Высокая цена стабильности
Предотвращение банковского кризиса потребовало два триллиона тенге бюджетных вливаний. Средства Нацфонда тают еще быстрее, чем это прогнозировали эксперты.
На днях стали известны предложения о резком увеличении бюджетных расходов – сразу на 23,3% или на 2.6 триллионов тенге, составив 11 триллионов 176 миллиардов тенге. Необходимость столь кардинальной бюджетной корректировки связана с решением проблем банковского сектора. Позже выяснилось, что речь идет о докапитализации на огромную сумму Фонда проблемных кредитов и намерении начать массированный выкуп токсичных активов у банков. Министр финансов Бахыт Султанов назвал цифры дополнительных расходов, связанных со всеми остальными приоритетами послания, но деликатно промолчал относительно цены обеспечения макроэкономической стабильности. Сумму, однако, можно легко определить, отминусовав от общего увеличения расходов все другие дополнительные ассигнования. В результате подсчетов возникла цифра в 2 триллиона тенге.
Похвальное намерение более сдержанно расходовать средства Нацфонда вновь отложено до лучших времен.
Профинансировано все это будет главным образом за счет увеличения целевого трансферта этого года в бюджет из Нацфонда. Он вырастет до 1 триллиона 534,6 миллиардов тенге с суммы в 442 миллиарда тенге, ранее определенной в качестве фиксированной величины трансферта из Нацфонда. Таким образом, похвальное намерение более сдержанно расходовать средства Нацфонда вновь отложено до лучших времен, как это прогнозировал, в частности, в прошлом году экономист Рахим Ошакбаев, позже обвиненный в популизме и чрезмерном скептицизме.
Внеплановые расходы бюджета будут профинансированы за счет увеличения его дефицита на сумму в 969, 8 миллиардов тенге с учетом свободных бюджетных остатков 2016 года в размере 158,4 миллиарда тенге. (Бюджетный дефицит в результате вырастет до 3.1% ВВП). Минфин также рассчитывает на дополнительные налоговые поступления в размере 566,7 миллиардов тенге за счет увеличения роста промышленного производства до 3% и изменения экспортной таможенной пошлины на нефть с 35 до 50 долларов за тонну. Любопытно, что изменение прогнозного курса тенге по отношению к доллару, с заложенных 360 до 330 тенге за доллар, оценивается как приводящее к потере налоговых поступлений всего на сумму в 13 миллиардов тенге. Это несколько ослабляет аргументы о том, что тенге запрограммирован на ограничение свободного плавания и ослабление в дальнейшем из -за зависимости бюджетных доходов от слабой национальной валюты.
В поисках меньшего из зол
Напомним, что столь беспрецедентных вливаний более чем в полтора раза превышает размер знаменитого вхождения в капитал 4 банков, осуществленного в феврале 2009 года в размере 4 миллиардов долларов. В реальности вливания в банки, с учетом косвенных инвестиций государства, например, в завершение объектов долевого строительства и участие «Самрук- Казыны» в качестве мажоритарного акционера в БТА и Альянсе, намного превысили первоначальные торжественные намерения ограничиться четырьмя миллиардами. И, к сожалению, опасность увязания государства в проблемах банковского сектора по-прежнему велика.
Хотя бы потому, что ремейк поглощения БТА Qazkom так и не привел к улучшению проблемного портфеля.
Решение проблем банков за счет средств налогоплательщиков – серьезная моральная дилемма даже для более богатых стран.
Решение проблем банков за счет средств налогоплательщиков, без сомнения – серьезная моральная дилемма даже для более богатых стран. Для Казахстана – это дилемма почти мировоззренческая. Даже с учетом вероятности начала полноценного банковского кризиса. Судя ноябрьским комментариям главы государства готовности государства поддержать Казкоммерцбанк, решение было принято еще осенью прошлого года.
Тем не менее, наиболее осторожные клиенты на всякий случай перевели свои депозиты в Народный.
Моральный кодекс санитаров банковской системы
Проблемные активы должны немедленно реализовываться на рынке, что будет способствовать росту экономической активности.
В этом контексте особенно симптоматично звучат только что сделанные рекомендации миссии МВФ в связи с необходимостью оздоровления банковского сектора. В них установлен ряд флажков, за которые государству не стоило бы переходить. Фонд, в частности, считает, что все сделки должны носить рыночный характер, дав понять, что не приветствует поддержку откровенно слабых институтов, по крайней мере, за счет государства. МВФ справедливо дал понять, что ключевой рецепт состоит в использовании средств частных акционеров до стадии вмешательства государства. Пока не ясно, будет ли реализован этот пункт с учетом того, что речь идет не о вливаниях в капитал, а о покупке проблемных активов. Миссия заявляла и о нежелательности использования средств Нацбанка и ЕНПФ, предлагая в качестве альтернативы бюджет или Нацфонд. В результате все расходы будут происходить через бюджетные процедуры, требующие максимального уровня контроля. Комментируя процедуру выкупа проблемных активов, МВФ упомянул, что за банками не должно сохраняться право требования по ним, а сами проблемные активы, включая недвижимость и земельные участки должны немедленно реализовываться на рынке, что будет способствовать росту экономической активности. Остается лишь надеяться, что необходимость ограничений, о которых говорит МВФ, разделяется казахстанскими финансовыми властями.
Хватит ли ФПК на сектор в целом?
Механизм будет задействован исключительно для выкупа проблемных активов Qazkom-BTA в преддверии договоренностей с Halyk Bank, и выигравшей стороной оказывается именно Халык.
Согласно первым отзывам об осуществленной сделке от аналитиков Sberbank CIB, механизм будет задействован исключительно для выкупа проблемных активов Qazkom- BTA в преддверии договоренностей с Halyk Bank, и выигравшей стороной оказывается именно Халык. По итогам вторника его акции выросли на KASE на 5,3%. «Казкоммерцбанк», для которого после декабрьского оттока депозитов, к стратегическим проблемам, связанным с активами и капиталом, добавился ослабляющий переговорные позиции дефицит ликвидности, тем не менее погасил на этой неделе остающуюся в обращении часть одного из своих выпусков евроблигаций на сумму в 400 миллионов евро. Перед этим в конце прошлой недели банк активизировал свою кредитную линию на предоставление ликвидности от Нацбанка, получив 200 миллиардов тенге, от которых он временно отказался в декабре. Неизвестно, однако, появится ли в результате вероятной сделки какой-то качественно более сильный объединенный институт. Предпосылки для деградации банка, который будет в совершенно особом положении, вне общего рыночного контекста, достаточно велики. Эксклюзивность новых механизмов ФПК, только на подготовку возможной сделки между Halyk Bank и Qazkom, вызывает смешанные ощущения. С одной стороны, конечно, крайне опасно воспроизведение выкупа проблемных активов государством в большом количестве случаев и создание соответствующих ожиданий. С Qazkom речь идет о безусловно системно значимом игроке и уникальной ситуации с поглощением БТА, при которой, прогнозы, связанные с возможной поддержкой со стороны государства, оказались реализованы не в полной степени.
Предпосылки для деградации банка, который будет в совершенно особом положении, вне общего рыночного контекста, достаточно велики.
С другой стороны, такие институции как ФПК, должны предоставлять равные возможности для всего рынка и у них не должно быть каких-то политических предпочтений по выкупу того или иного проблемного портфеля.
Комментариев пока нет