Десять казахстанских фильмов с эпизодами о религиях
Поддержать

Десять казахстанских фильмов с эпизодами о религиях

В эти дни есть возможность отдохнуть от потока негативных новостей и в то же время осознать происходящее. Мы провели небольшое исследование казахстанской фильмографии и собрали список фильмов с участием представителей разных религий.

За 30 лет независимого казахстанского кино режиссеры осваивали многие жанры и направления. Помимо уже набивших оскомину тойских комедий, а также криминала и остросоциального артхауса, кинематографисты пробуют и другие жанры. Вплоть до триллеров и хорроров. Однако существует тема, которую режиссеры и продюсеры обходят стороной – это тема религии. По крайней мере, складывается такое ощущение.

Действительно, наберётся не так много отечественных фильмов, где, так или иначе, затрагивается тема веры и где заметное экранное время занимают сцены, связанные с храмами и священнослужителями. Мы попытались проанализировать эти фильмы и узнать: почему режиссёры не спешат затрагивать религиозные темы в кино.

Представители духовенства в современных казахстанских кинокартинах чаще всего возникают в качестве проходных и эпизодических персонажей. Обычно – в сценах похорон или поминок одного из героев, когда по тому совершается поминальный обряд. Как правило, этим все и ограничивается. Впрочем, есть примеры, когда таковые персонажи выходят из статуса маленьких и эпизодических. Либо же храмы и священные обители становятся одним из мест действия фильма.

«Конец атамана» (Шакен Айманов, 1970 г.)

Первым в этом ряду стоит упомянуть пусть и не относящийся к периоду независимости, советский казахстанский фильм «Конец атамана» – классика отечественного кино Шакена Айманова. История о ликвидации белого казачьего атамана Александра Дутова была одной из лучших картин в жанре «истерна» – исторического боевика о гражданской войне. Среди персонажей второго ряда выступает священник Иона в исполнении Бориса Иванова. Этот персонаж имеет реального прототипа – игумена Иону. Он был своего рода капелланом, духовным наставником войск, подчиненных атаману. В фильме он довольно типичен для канонов того времени. Это ярко выраженный отрицательный герой, отчасти карикатурный, но довольно колоритный и имеющий определенное обаяние. Так или иначе, это одно из первых появлений духовного лица в казахстанском кино в качестве полноценного персонажа. Хотя чисто формально таковым можно считать архиепископа Пимена в фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Впрочем, едва ли этот фильм можно считать в полной мере казахстанским.

Изображать священнослужителей в качестве положительных персонажей и даже мучеников стало возможно уже в годы перестройки. В Казахстане в тот момент было снято несколько знаковых фильмов.

«Господи, помилуй души заблудших» (Игорь Вовнянко, 1991)

Снятая на исходе советской власти картина о судьбе молодой девушки вполне отвечает духу перестроечных драм. Это история о девушке, которая поначалу ведет довольно раскованный и разгульный образ жизни, но потом попадает в сети криминального мира. Свое спасение девушка находит в монастыре, однако прошлое находит ее и там. В общем, типичная история в духе фильмов «Авария – дочь мента» и «Меня зовут Арлекино». Вместе с тем, это один из первых фильмов, где действие разворачивается в православном монастыре в современную эпоху. Создавала картину действительно «звездная» команда. В фильме снялись довольно популярные актеры – Игорь Дмитриев, Наталья Крачковская, Владимир Сошальский. Сам режиссер Игорь Вовнянко был к тому времени известным в Казахстане оператором и как режиссер снял третью часть популярной саги о чекисте Чадьярове – «Маньчжурский вариант». Музыку к фильму написал Алмас Серкебаев, старший сын Ермека Серкебаева, впоследствии работавший дирижером Бостонского симфонического оркестра. Однако, ввиду упадка кинопроката в 90-х, широкий зритель фильм так и не увидел. Лишь несколько раз его показали по телевизору.

«И увидел во сне» (реж. Лейла Аранышева, 1993)

Согласно аннотации, это история о том, как человек однажды, выйдя из привычного круга жизни, встречает во сне женщину. Сон становится реальностью – и герой получает шанс быть любимым. Это своего рода притча от классика казахстанского кино Лейлы Аранышевой. Место действия этой истории – Успенский пещерный монастырь в Крыму возле Бахчисарая, что добавляет ленте мистического флера. Но опять же, этот фильм сугубо авторский, артхаусный, предназначенный для фестивалей. Хотя и узнаваемых актеров в нем можно встретить. Главные роли сыграли Виктор Проскурин и латышская актриса Аурелия Анужите (вторая жена Ивара Калныньша).

Отдельными пунктами следует упомянуть фильмы Геннадия Земеля на «гулаговскую» тему. Ужасы сталинской эпохи – «конёк» этого режиссера.

В контексте художественных кинофильмов, где главные персонажи – священнослужители, следует выделить несколько фильмов.

«Людоед» (реж. Геннадий Земель, 1991 г.)

Это, пожалуй, первая в истории советского кино экранизация истории Кенгирского восстания. По сюжету, в 1950-е годы молодой военнослужащий внутренних войск в звании лейтенанта приезжает из Москвы в Казахстан на практику в исправительно-трудовой лагерь. Его задание — расследование дела заключённого, который во время побега из лагеря убил и съел своего спутника. Этот поступок он не может понять. Позже он сам попадает в лагерь, где в это время происходит жестокое подавление восстания заключённых. Далее он погружается как в подробности бунта, так и в историю сбежавших отца и сына. Среди персонажей второго плана выделяются и священнослужители. Православного священника играет малоизвестный тогда актер Григорий Эпштейн-Ефимов (в 90-е он прославится ролью Игоря Свиридова в первом казахстанском сериале «Перекресток»), а мусульманского муллу – популярный уже тогда Нуржуман Ихтымбаев. Сцена убийства священника – одна из наиболее шокирующих в фильме.  Его в буквальном смысле давит танк, а герой до последнего вздоха произносит молитву. Вообще, фильм очень сильно критиковали за обилие сцен насилия и излишний натурализм. Геннадий Земель все обвинения парировал в духе «из песни слов не выкинешь», ссылаясь на то, что жестокости во время тех событий было с избытком, и лакировать прошлое в этом случае нельзя.

«Бунт палачей» (реж. Геннадий Земель, 1999 г.)

Этот фильм посвящен очень дискуссионной теме в истории послевоенного СССР. Истории высылки инвалидов Великой Отечественной войны, попрошайничающих на улицах, в канун 70-летнего юбилея Сталина. В этом фильме также присутствует персонаж – православный священник Елевферий в исполнении Сергея Уфимцева. По сюжету, этот персонаж добровольно идет на расстрел вместе с инвалидами. Фильм довольно характерен для стиля Земеля. Жесткий антисоветский контент, характерный для 90-х. Впрочем, на просторах интернета фильм вызывает острейшие дискуссии, характерные для любого критически антисоветского фильма. Как правило, они сводятся к спору по типу «было – не было».

«Имом аль-Бухари», (реж. Бако Садыков, 1996 г., копродукция Казахстана, Узбекистана и Таджикистана)

Эта лента представляет собой байопик о жизни и деятельности исламского богослова, комментатора Корана Мухаммада аль-Бухари. Живший в IX веке, он был одним из самых известных мусульманских проповедников Среднего Востока. Фильм снят в реальных исторических интерьерах и экстерьерах Самарканда и Бухары, еще помнящих самого имама. В Казахстане фильм так и остался неизвестным, зато в Узбекистане и Таджикистане стал очень популярным.

«Горькая дорога» (реж. Жорабек Мусабаев, 2003 г.)

Эта история в духе классических криминальных драм девяностых-нулевых. Фильм относится к категории регионального кино – малобюджетного, снимаемого в основном своими силами. Главный герой фильма – любящий муж и счастливый отец Акбар. Акбар по-настоящему счастлив тому, что у него есть все то, о чем он всегда мечтал. Однако все меняется в тот момент, когда появляется Алексей, бывший официальный супруг его возлюбленной. Вернувшись после длительного тюремного заключения, он не собирается вставать на путь исправления и сразу же нарушает закон. В первый же день он едет за товаром, который был спрятан еще до заключения под стражу. Под «товаром», конечно, подразумеваются наркотики. Необходим он ему для того, чтобы рассчитаться со старыми долгами. Героев затягивает целый водоворот событий – от обычной неприязни и борьбы за общую любимую женщину до стремления выжить в неравной гонке со смертью. Что до религиозной тематики, то в фильме действуют и мулла, и православный священник, которые появляются как персонажи, способные образумить и выручить героев. Особо приметен эпилог фильма, когда после смерти к умершему персонажу казахской национальности приходит священник, а к русскому – мулла.

Мустафа Шокай (реж. Сатыбалды Нарымбетов, 2008 г.)

Байопик Сатыбалды Нарымбетова о председателе Туркестанской автономии Мустафе Шокае представляет собой масштабное историческое полотно о жизни и деятельности человека, о котором сложены довольно противоречивые представления. Одни считают его борцом за свободу Туркестана, другие – коллаборационистом, сотрудничавшим с Гитлером. В фильме режиссер пытался показать одновременно и судьбу политика, и судьбу человека на крутых виражах ХХ века. Есть в фильме и несколько религиозных сцен. Например, никах (мусульманское венчание) между Мустафой и его супругой Марией Гориной – такой обряд на отечественном киноэкране практически не показывался. Также довольно зрелищна сцена наводнения в Западном Казахстане, где жители деревни (в том числе и остановившиеся на привал Мустафа и Мария) бегут к церкви, куда сбежались все в поисках спасения. Колоритно изображена и сцена молитвы во время бедствия. К слову, священника снова играет уже упомянутый Григорий Ефимов-Эпштейн.

Книга (реж. Ербол Жумагулов, 2013г.)

Среди фильмов на мусульманскую тематику выделяется фильм поэта-оппозиционера Ербола Жумагулова «Книга». Это рассказ о том, как молодой и успешный креативный директор рекламного агентства Онгар, открыв для себя Священную Книгу Коран, переосмысливает свою жизнь. Собственно фильм не о самом Коране, а о том, как через падения и взлеты, ошибки и озарения, грусть и радость, герой проходит свой жизненный путь. Этот фильм тоже особый. Впервые предпринята попытка снять ленту о духовных поисках в исламе не в историческом контексте, а в современном. Кроме того, фильм затрагивает тему противопоставления ислама умеренного – исламу радикальному. Собственно, поэтому как таковой премьеры фильма в Казахстане и не состоялось – он лишь несколько раз показывался на специализированном телеканале «Ел Арна», транслирующего только отечественные фильмы. Сам Жумагулов считает, что проблема в том, что предполагаемая премьера должна была состоятся в период, когда остро встала проблема ИГИЛа и вербовки молодых людей в эту организацию. Поэтому картина «легла на полку».


Композитор (реж. Шерзат Якуб, Сабит Курманбеков, 2019)

Фильм рассказывает о последних годах жизни композитора Сянь Синьхая. На рубеже 30-х 40-х годов он приезжает в Москву для написания музыки к документальному фильму. Причем не просто приезжает, а под конспиративным псевдонимом. В 1941 году, едва закончив работу он спешно эвакуируется из Москвы, к которой приближаются немцы и стремится вернуться на родину. Но композитор успевает доехать лишь до Алма-Аты. Границы Китая закрываются, и приближаться к ним запрещено под страхом смерти. Для этого он отправляется в Советский Союз и поселяется в Алма-Ате. Здесь знакомится с руководителем хора на местном радио Бахытжаном Байкадамовым. Они становятся творческими соратниками и хорошими друзьями, казахстанский композитор старается скрасить жизнь Сянь Синьхая на чужбине. Фон фильма – эвакуационная Алма-Ата, где вокруг главного героя возникают довольно колоритные персонажи. Один из них – спившийся скрипач в исполнении Сергея Уфимцева. С ним связана и одна из кульминационных сцен фильма, когда он забирается на колокольню Свято-Казанского собора в Алма-Ате произносит душераздирающую речь и что есть силы звонит в колокола, после чего бросается оземь с колокольни. В общем, довольно зрелищный эпизод.

Как видим, в казахстанской фильмографии не так много художественных фильмов, где прямо или косвенно говорится о религии или где хотя бы, присутствуют эпизоды, связанные с культовыми зданиями и священнослужителями. Почему так происходит – отвечают кинокритики.

– Мне кажется, в массе своей кинорежиссеры люди совсем не религиозные. Самые способные и талантливые из них не рискуют брать для себя тему, в которой они, прямо скажем, не эксперты. Они не хотят фальшивить. Те же, кто хочет проспекулировать на теме, как правило, выдают продукт очень низкого качества, – считает кинокритик, член Конфедерации Союзов кинематографистов СНГ и Балтии Андрей Черненко.

Несколько иного мнения придерживается киновед Надежда Беркова:

– Почему в казахском кино не затрагиваются религиозные темы? Полагаю, что для режиссеров это может быть рискованным шагом и привести к трениям как с представителями власти, так и с Духовным управлением мусульман Казахстана. И светская власть, и духовная ревниво относятся к освещению религиозных вопросов. Полагаю, режиссеры-постановщики могли бы поделиться свидетельствами контактов или отсутствием таковых в тех ситуациях, когда они намеревались наиболее полно отразить роль религии в жизни общества. Во многих странах с консервативными традициями, в том числе и в Казахстане, духовные учреждения представляют закрытый институт.

Как-то беседовала с режиссером-документалистом Асией Байгожиной после фильма «В поисках веры». Говорили о роли священнослужителей в обществе и их борьбе за души людей, обе выразили сожаление по поводу их пассивности. А ведь фильм о кровоточащей проблеме агитации неопределившейся казахстанской молодежи, готовой ради заработка и ложных идей записываться в экстремистские организации.

Думаю, что куда эффектней, ярче в современном кино связывать историю героев с мифологическими архетипами, нежели касаться острейших религиозных проблем и взаимоотношений человека с божественным.

По-иному на ситуацию смотрит кинокритик Карим Кадырбаев:

– В какой-то момент не только в кино, но и в целом в культуре и даже в СМИ религия стала какой-то запретной темой. В сложный период, когда были всплески религиозного экстремизма, тема стала довольно опасной. Старались ее обходить стороной, ограничиваясь показом лишь каких-то церемоний и ритуалов. Но ситуация постепенно меняется. На одном из последних питчингов Центра поддержки национального кино картины на подобную тематику представляли Сабит Курманбеков, Дамир Манабай. Более того, на религиозную тематику высказываются и известные люди в профессии – взять того же Нуртаса Адамбая, который стал горячо проповедовать ислам. Даже коллектив «Ирина Кайратовна» снял одну из своих короткометражек на эту тему. Так что, думаю, высказывания на эту тему еще впереди.

Константин Козлов, Фото: кадры из фильмов




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *