Октябрьские тезисы Акишева
Значительная часть выступления председателя Нацбанка Данияра Акишева на прошедшем заседании правительства была посвящена оценкам того, насколько адекватны существующие процентные ставки и сохраняется ли интерес к тенговым активам. Видимо, адекватны, а потом и интерес к тенговым активам растет.
Спрос нерезидентов.
Регулятор убежден, что осуществляемое им смягчение денежно кредитной политики с максимумов жесткости начала года не привело к каким-то очень существенным потерям в плане дедолларизации и политика инфляционного таргетирования эффективна и при нынешнем соотношении тенговых и валютных пассивов.
Г-н Акишев в частности отметил, что основной акцент работы Национального банка направлен на формирование рыночных процентных ставок на денежном рынке, что позволит определять объективную цену денег в экономике. Без этого невозможно кредитование банками реального сектора на рыночных условиях. На денежном рынке сохраняется структурный профицит тенговой ликвидности. В связи с этим растут объемы операций по изъятию избыточной ликвидности Национальным Банком. Ситуация со ставками денежных рынков выглядит управляемой Нацбанком. По крайней мере, председатель упомянул, что ставки на денежном рынке формируются внутри границы процентного коридора базовой ставки, рыночная структура процентных ставок по срокам до погашения начинает складываться адекватно ожиданиям. Новым аргументом от Нацбанка в пользу того, что тенговые инструменты привлекательны на нынешнем уровне ставок, стало упоминание о том, что «впервые за долгое время возник спрос на ноты со стороны нерезидентов, что свидетельствует об уверенности в отношении стабилизации курса национальной валюты и адекватности процентных ставок». Председатель Нацбанка отметил, что регулятор с сентября не прибегает к интервенциям на валютном рынке.
По словам г-на Акишева в настоящее время на рынке наблюдаются незначительные ежедневные колебания курса тенге. При этом Национальный Банк не препятствует фундаментальному тренду, который складывается под воздействием внешних и внутренних факторов. Начиная с сентября, не проводятся интервенции на валютном рынке, соответственно, доля участия регулятора в торгах составляет 0%. Курс тенге «формируется исключительно под воздействием фундаментальных факторов», которые в настоящее время имеют позитивную динамику. Глава Нацбанка также вновь привел данные об изменении предпочтений депозиторов в пользу тенге, отметив, что меняются валютные предпочтения населения и предприятий, наблюдается опережающий рост тенговых вкладов.
Снизившаяся потребность населения в наличных долларах США
Практически одновременно с выступлением главы Нацбанка на заседании правительства на сайте регулятора была опубликована статистика, связанная с объемами продажи и покупки долларов населением в сентябре. Превышение розничных покупок долларов над продажами третий месяц подряд вряд ли полностью соответствует картине роста интереса к тенговым активам. Нацбанк, однако, интерпретировал эту статистику в подчеркнуто позитивном ключе, вновь, как и при комментариях по поводу июльской статистики, когда впервые после нескольких месяцев преобладания продаж населением долларов, возросла активность покупателей, наличие «сезонных факторов». В сообщении, в частности, отмечается, что «в сентябре 2016 года объем нетто-покупки наличных долларов США населением в обменных пунктах составил 325,4 млн. долларов США, сохранив сезонный спрос на наличную иностранную валюту, однако его объемы существенно сократились. По сравнению с августом нетто-приобретение наличных долларов США сократилось на 27,7%, с сентябрем прошлого года – на 20,2% и является минимальными значением с сентября 2005 года. В целом, за 9 месяцев 2016 года нетто-покупка наличных долларов США населением составила 299,8 млн. долл. США, что является самым низким показателем за всю историю наблюдений – с 2001 года.
Если объем валовой продажи наличных долларов США – 5 899,0 млн. долл. США за 9 месяцев 2016 года – сопоставим с показателями прошлых лет (5 146 млн. долл. США в среднем за соответствующие периоды предыдущих 10 лет), то объемы их валовой покупки – 6 198,9 млн. долл. США – в 2 раза ниже средних показателей предшествующего 10-летнего периода (меньше было только до 2005 года включительно). Все это свидетельствует о снизившейся потребности населения в наличных долларах США.
В ожидании тренда.
Внешние фундаментальные факторы до определенной степени благоприятствуют в настоящий момент Нацбанку в проведении его политики. Регулятору удается смягчать денежно –кредитную политику и выполнять, начиная с сентября обязательства не осуществления интервенций на валютном рынке. Отсутствие каких-то очень мощных внешних факторов давления позволяет делать это без очень больших издержек. Если бы на внешних рынках существовал какой-то мощный тренд на ослабление сырьевых валют, вероятно, крайне трудно было бы снижать ключевую ставку, поскольку это дополнительно ослабляло бы тенге. Более активный процесс дедолларизации под влиянием внешних факторов и высоких ставок по тенговым вкладам, в свою очередь, вероятно, вновь мог бы заставить регулятора вновь прибегнуть к покупкам долларов, и ставил бы финрегулятора перед достаточно серьезным вызовом политике инфляционного таргетирования. Поскольку перспективы чрезмерного укрепления сырьевых валют под влиянием конъюнктуры считаются потенциально одним из наиболее рискованных факторов. Колебания цен на нефть в достаточно узком коридоре и отсутствие ясности относительно того, куда цены могут двинуться в дальнейшем пока позволяют смягчать денежно –кредитную политику не теряя позитива, связанного с процессом дедолларизации, утрачивая лишь ее темп. Появление какого-то мощного фундаментального тренда будет означать, что что-либо должно будет принесено в жертву — либо снижение стоимости денег в экономике, либо восстановление интереса к тенге.
Комментариев пока нет