Газета «ҚАЗАҚ» — первая, национальная
В текущем году исполнилось 105 лет со дня выхода первого номера общенациональной газеты «Қазақ». В первый же год она превратилась в общенациональное издание, с 1914 года — в международное. В период восстания 1916-го и после Февральской революции 1917-го газета невольно и единолично исполняла функции национального парламента и теневого правительства. Все годы её существования редакция «Қазақ» также служила национальным центром по изданию и распространению художественной литературы и светских учебников на казахском языке для школ, центром просвещения и народного образования.
«Қазақ» издавалась более пяти лет – с 2 февраля 1913-го по март 1918 года. К лету 1917 года редакция газеты, как об этом сообщал М. Дулатулы в своей статье «Қазақ» баспаханасы» (букв. «Типография [газеты] «Қазақ». – С.А.) имела собственную типографию, два служебных автомобиля, большой запас типографских шрифтов для выпуска как казахской печатной продукции (на арабской графике или «төте жазу»), так и русской, а также все необходимое издательское оборудование. Ярким свидетельством популярности газеты в казахском обществе может служить следующий факт.
В начале 1917 года редакция «Қазақ» обратилась к членам товарищества «Азамат» и читателям с призывом помочь газете приобрести собственную типографию. В редакционной заметке «Баспахана туралы» («О типографии») сообщалось, что на текущий момент в товариществе «Азамат» числилось 106 членов, за счет взносов которых редакция располагала 10 600 рублями. Но этой суммы было явно недостаточно. Поскольку небольшие типографии, стоимость которых до начала І-й Мировой войны составляла в пределах 10 000 рублей, теперь выросли до 20-30 тысяч. Крупная типография, необходимая для «Қазақ», стоили ещё дороже — 30-40 тысяч рублей.
На этот призыв последовал отклик, откуда не ждали – казахи рода Кунес из Китая перевели в редакцию 600 рублей. Кроме того, Аллалдин мурза Мамекулы из Кызылжарского (Петропавлоского) уезда Акмолинской области внёс единовременно 1000 рублей взноса, по 100 рублей перевели этнический киргиз Ахмет Кудайбергенулы из Пишпекского уезда, Бекет Пусырманулы из Казалинского уезда Сырдарьинской области, Абуали Кенжебайулы из Атбасарского уезда, купец 2 гильдии из города Аякоз Семиреченской области Рахымжан Саскабайулы, Бейсенбай Тыныштыкбайулы из Актюбинского уезда Тургайской области и мн. др.
Ни одно из предшествовавших изданий не могло сравниться с газетой «Қазақ» по качеству, разнообразию тематике, тиражу, по своему влиянию на всё казахское общество. Если в первый год газета издавалась тиражом в 3 000 экземпляров, то, по сведениям исследователей из университета Сорбонны, позже её тираж превышал 8 000 экземпляров, что было больше всех предыдущих изданий вместе взятых. Чтобы убедиться в этом, совершим небольшой экскурс в историю казахской периодической печати.
До 1906 года казахи не имели ни одной газеты или журнала на родном языке, также не располагали своей типографией. Лидеры движения «Алаш» Алихан Букейхан, Ахмет Байтурсынулы, Миржакып Дулатулы и другие предприняли попытку выпуска общенародной газеты в 1905-м и первой половине 1906 годов – до роспуска Первой Государственной думы. В июле 1905 года они составили и отправили в адрес русского царя «Каркаралинскую петицию», в третьем пункте которой говорилось:
«Для выясненія текущихъ нуждъ казахскаго (в ориг. «киргизскаго». – С.А.) народа необходимо изданіе газетъ на казахскомъ языке, для чего потребуется установленіе явочнаго порядка на изданіе газетъ безъ предварительной цензуры и на открытіе типографій».
В ноябре 1905 года Алихан выступил на съезде «земских и городских деятелей» России в Москве с подобным требованием:
«Ближайшей нуждой казаховъ является свобода въ употребленіи родного языка, особенно необходимая въ виду предстоящей выборной агитаціи».
В начале декабря того же 1905 года газета «Семипалатинский листок» со ссылкой на санкт-петербургскую «Новую жизнь» сообщила, что «в период 17 октября и после А. Букейханов собирался издавать газету на казахском языке и уехал в степь».
Казахская элита «Алаш» изначально планировала издать газету в Заречной Слободке (поселок рядом с Семипалатинском, который весной 1917 года был переименован в город Алаш, где в основном жили казахи — купцы, интеллигенция и учащаяся молодежь. – С.А.). К этому моменту в Семипалатинске, Омске, Оренбурге, Верном и других городах Степного и Туркестанского краёв стали доброй традицией благотворительные акции (вечера), посвящённые, например, творчеству великого Абая и других популярных поэтов, певцов-импровизаторов. На них собирались средства на нужды казахских студентов, обучавшихся в высших, средних учебных заведениях и в медресе не только России, но и за рубежом, а также для издания художественной литературы, сборников устного народного творчества, учебников, пособий на казахском языке.
Если издание газет «Серке» (Петербург, 1907 г.), «Қазақ газеті» (Троицк, 1907 г. ), «Қазақстан» (Букеевская орда, 1911-1913 гг.) или журнала «Айқап» (Троицк, 1911-1915 гг.) было результатом стихийной и частной инициативы одного или группы патриотов из числа образованных и состоятельных казахов, то газету «Қазақ» отличал надежное финансирование, основательная подготовка и чёткая организационная работа её основателей.
«Қазақ газеті», «Қазақстан» и журнал «Айқап» закрывались в основном из-за нехватки средств. О финансовой состоятельности газеты «Қазақ» свидетельствует хотя бы тот факт, что за период существования с февраля 1913 года по март 1918-го ёе бессменный редактор Ахмет Байтурсынулы не раз подвергался различным наказаниям в виде денежных штрафов или ареста, из-под которого освобождался лишь под денежный залог в несколько тысяч царских рублей, а на подобные суммы, до начала І-й Мировой войны, можно было основать и издать ещё несколько газет.
Первой в истории казахской периодической печати, бесспорно, была газета «Түркістан уалаятының газеті», издававшаяся в 1870–1882 годах в Ташкенте в виде приложения к официальной печати Туркестанского генерал-губернатора — «Туркестанским ведомостям». Она выходила четыре раза в месяц поочерёдно на казахском и сартовском (узбекском) языках.
Шесть лет спустя после её закрытия, в 1888 году, появилось другое издание — «Дала уалаятының газеті». Она издавалась при канцелярии Степного генерал-губернатора в Омске как «Особое прибавление к «Акмолинским областным ведомостям» до 1894 года, до 1900 года – как приложение к «Акмолинским, Семипалатинским и Семиречинским областным ведомостям» под названием «Киргизская степная газета» и вплоть до закрытия в 1902 году – как приложение к «Акмолинским областным ведомостям».
По официальной версии, эти два издания являются прародителями казахской периодической печати.
Позже появились другие издания. Особенно в период первой революции 1905–1907 годов. Например, газеты «Серке» («лидер», «вождь», «предводитель») и «Қазақ газеті», которые, не сыграв сколько-нибудь заметной роли в общественно-политической жизни Казахских степей в колониальный период, исчезли.
В 1911 году выходят два более заметных издания — газета «Қазақстан», которую благодаря финансовой поддержке азербайджанского нефтяного магната, миллионера Зейнелгабидена Тагиева (фото № 1) основал Шангерей Бокейулы (Шахин-Гирей Букеев. Фото № 2), выпускник кадетского корпуса, поэт и просветитель, и журнал «Айқап», за которым стоял поэт, юрист, общественный деятель Жиханша Сердалин.
Зейнелгабиден Тагиев Шангерей Бокейулы (Бокеев)
В отличие от газеты «Қазақстан», которая после выхода в свет 15-го номера была закрыта властями, журнал «Айқап», выходивший тиражом 500 экземпляров, имевший круг постоянных читателей и подписчиков из числа степной аристократии — родовых вождей и чингизидов, просуществовал значительно дольше.
Отличием журнала «Айқап» от всех ранних изданий, особенно газет «Түркістан уалаятының газеті» и «Дала уалаятының газеті», которые являлись печатными органами колониальной администрации Российской империи, было в том, что в нём нашли отражение культурное (литературное) движение и развитие общественной мысли казахского народа начала ХХ века. По мнению ученых из Сорбоннского университета, «Айқап» «издавался на 20 страницах, с прекрасным оформлением, благодаря великолепному коллективу сотрудников: историков, педагогов, лингвистов и поэтов» и «внес значительный вклад в развитие литературы и формирование казахского литературного языка; придавая особое значение национальной культуре, журнал [«Айқап»] посвящал большое число исследований народному творчеству и этнографии казахов».
Первые свои научные работы по казахскому языкознанию Ахмет Байтурсынулы опубликовал именно в журнале «Айқап». Но после выхода 83-го номера в 1915 году первый казахский культурно-просветительский журнал «Айқап» закрылся из-за финансовых затруднений.
Между тем казахская степь нуждалась в совершенно иной печати, которая бы выражала интересы всего общества и вела казахский народ к просвещению, культуре и свободе. При издании газеты «Қазақ», а также открытии при её редакции благотворительного, образовательного и культурно-просветительского товарищества «Азамат» («Гражданин»), был максимально учтён весь предыдущий опыт. К 1914 году газета «Қазақ» («Qazaq». – фото № 3) из общенациональной превратилась уже в международную – её выписывали казахи из Китая, киргизы Пишпекского уезда, каракалпаки из Сырдарьинской области и мн. др. Товарищество же оказывало содействие развитию образования и просвещения, издавало и распространяло учебники и литературу на казахском языке, в которых остро нуждались казахские школы и медресе. Кроме того, оно поддерживало казахскую молодёжь из бедняков, обучавшуюся в средних и высших религиозных и светских учебных заведениях. «Цель товарищества «Азамат», – отмечалось в обращении А. Байтурсынулы и М. Дулатулы по случаю открытия общества в декабре 1913 года, – не накопительство, не обогащение его членов, а содействие полезному для общества делу… Это не купеческое, не предпринимательское общество, а гражданское».
Основным источником товарищества «Азамат» являлся членский взнос в размере 100 рублей. И на первых порах в рядах членов состояли А. Букейхан, сами издатели-редакторы А. Байсурсынулы и М. Дулатулы, Р. Марсекулы (Марсеков) и другие представители движения «Алаш». Позже их ряды пополнили известные купцы, баи-скотоводы и просто сознательные граждане, интеллигенты и даже студенты. Из них стоит особо отметить Каражана Укибайулы (Укибаев), Шангерея Букейулы, Салыка Омарулы (Умаров), братьев Ахмета и Мустафу Оразайулы (Уразаев), сыновей бая Мамана – Турысбека, Сеитбаттала и Есенгула, Садыка Утегенулы (Утегенов) и т.д. И их имена должны были быть вписаны в отечественную историю рядом с именами славных деятелей движения, партии и Автономии Алаш начала ХХ века. Интеллигенция «Алаш», степная элита новой волны, стремившаяся сохранить и развить самобытную культуру казахов путём её модернизации по опыту Японии (Реставрация Мэйдзи), добиться восстановления национальной государственности, в своей борьбе опиралась на поддержку баев-скотоводов и купцов-промышленников. Вклад бизнес-элиты в развитие казахской культуры, в возрождении национальной государственности на территории бывшего Казахского ханства, ликвидированного в 1822-1824 годах, но окончательно распавшего в 1847 году, был весьма солидным. Учёные Общества изучения Средней Азии Оксфордского университета назвали этот период с 1905 по 1930 годы «культурной революцией» при активном участии степной аристократии.
Фото № 3. 7-й номер газеты «Қазақ» от 22 марта 1913 года
Немало было и тех, кто в экстренных случаях, не вступая в члены товарищества, оказывал посильную помощь. Например, в статье «Газетке көмек» (бук. «Помощь газете». – С.А.), опубликованной в № 169 газеты (1916), сообщалось имена добродетелей: «Есенгул хаджи Маманулы – 100 рублей, его супруга Гайнижамал – 100, Танирберген хаджи Турысбекулы – 429… Всего 1274 рублей 40 копеек».
Если за предыдущими периодическими изданиями стояли представители национально-религиозного движения, то газету «Қазақ» основали и издавали «западники». По мнению французских исследователей Александра Беннигсена и Шанталь Лемерсье-Келькежей, «все ведущие казахские лидеры присутствовали среди её сотрудников, включая М. Жумабаева, М. Дулатова, Х. Досмухамедова, Е. Омарова, А.-Х. Жундыбаева, М. Тынышпаева, и многие другие».
Именно здесь А. Букейхан, А. Байтурсынулы, Ш. Худайбердыулы и другие издавали свои исследовательские работы по истории, литературоведению, образованию, науке, земледелию и экономике в целом. «Қазақ» достигла очень высокого научного уровня, считают французские ученые из Сорбонны.
Достаточно объективную оценку роли и значению газеты дал Халел Досмухамедулы, один из руководителей Западного отдела правительства Алаш Орда. В своих показаниях следователю ОГПУ от 14 сентября, он заявил: «Газета выступала с определенной национально-демократической программой, сумела вокруг себя сплотить значительную часть учительства и учащихся татарских медресе Галия и Хусаиния и др. в гор. Оренбурге и Уфе; выпускала значительное количество брошюр, книжек культурно-просветительского характера. Значительная часть интеллигенции со средним и высшим образованием примкнула к «Казаху»…. Возник центр, объединивший и руководивший тем слоем казахского населения, который был разбужен первой русской революцией. Газета давала руководящие статьи по политической жизни казахов, открывала дискуссии и была объединителем тогдашней политической мысли».
Даже эмблема газеты «Қазақ» свидетельствует о целях и задачах её основателей (фото № 4). Своей символикой, эмблемой газета взяла, казалось бы, обыкновенную юрту, но в которую основатели первого общенационального издания вложили глубокий смысл, в том числе свою стратегическуцю цель. Во-первых, юрта являлась символом, прообразом созидательного народа и национального казахского государства. В эмблеме «түндік» (крыша) юрты открыта, а дверь, изображенная словом «Қазақ» в арабской графике («төте жазу»), плотно закрыта. Обыкновенно «түндік» открывается для солнечного света. В эмблеме же «түндік» открыт на Запад, что символизировало, что он открыт для западного образования, науки и техники.
Фото № 4. Эмблема газеты «Қазақ».
Несмотря на наличие ресурсов, в том числе финансовых, первая попытка издать казахскую газету в 1905-1906 годах потерпела неудачу. Генерал-губернатор Степного края Николай Сухотин, отбив в С.-Петербург ложную телеграмму о «бунте степных казахов» и добившись введения с января 1906 года в Казахском крае военного положения, приказал арестовать инициаторов этого начинания — А. Букейхана в первую очередь, позднее А. Байтурсынулы, Ж. Акбайулы, М. Дулата, а после освобождения из тюрьмы выслать их из пределов Степного края.
Газета под вызывающим для колониальных властей названием «Қазақ» появилась 7 с лишним лет спустя. Как свидетельствуют архивные источники, разрешение на издание казахской газеты под таким названием было выдано Ахмету ишану Оразайулы как издателю и Ахмету Байтурсынулы как редактору 5 января 1913 года согласно циркулярному распоряжению от 9 декабря 1905 года за № 14508 уведомления Главного управления.
Газета, однако, стала выходить не в Заречной Слободке, Омске или Каркаралы. Первый её номер, отпечатанный в типографии товарищества «Каримов, Хусаинова и Ко», появился 2 февраля 1913 года в Оренбурге. «Қазақ» сперва выходила как еженедельник. Но опережая события отмечу, что с 1915 года она стала уже выходить два раза в неделю, а к концу 1916 года сами читатели, в связи со стремительным развитием событий, стали требовать выхода газеты по крайней мере три раза в неделю. Общую атмосферу того времени точно передает статья «К годовщине казахской газеты «Қазақ», опубликованная в петербургской газете «В мире мусульманства» неизвестным автором, подписавшимся Киргизом. «Казахский (в ориг. «Киргизскій») край с шестимиллионным населением, – писал он в этой статье, – пользующийся среди других репутацией темного и невежественного, входя в состав европейского государства – России, ведя своеобразный и патриархальный образ жизни до ХХ века – века пышного расцвета европейской культуры и цивилизации, почти не имеет на своем родном языке печати. И вот при таком положении дел, по инициативе нескольких лиц 2-го февраля минувшего года в Оренбурге вышел первый номер издающейся казахской газеты «Қазақ» (Киргиз). Редактором газеты состоит общественный деятель, известный всему Казахскому краю и глубоколюбимый казахским народом инстинно национальный поэт Ахмед Байтурсунов (Байтурсын). Газета пока еженедельная. Появление этой газеты было весьма отрадным и светлым явлением в жизни казахов и день 2-го февраля для нас – казахов останется навсегда историческим днём. «Қазақ» появилась на белый свет в тот самый момент, когда в бытовой жизни казахского народа происходил коренной перелом и когда были поставлены ребром вопросы жизни и смерти. И «Қазақ», являясь единственным краевым органом, имела, имеет и вероятно будет иметь своей целью: освещение различных сторон жизни обширного Казахского края, распространение среди населения полезных сведений из разных областей науки, искусства и техники и ознакомление с культурной, политической и экономической жизнью нашего отечества – России и других народов мира… В короткое время она сделалась популярной газетой в степи, так что номера её проникли во все уголки и отдаленные захолустья Казахского края. Набралось довольно большое число подписчиков, среди которых есть казахи даже «Небесной империи» (Китая или «Поднебесной империи. – С.А.). Население встретило и весьма сочувственно, заинтересовалось ею и всячески поддерживало, как морально, так и материально.
Казахская же интеллигенция: писатели, юристы, врачи, учителя и вся учащаяся молодежь, принимали самое горячее и деятельное участие в ней. Каждый из них освещал по своей специальности тот или иной жизненный вопрос казахского народа… Годичная деятельность «Қазақ» довольно крупная: население не только получало теоретические сведения из разных отраслей науки, искусства и техники, но и во многих местах, по инициативе этой газеты, фактически осуществились давно заветные мечты: открылись национальные школы, учреждены были стипендии, возникли мелкие кредитные товарищества, появилась премия, живо и энергично происходил обмен мыслей по разным жизненным вопросам…».
Разумеется, ёе выписывали во всех уголках Казахстана, тогда ещё Степного и Туркестанского краев, или девяти областях, одной губернии (Букеевская или Внутрення орда Астраханской губернии. – С.А.) и ряд волостей Алтая (ныне Восточно-Казахстанская область), как об этом писал в № 8 газеты Қыр баласы (Сын степей) в статье, посвящённой численности казахов на тот момент.
Отцы-основатели газеты «Қазақ» (слева направо) А. Байтурсынулы, Алихан Букейхан и Миржакып Дулатулы в день выпуска первого номеры газеты. Оренбург, 2 февраля 1913 года
«Қазақ» выписывали казахи Бухарского и Хивинского эмиратств (ханством именовались лишь государства, которыми правили чингизиды – прямые потомки Чингиз хана. – С.А.), Ферганы, а также казахская и киргизская студенческая молодежь, обучавшаяся в вузах России — от Варшавы, Киева, Москвы до Казани, от Петрограда (до августа 1914 года Петербург. — С.А.) до Томска, о чём свидетельствуют их многочисленные письма, опубликованные на её страницах. Она стала общенациональным изданием почти 6,5-миллионного народа (по данным правительственной газеты «Еңбекші қазақ» (ныне «Егемен Қазақстан») от октября 1924 года, накануне І-й Мировой войны, в 1914 году, численность казахов составляла 6,47 миллионов человек; в материале оренбургской газете «Южный Урал» от 14.12.1917 г. за № 75 «Второй Всекиргизскій и Третій Общебашкирскій Съѣзды» сообщалось, что «Общее число киргизъ принимаютъ въ 6 ½ милл.». – С.А.) и способствовала национальной консолидации казахов.
Комментариев пока нет