Правда о том, как формировался фонд музея им. А Кастеева
Вот уже 20 лет как главный музей страны не может конкурировать с частными коллекционерами. Даже если у кого-то есть ценные иконы, то люди, в первую очередь, несут свои иконы частникам или в художественные салоны. Теперь это гораздо выгоднее.
В экспозициях знаменитых выставочных залов иконы стоят в первом ряду шедевров произведений искусств. В Государственном Музее искусств имени А. Кастеева РК собрана уникальная коллекция, насчитывающая 156 предметов древнерусского искусства, из них –120 икон и 36 предметов из металла. В одном из залов музея постоянно демонстрируются три иконы из этой коллекции – «Богоматерь Федоровская» список ХVIII в., каноны «Троица» ХIХ в. и «Святой Николай Чудотворец», начало ХIХ в.
«Святой Николай Чудотворец», начало ХIХ в.
Можно только догадываться, как непросто в свое время было собирать иконы – в стране, провозгласившей торжество коммунизма, отрицающего Бога, и в отдельно взятом Казахстане, где идеи православия не были актуальны.
Искусствовед Галина Сырлыбаева, руководитель центра зарубежного искусства и член Союза художников РК, рассказывает историю появления старинных икон в Казахстане:
– Источник пополнения музеев в России, особенно в 1920-30-е годы, – национализация церковных сокровищ. У нас в республике, конечно, такого процесса не происходило.
В нашем музее находится самая большая коллекция икон в республике. Она охватывает ранние иконы, которые датируются XVII веком и поздние, относящиеся к концу XIX – началу XX веков. Собрание позволяет изучать процесс развития и трансформации иконописи, так как с конца XVII и в XVIII веке икона начинает испытывать влияние светского искусства. Реформы Петра привлекают западных художников: в России в 1757 году открывается светское учреждение – Академия художеств. Иконописцы используют элементы светской живописи – перспективу, объёмную, светотеневую моделировку.
– Когда именно к иконе стали относиться как к произведению искусства и предмету коллекционирования?
– Икона – вариант станковой живописи религиозного характера. Один из самых распространённых видов древнерусского искусства, средневекового, создавался с культовым назначением. Предметом коллекционирования икона становится с начала ХХ века. Начинается реставрация икон, которые каким-то путями попадали к частным лицам. Те присматривались, начинали коллекционировать, отдавать в реставрацию. И когда стали смывать более поздние наслоения, открылся истинный мир, живописная красота этих произведений, яркие сочные краски, позолота. Началось изучение икон, их коллекционирование и реставрация. Обнаружилось, что иконы принадлежат определенным школам – местным, московским, ярославским, северным, сибирским и так далее. Стали выявляться какие-то специфические особенности отдельных регионов, этапы развития иконописи и т.д.
– С какого момента Музей искусств имени А. Кастеева начал собирать иконы?
– Самые первые иконы поступили к нам в 1967 году. Это был официальный дар России для КазССР. Наш Музей назывался тогда Казахской государственной художественной галереей имени Тараса Шевченко и располагался в Казанском соборе. В 1967 году поступило семь икон из Ленинграда — из Музея истории, религии и атеизма.
В самых первых поступлениях – иконы XVIII века. К сожалению, на том первичном этапе сотрудники музея не всегда задавали вопросы о происхождении произведений, поэтому мы не можем классифицировать всю коллекцию по школам, стилям. Из этого периода имеется икона Богоматери, она поступила к нам из Чудова монастыря, основанного ещё в XIV веке. Мужской Чудов монастырь имел богатую историю. Он располагался на территории Кремля, имел большую значимость для православной церкви. Но с приходом советской власти его закрывают в 1919 году, а в 1930-м – разрушают… Именно в этот период из Чудова монастыря к нам поступает икона «Богоматерь». Это один из первых экспонатов нашей коллекции. Из российских музеев в советское время все поступало на безвозмездной основе – поистине щедрый дар.
– Есть ли в коллекции икон Музея Кастеева дары от частных лиц?
– В 1969 году – две иконы XIX века. В 1970-72 году были большие поступления из Всесоюзного производственно-художественного комбината в Москве, который аккумулировал в своих фондах частные коллекции. Фонд приобретал произведения у населения и пополнялся из различных источников. Большая партия икон поступила в нашу галерею с 1970 по 1972 годы – тоже на безвозмездной основе. Получали экспонаты из государственного учреждения – Всесоюзного комбината. И уже с середины 1970-х годов начинаются массовые поступления от частных лиц – наших соотечественников.
Один из них скандально известный коллекционер Юрий Кошкин, у которого было конфисковано достаточно много произведений русского и, в частности, казахстанского искусства, в том числе – иконы. Это три работы хорошей сохранности с изображением евангелистов.
Кошкин дом. Расстрел и конфискация
Партийный функционер Юрий Кошкин воровал у государства деньги, на которые скупал картины. Кошкин возглавлял управление капитального строительства облисполкома Алма-Аты. Громкое дело о хищении Кошкиным квартир стало известно на весь Союз. За несколько лет он незаконно продал немало квартир на сумму около 5 млн советских рублей. В преступную схему были вовлечены 50 человек, уголовное дело состояло из 100 томов. Однако следствию удалось доказать лишь 10 эпизодов, два из которых Юрий Кошкин все-таки признал и получил высшую меру наказания – расстрел. Юрий Кошкин отсидел в камере смертников два года, высшую меру ему заменили на 15 лет заключения. Через 14 лет он вышел на свободу.
– Самые первые иконы в Музей Кастеева передал некто Б.З. Лучанский (справка: учился в Академии искусств имени Жургенева в конце 60-х, потом переехал в Москву, состоял в известной группе художников «Non-Conformist», позже эмигрировал в Израиль). После 70-х были редкие, буквально штучные поступления в нашу Художественную галерею имени Тараса Шевченко. А в 1992, в 1995- годах случились и вовсе особенные поступления икон – из таможни.
«Святой Николай Чудотворец», начало ХIХ в.
«Троица» ХIХ в.,
«Богоматерь Федоровская» ХVIII в.,
– По всей видимости, это был конфискат?
– В то время иконы считались антиквариатом, их однозначно нельзя было вывозить. Нужны были весомые аргументы для разрешения на вывоз. Сегодня к нам обращается много людей в связи с выездом в Россию, и у них есть фамильные иконы, которые им дороги не как произведения искусства, а как семейная традиция. Это иконы, которые передавались из поколения в поколение: «Нашей иконой бабушку венчали, мать благословляли». Это поздние иконы второй половины XIX века, когда началось массовое изготовление икон, их типографская печать. Такие иконы, имея историческую ценность, утрачивают художественную. Их вывоз икон разрешен.
– Когда было последнее поступление икон?
– В 2005 году мы получили небольшую иконку – нательный крест. В 2000-е годы музей уже не может конкурировать с частными коллекционерами. Даже если у кого-то есть ценные иконы, то люди, в первую очередь, несут свои иконы частникам или в художественные салоны, где они могут получить достойную плату. У нас в музее практически законсервирован фонд русского искусства, классического западно-европейского. Современное западное искусство поступает в музей в качестве даров. Некоторые коллекционеры, меценаты дарят музею произведения искусства.
– Из имеющихся в музее икон какая самая ценная?
– Несомненно, икона Богоматери Федоровской. Алматинская – Феодоровская икона Пресвятой Богородицы является точным списком святыни православного мира, великой Всероссийской святыни – Чудотворной Феодоровской иконы. Она всегда демонстрируется в нашем музее. Каноническая, глубоко почитаемая икона, выполненная на высочайшем профессиональном уровне. Наша икона Богоматерь Феодоровская датируется XVIII веком.
«Богоматерь Федоровская» ХVIII в.
Если говорить о сюжетах, то у нас представлен достаточно широкий тематический охват. В основном, преобладает изображение Богоматери в разных типах. Например, имеющаяся у нас икона «Богоматерь Казанская», типа «Одигитрия» – один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом. Иконописный образ, по преданию, написанный евангелистом Лукой, имеет интересное происхождение. Официально «Одигитрия» была оформлена в наших документах в 1979 году – поступила от Всеволода Владимировича Теляковского, советского художника, театрального декоратора, знатока истории костюма, заслуженного деятеля искусств КазССР. Это удивительная личность! Он был сослан в Казахстан в 1935 году из Ленинграда. Судьба его сложилась драматично.
«Чуждый элемент» и Заслуженный деятель КазССР
С 1927 по 1935 год художник Всеволод Владимирович Теляковский, член Ленинградского горкома ИЗО, работал в различных театрах. После убийства С.М. Кирова художник попал в «Кировский поток» и в марте 1935 года был выслан вместе с женой из Ленинграда в город Атбасар в Казахстане. Почти год работал в местном театре. В1936-38 гг был художником-постановщиком в Алма-Атинском Государственном академическом театре оперы и балета имени Абая. Его декорации оформили оперы «Пиковая дама», «Снегурочка», балет «Лебединое озеро», а также «Паяцы», «Кармен», «Фауст». Уже в 1938 г. как главный художник Актюбинского областного драмтеатра художник оформлял спектакли классического репертуара и постановки по мотивам казахских эпосов – «Айман-Шолпан» и «Енлик-Кебек» М. Ауэзова, «Кыз-Жибек» и «Жалбыр» Е. Брусиловского, «Козы-Корпеш и Баян-Слу» Г. Мусрепова. С 1941 по 1946 годы снова служил в ГАТОБ имени Абая. В 1946 году вместе с Натальей Сац создавал Алма-Атинский ТЮЗ. Всеволод Теляковский оформил фойе старого театра и поставил спектакль «Снегурочка» как главный художник театра.
Станковые работы мастера хранятся в музее искусств имени А. Кастеева РК и в частных коллекциях.
После войны Всеволод Теляковский пользовался авторитетом, ему доверили оформить выставку, представляющую в 1954 году КазССР на ВДНХ – Выставке достижений народного хозяйства. А в 1961 году он получил реабилитацию. После реабилитации мог уехать в Россию – в любой из городов, кроме центральных, Москвы и Ленинграда. Но он остался в Алма-Ате. И все же он покидает Казахстан после смерти жены и в мае 1961 года возвращается в Ленинград.
Теляковский предлагал Галерее Кастеева с 1946 года предметы декоративно-прикладного искусства. Перед отъездом передал самое ценное – портреты родителей кисти Коровина. Среди прочего от Теляковского поступила икона «Богоматерь Казанская» в типе Одигитрия. Представьте, Всеволод Теляковский оставил в Алма-Ате портреты своих родителей и икону Богоматери! Мне кажется, что в этом проявились его чувства к Казахстану.
«Богоматерь Казанская», нач. ХIХ в.
– Чем примечательна «Богоматерь Казанская»?
– Работа предположительно конца XVIII – начала XIX века. По мнению искусствоведов, икона происходит из провинциальной школы. Не просматривается влияния светского искусства – плоскостное графическое решение. Тут двойная ценность: самой иконы и ее происхождения. Она находилась в семье последнего директора императорских театров и стала даром его сына нашему музею.
«Богоматерь Тихвинская», XVIII в.
«Воскресение. Сошествие во ад», конец XVIII в., нач. ХIХ в.
«Деисус. Складень» ХIХ в.
– Возможно ли продемонстрировать для зрителей весь фонд икон, находящихся в запасниках музея?
– У нас существует проблема с реставрацией. Некоторые иконы находятся в консервации в связи с тем, что нуждаются в восстановлении. Для этого нужен реставратор определенного уровня квалификации. В реставрации икон применяется уникальная технология. Мы неоднократно приглашали специалиста из России, но и наши реставраторы имеют доступ к иконам.
– 120 икон в Музее искусств имени Кастеева – достаточно солидный фонд. Имеется ли каталог этих работ?
– У нас было намерение выпустить иконы отдельным каталогом. Если печатать каталог русского искусства, в котором больше 1000 единиц живописи и графики, а если еще и добавить к ним иконы, то это будет чрезмерно толстый, тяжелый каталог. Иконы можно было бы издать отдельно, но для этого проекта необходим спонсор.
Галина Галкина.
Фото: Государственный Музей искусств им. А.Кастеева, АПН
Комментариев пока нет