«Прорывной» Астане не достает «университета гостеприимства»
Фармацевтическая компания SANTO инициировала конкурс для казахстанских скульпторов. Проект, который получит Гран-при конкурса, будет реализован в камне на территории завода АО «Химфарм» в Шымкенте. Сейчас на проходной гостей встречает огромная голова товарища Ленина.
Появление памятника жертвам Желтоксан-86 не вызвал такого ажиотажа, как в одночасье прославившаяся огромная соломенная Белка на территории Атакента в Алматы. Алматинцы почувствовали себя экспертами в искусстве и разделились на два непримиримых культурных лагеря.
Почему в Казахстане при наличии кафедр скульптуры и больших художников со званиями и регалиями до сих пор мало достойных памятников? Почему много пафоса, и почти нет шуточных памятников, например, Алдару Косе, или героям казахских фильмов, таких как «Мой милый доктор» или «Ангел в тюбетейке»?
На эти вопросы пытался ответить журналистам профессор кафедры «Скульптура» Казахской Национальной Академии искусств имени Темирбека Жургенова Малик Жунисбаев.
В его мастерскую нас пригласили пи-ар менеджер компании SANTO Татьяна Филипчик и директор Общественного фонда Cultural Dialogue Жанна Мамбетова.
Надо сказать, что Общественный фонд Cultural Dialogue будет курировать конкурс. Участие в нем могут принимать только профессиональные казахстанские скульпторы, архитекторы и художники. Участники в течение пяти месяцев будут разрабатывать эскизы на такие темы как: «Код науки и искусства», «Колесо прогресса», «Healing with HeArt». Цель конкурса – выявить лучшие эскизы монументальной скульптуры, олицетворяющие инновационные технологии в здравоохранении.
Победители получат денежные премии от фармацевтического завода. Обладатель главного приза в номинации «Гран При» получит возможность создания своей скульптуры и установки ее на территории завода АО «Химфарм», который в прошлом году отметил свое 135-летие. Установленная скульптура станет новым символом завода АО «Химфарм».
Как это будет в итоге выглядеть, представить пока сложно. Сами участники держат свои эскизы и макет в секрете. Причина понятна – все творческие люди немного суеверны.
Впрочем, для журналистов была важна тема развития скульптурного творчества в Казахстане в целом. Где и как готовят в Казахстане скульпторов?
По словам профессора Жунисбаева, студенты на кафедре скульптуры учатся на бюджетной основе, обычно выделяется 6-8 мест в год. Абитуриентов поставляют два учебных заведения – колледж декоративно-прикладного искусства имени Орала Тансыкбаева и художественное училище. Сам Малик Султанович Жунисбаев – выпускник знаменитой Суриковки. Много лет работал преподавателем, завкафедрой в Жургеневке.
Потом ушел в свободное плавание, а в 2002 году вернулся в Академию. Сегодня вместе с ним работают другие преподаватели на кафедре, которые прошли советскую школу, среди них Вагиф Юсуфович Рахманов, который известен по цветным работам из смальты, Ескен Аманжолович Сергебаев – автор памятника Мухтару Ауэзову перед зданием Казахского драматического театра, автор памятника Аль-Фараби, его работы находятся в 20 городах, а также Николай Степанович Журавлев и другие.
Малик Султанович признался, что и у него не вызывает глубоких чувств памятник Желтоксану-86, но при этом он с сожалением говорит о том, что снесли памятник Ленину в Алматы. Это была единственная работа прославленного скульптора Евгения Вучетича.
Напомню, что сейчас Ленин находится в отдаленном алматинском сквере за кинотеатром «Сары-Арка».
Между тем, история становления современного искусства Казахстана начинается с 1938 года, когда было подписано Постановление Наркома партии Казахской ССР об образовании первого учебного заведения, Алматинского художественного училища. В 1955 году в Консерватории им.Курмангазы был открыт театральный факультет и на его базе в 1977 году создан Алматинский государственный театрально-художественный институт. Первым профессиональным скульптором стал Хакимжан Наурызбаев, с его имени началось формирование национальной монументальной скульптурной школы в Казахстане. Наурызбаев создал такие известные скульптуры, как памятник Абаю на проспекте Абая, Чокану Валиханову напротив здания Академии наук РК.
Но молодое поколение скульпторов Казахстана тоже талантливо, может и хочет создавать произведения искусств. Как всегда, творчеству недостает денег, а у заказчиков китчевые предпочтения.
Экспресс моделирование скульптурной формы, точнее бюста одного из гостей мастерской Малика Жунисбаева провел один из учеников профессора — Бауыржан Жуасбаев, скульптор, члена Союза художников Казахстана. Буквально на наших глазах кусок глины превратился в скульптурный портрет.
Бауыржан автор фонтана Любви перед Центральным парком культуры и отдыха – «Су перi», так что у наши скульпторы хотят ваять не только пафосные памятники. Сам Малик Султанович получил заказа на скульптурную композицию на тему комедии «Джентльмены удачи», автор «Мелодии цветов», фонтана с Кобызом.
Что касается конкурса, Малик Жунисбаев отметил, что здесь есть возможность студентам продемонстрировать свое творчество и получить оценку от признанных мастеров страны. Молодые ребята попробуют свои силы наравне с заслуженными и известными в Казахстане ваятелями.
В жюри конкурса художники, а также руководство компании SANTO.
Ижи Урбанец, Генеральный директор компании SANTO отметил, что вопрос преемственности и передачи знаний молодому поколению важен в любой области, будь то технологии, наука или искусство. «Наша компания активно поддерживает образование талантливой молодежи, активно сотрудничая с ведущими медицинскими вузами страны. Мы считаем, что инвестиции в создание научного и культурного потенциала страны не менее важны, чем инвестиции в развитие технологий. Мы уверены, что объявленный нами конкурс даст толчок расцвету современного искусства в Казахстане, — говорит Урбанец, — В нашей стране существует много талантливых скульпторов, творчеством которых казахстанцы могут по настоящему гордиться, как и успехами отечественной фармации».
Комментариев пока нет