Нацбанк: еще полпроцента
Поддержать

Нацбанк: еще полпроцента

В своих осторожных комментариях Данияр Акишев не сказал многого. Но дал понять между строк. Его многочисленные оговорки означают, что риторике дедолларизации приходит конец. Но от степени независимости Нацбанка по-прежнему зависит многое.

Нацбанк принял последнее в этом году решение по базовой ставке. Она снижена на полпроцента — до 12 % годовых с коридором в плюс — минус 1%. Обязательства Нацбанка, связанные с изъятием ликвидности, теперь находятся на уровне 11%, ее предоставления — на уровне 13%. Следующее решение по базовой ставке Нацбанк намерен озвучить уже 9 января будущего года , после того как станет точно известно, состоится ли новое повышение ставки от американской ФРС и как оно повлияет на рынки.

Дежурный оптимизм и мрачные краски

Глава Нацбанка Данияр Акишев привел довольно дежурные аргументы в пользу снижения ставки, хотя последняя статистика по инфляции и девальвационные ожидания свидетельствуют об обратном. Зато его опасения, связанные со снижением ставки, были значительно более красочными. А некоторые глубокомысленные комментарии о «рисках, действующих через каналы и переменные, которые Национальный Банк наблюдает с большим лагом и над которыми имеет ограниченную меру контроля, особенно на коротком горизонте», дополнительно разъяснялись на последовавшей встрече с экспертами. Очевидно, что одним из главных факторов, способных повлиять на инфляцию, признается снижение цен на нефть до 30 долларов за баррель. Это потребует значительного ужесточения денежно- кредитной политики и высоких ставок для возвращения инфляции в прогнозный коридор. Тем не менее, Нацбанк уповает на коридор цен на нефть выше 40 долларов и инфляцию в коридоре 6-8% к концу года и в 2017 году.

Инфляция не преподносит сюрпризов

С начала года по конец октября она составила 6,2%, что соответствует «многолетним показателям». Скачок в октябре до уровня в 0.6% не был удостоен комментариев , но он действительно не выглядит чем -то из ряда вон выходящим с учетом сезонных факторов. Несмотря на октябрьский рост, инфляция за последние месяцев снизилась с 16% до 11,5%. Нахождение инфляции в прогнозном коридоре по итогам года всегда было одним из важнейших индикаторов для Нацбанка. Более того, с переходом к политике инфляционного таргетирования, значимость этого фактора возрастает многократно. В противном случае, главе Нацбанка либо надо серьезно потрудится и объяснить, почему этого не произошло, либо даже поплатиться креслом.

Тем не менее, по данным Нацбанка, инфляционные ожидания снижаются, поскольку доля респондентов, считающих, что рост цен будет находиться на существующем уровне или даже снижаться, выросла. Примерно такая же картина приводится и в связи с девальвационными ожиданиями. Нацбанк приводит обнадеживающую статистику по незначительному снижению уровня валютных депозитов в октябре с 58,2% до примерно 57%. Правда, в качестве аргумента для снижения ставки не была приведена статистика покупки и продаж долларов населением в октябре. Возможно потому, что сентябре покупки населением долларов превысили 325 миллионов, продолжив июльскую и августовскую тенденции роста спроса на наличные доллары. Однако, комментарии от Нацбанка и по этому поводу были подчеркнуто оптимистичны: у населения » резко снизилась потребность в наличных долларах США», а покупки частично объясняются сезонными факторами.

Для дальнейшего снижения нужны » тщательные обоснования»

Тем не менее, есть большая вероятность того, иллюзии о дедолларизации доживают последние месяцы. Нацбанк дал понять, что перспективы дальнейшего снижения базовой ставки весьма туманны. И в первую очередь (впрочем, как обычно) в силу неопределенности ситуации на внешних рынках. В пресс- релизе регулятора это обосновывается следующим образом : » риски, которые могут привести к ухудшению экономической ситуации, сохраняются. Текущее состояние мирового рынка нефти демонстрирует наличие значительной неопределенности касательно его будущего развития. Ожидаемое рынком повышение ставок ФРС и результаты президентских выборов в США увеличивают риск изменения потоков международного капитала и рыночных котировок. Сохраняющиеся бюджетные дисбалансы в Казахстане и странах – торговых партнерах, а также неясность в отношении их скорого преодоления повышают вероятность переноса возникающих в результате этого экономических шоков на Казахстан». По словам г-на Акишева, » решения по дальнейшему снижению базовой ставки будут требовать все более взвешенного подхода и тщательного обоснования».

Штаб или декорация?

Одним из главных вопросов, возникающих в связи с процессом принятия решения по базовой ставке, по прежнему остаются сомнения в степени независимости Нацбанка . Насколько регулятор самостоятелен в принятии этого решения и действительно ли все зависит от макроэкономики или Нацбанк вынужден сопровождать глубокомысленной риторикой решения, принятые не из экономических, а политических соображений?

Вопрос стоимости денег в экономике по-прежнему открыт. Регулятор осуществил в этом году институциональные изменения, связанные с раскрытием информации и свел практически к нулю свои валютные интервенции, что вполне в духе инфляционного таргетирования. Возможно, уровень базовой ставки в условиях отсутствия каких -либо значимых изменений в экономике и улучшений внешней среды является не только созданием ориентиров для рынка , но и продолжением каких-то скрытых внутривластных споров. Но ясно одно — более явная демонстрация независимости Нацбанка повысила бы степень доверия к новой денежно-кредитной модели.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *