента и рейтинг приоритетных необеспеченных долговых обязательств Казахстана с «Baa2» до «Baa3» по итогам пересмотра с возможностью дальнейшего снижения. Это событие стало одним из череды последних негативных действий международных рейтинговых агентств в отношении Казахстана. По сути, Moody’s предрекает возможный дефолт казахстанской экономики.

Решение мотивировалось рядом факторов, среди которых проблемы банковского сектора.

Совокупный коэффициент достаточности капитала 1-го уровня банковской системы Казахстана снизился с 15% в середине 2015 года до 13,1% по состоянию на 1 января 2016 года. Ряд банков отметил снижение их основного капитала 1-го уровня и коэффициентов достаточности капитала 1-го уровня в объеме более 200 базисных пунктов.

Moody’s подчеркнуло, что казахстанские власти предоставят помощь банкам, которые окажутся под давлением, чтобы сохранить стабильность системы в целом. Учитывая относительно небольшой размер казахстанской банковской системы, аналитики агентства полагают, что правительство в состоянии провести рекапитализацию банков, чья платежеспособность может оказаться под угрозой.

Одним из ключевых факторов для понижения рейтингов названо ухудшение финансовой и экономической ситуации в Казахстане в связи со структурными изменениями цен на нефть. Риски возросли в связи с замедлением экономического роста и обесцениванием тенге, что повлекло за собой ухудшение платежеспособности казахстанских банков второго уровня. Отрицательная перспектива отражает продолжающееся давление на платежеспособность банковского сектора, которое также ограничивает перспективу роста и представляет фискальные и финансовые угрозы.

Из князи в грязи

Тем временем в начале мая также стало известно о том, что и Fitch понизило кредитный рейтинг Казахстана в иностранной и национальной валютах. Согласно прогнозу агентства в 2016 году ВВП Казахстана упадёт на один процент. Также наблюдается резкое падение доходов населения, к примеру, если в 2013 году ВВП на душу населения был на отметке $14,8 тыс., то в 2016 году — 7,1 тыс. и республика рискует выйти из категории стран со средним доходам граждан на душу населения переместится в категорию стран с низким уровнем доходов населения.

Аналитики агентства считают, что макроэкономическая неопределенность после введения, свободно плавающего валютного курса в августе 2015 года сохранится в течение ближайших месяцев. Инфляция же уже достигла самого высокого уровня за почти семь лет, вместе с тем к концу году ожидается ее падение до 10%.

Так стоит ли Казахстану на фоне таких мрачных прогнозов опасаться дефолта национальной экономики? По мнению опрошенных экспертов, говорить об этом рано, и скорее, международные рейтинговые агентства заняли перестраховочную позицию, после достаточно сомнительных прогнозов, которые они давали во время прошлого мирового финансового кризиса.

Безусловно, ситуация в казахстанской экономике более чем неудовлетворительная, но пока говорить о полном крахе не приходится, считают они.

Так, последние данные Нацбанка также внушают осторожный оптимизм.

Укрепление тенге в апреле этого года составило 4,6%, а с начала года 3,6%. По итогам марта в структуре депозитов доля депозитов в иностранной валюте снизилась до 63,4%, в том числе населения – 74,9%, юридических лиц – до 55,1%. На конец апреля золотовалютные резервы Национального банка достигли $29,5 млрд, активы Нацфонда составили $65,4 млрд, международные резервы страны в совокупности $94,9 млрд.

Стоит отметить, что регулятор сообщил, что отныне будет систематически сообщать об основных текущих экономических показателях республики, скорее всего, этот шаг тоже можно воспринимать как попытку действовать на опережение в непростой ситуации и внушать доверие к экономике страны иностранным инвесторам и местным гражданам. Видимо, не случайно такое решение регулятор принял после очередной порции негатива от международных рейтинговых агентств.

У страха рейтинги велики

Между тем озвучиваемые прогнозы как раз- таки отпугивают именно иностранных инвесторов и работают на рост недоверия граждан к банковской системе. А к чему такое недоверие может привести – общеизвестно, на примере ложной SMS- рассылки, когда чуть было не обрушились крупные банки республики.

Таким образом, если и объективных предпосылок к серьезным экономическим потрясениям нет, нельзя исключать и такой фактор как коллективное бессознательное и растущее давление из-за оценок казахстанской экономики международными агентствами.

Старший аналитик инвестиционной компании «Альпари» Вадим Иосуб отметил, что снижение рейтинга Казахстана в текущей ситуации — стандартное действие со стороны Moody’s, через которое прошли практически все страны, сильно зависящие от цен на нефть. Факторы этого снижения вполне обоснованы для нефтедобывающей страны. При этом, по его словам, не стоит воспринимать текущий рейтинг, как несущий в себе реальную угрозу дефолта. Страновой рейтинг «Baa» от Moody’s означает, что долговые обязательства государства подвержены умеренному кредитному риску. Они рассматриваются как обязательства средней категории и могут обладать определенными спекулятивными характеристиками. Модификатор рейтинга «3» указывает, что обязательства Казахстана находятся в нижней части этой общей рейтинговой категории. До действительно дефолтного уровня, «Ca» по шкале Moody’s, еще достаточно далеко, подчеркнул эксперт.

Жить можно

Директор департамента аналитики инвестиционной компании «Асыл-Инвест» Айвар Байкенов считает важным в нынешней ситуации давления со стороны рейтинговых агентств обратить внимание на банковской системы РК. В условиях, когда банковская система страны оказалась в таком глубоком кризисе, безусловно, есть большая вероятность того, что дальнейшая консолидация сектора будет продолжаться, считает он. Но применить опыт Южной Кореи и свести число банков к пяти-шести в Казахстане, не получится в виду различных конфликтов интересов и аффилированности, считает он.

«На мой взгляд, банковской рынок должен оставаться конкурентным, и за последние годы мы видим, что развитие сектора обеспечивают уже не системообразующие банки, а средние по размерам финансовые институты, которые весьма агрессивно отбирают долю у «крупняка». В целом необходимо отходить от подхода «too big too fail», когда крупнейшие банки и их акционеры надеются на то, что государство их всегда выручит. Это уже осознают и во многих развитых странах», — сказал Айвар Байкенов.

Экономист Саян Комбаров считает, что на фоне снижения цен на эспортные статьи доходов государства и корпоративного сектора РК риски действительно возрастают. По его мнению, дефолтов банков и нацкомпаний можно избежать при поддержке Нацфонда и государства. Все риски усугубляются снижением как внутренних, так и внешних доходов Казахстан, а меры развития несырьевой промышленности РК оказались безрезультатными, заметил он

Директор компании Oil Gas Project Жарас Ахметов подчеркнул, что государственный внешний долг не так уж велик, чтобы всерьез опасаться дефолта по обязательствам государства: резервов и средств Нацфонда вполне достаточно. Другое дело, что по внешним обязательствам квазигосударственного сектора и частных банков и компаний есть вопросы. Но тут надо знать финансовую отчетность по каждой компании, чтобы определить, насколько велик риск невозможности обслуживать долг. Но, по его словам, говорить о массовых дефолтах рано.

Депутат Айкын Конуров заметил, что после обвала американских ипотечных облигаций и связанного с ним скандала вокруг положительных рейтингов Moody’s Investors Service, ожидать объективности от этой компании не приходится, сказал он.

«Складывается впечатление, что идет большая игра на привлечение финансов из развивающихся рынков на площадки США. Понятно, что положение в Казахстане с экономикой не ахти, но говорить о дефолте рано. С учетом небольшого для развивающихся стран государственного долга $12,96 млрд, общих запасов Национального фонда и ЗВР $92 млрд можно пока уверенно заявлять, что дефолт стране не грозит. Возможны потрясения в банковском секторе, но с учетом опыта прошлых лет, можно предположить, что бросать на «поле боя» наши БВУ власти не настроены», — заключил он.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *