Эдвард Уолш: «Что делает искусство великим?»
Проходящая нынче в южной столице выставка Дэмиана Хёрста ажиотажа у алматинцев не вызывает. Уж слишком далек от эстетических запросов нашей публики этот культовый художник со своим «искусством современной фармацевтики». В отличие от скандально известного британца, американский скульптор-экспериментатор Эдвард Уолш представляет искусство Запада с другой, узнаваемой стороны. Немногословный, с ясным пытливым взором, он и внешне из породы тех творцов, кто невзирая на веяния моды, упорно прокладывает свой путь в искусстве.
Эдвард Уолш. Родился в 1944, США. Художественное образование получил в Италии и США: Государственный колледж Монклер (1963-67), Высшая школа Нью-Йоркского университета (1967-69). Широко известен как автор фигуративной скульптуры из нержавеющей стали, мрамора и бронзы, украшающей множество частных и государственных владений по всей Америке и за ее пределами. Живет в Нью-Йорке.
Эдвард, вы когда-нибудь задавались вопросом, почему искусство стало уродливым?
Слово «уродливое» меняется с каждым человеком. Кто-то видит уродливое, а кто-то нет. Я полагаю, все мы являемся свидетелями одновременного размывания граней традиционного пластического искусства, театральной сценографии, перформанса и искусства рассказа… Вопрос в другом: “Что это? — То, что делает искусство великим». Думаю, это способность возвращать. Узнаваемый образ – вот что я ищу и чему следую неотступно. К тихой, внутренней силе этого образа в искусстве зритель может возвращаться снова и снова без того, чтобы стать скучающим и пресытившимся. Это как после долгой разлуки: ты возвращаешься и все же находишь старого друга, с которым вступаешь в разговор. В этом моя конечная цель.
Ascending Bird — Взлетающая птица (нержавеющая сталь, бронза)
Какова ваша мотивация в том, что делаете?
Для привязки моих скульптур к формам, которые нахожу в людях, животных и природе, я предрасположен к уровням сопереживания и чувствования нутром. Моя мотивация в том, чтобы позволить потоку энергии Вселенной проходить сквозь меня. Создание скульптуры — это путешествие в царство формы, линии и материала, которые будут принимать мою художественную волю.
Есть ли у вас конкретный стиль или манера, отличающая от других?
Я экспериментатор в формах и материалах. Мои работы называют модерном, изобразительным искусством, абстракционизмом, фигуративным и даже поп-артом. «Смеющаяся обнаженная» является примером для всех этих и многих других описаний. В этом смысле, существует угроза моей совместимости со своими же работами. Для создания произведений прирожденной красоты и большой долговечности, люблю использовать дорогие, прочные материалы. Чувствую себя как рыба в воде в работе с нержавеющей сталью, глянцевым алюминием, мрамором или бронзой. Всегда работаю непосредственно вручную с камнем, мрамором, гранитом, использую сталь, бронзу, алюминий и даже пенополистирол, когда создаю модели для отливки в бронзе.
Lady in the Water — Женщина в воде
Идея и метафора значимы для изобразительного искусства. Как это касается вас?
О, не пытайтесь делать из меня знающего как генерировать эту атрибутику в моей работе…
Вы из художественной семьи? Как стали художником?
Родители не были художниками, но ценили искусство. Самым ранним моим художественным опытом был рисунок в первом классе. Ребенком я всегда рисовал. Карандаш и бумага стали инструментами моей фантазии и способности. Карандашный набросок на бумаге являлся способом поддержания некоего ощущения жизни в себе. Мне нравилось экспериментировать с прочными материалами, из которых могли бы получиться скульптуры. Так, эскиз, сделанный в подростковом возрасте, послужил мне для исследования в недавней работе «Крадущаяся фигура», модель для бронзы 2014 года.
Расскажите о своем художественном образовании. Где учились?
Начинал я в Лиге студентов-художников в Нью-Йорке в возрасте 13 лет. С 1963 года, в течение девяти лет, совмещал учебу в Государственном колледже Монклер и Высшей школе Нью-Йоркского университета, с работой в качестве ученика фигуративного скульптора Мануэля Карбонелла — кубинского беженца, переехавшего в Нью-Йорк. Для моего понимания человеческого тела Mануэль использовал книгу Везалия, анатома 16 века. Это настоящее сокровище для меня. 1974 год я провел в Италии, Пьетрасанта; хотел научиться резьбе по мрамору. Как сказал Микеланджело: «Вера в себя — самый лучший и безопасный путь» и у меня не было желания подражать кем-то созданному искусств. Я установил огромную глыбу во дворе, где работали ремесленники. Наконец, один из работников подошел ко мне и взял резец из моей руки. «Occhio» («Ты смотришь»), — сказал он, указывая на собственный глаз. Так, в течение нескольких месяцев я наблюдал и учился, используя эти методы для вырезания собственной работы.
Lady Washing Hair — Женщина, моющая волосы
Назовите два-три ваших любимых произведения.
Мой выбор будет только уменьшать честный творческий поток. Не я, кто-то другой, должен делать подобные суждения о том, что я делаю и как. Трудоемкой работой была «Охота», да; но формы движутся и полны духа. Работы из нержавеющей стали изготовлены вручную из множества малых вырезанных форм, сваренных вместе. Чтобы образы были узнаваемыми, их форма доведена до зеркального блеска. «Взлетающая птица» и «Женщина в воде» — хорошие примеры нового типа работы из нержавеющей стали. Из индивидуально вырезанных частей сделаны и скульптурные конструкции «Лежащая Мраморная 1» (из каррарского мрамора) и «Женщина в воде 5″(в граните).
Какие стили и техники собираетесь исследовать как вызов в будущем?
Это всегда меняется. Прямо сейчас, камень и металл являются материалами моего выбора. Мои работы неизбежно проходят полный круг, в котором завершающая отделка столь же важна, как и первый удар резцом по мрамору или первый взрез стали. Каждое творение занимает много времени, иногда при работе с очень твердыми материалами, это годы. Лишь затем, будто спонтанно, после нескольких месяцев или лет формирования и отделки, появляется произведение. Роден говорил: «Терпение также является формой действия». Незаконченной осталась серия «Раб» у Микеланджело. Привнесение моих энергий требует терпеливого отношения к сопротивлениям, присущим каждому материалу и это роскошь «ждать» правильный ответ: как ему себя представить. У меня всегда полным ходом идет работа сразу над несколькими вещами. Ожидание проходит в процессе работы над другим произведением, порой в совершенно другой технике. От этого приходит вдохновение.
Ваше самое глубокое прозрение как художника?
Искать без страха. Моя карьера полна оригинальных и неизведанных способов работы со знакомыми материалами. Создаваемая скульптура постоянно зовет меня находить все новые ответы, я интегрирую их в работу, обладающую своеобразием, красотой и значимостью, а долговечность скульптуры позволяет зрителю возвращаться и осматривать ее снова и снова.
Большое спасибо за интервью.
Беседу вела Дина Дуспулова, арт-эксперт
Laughing Nude — Смеющаяся обнаженная (бронза)
Комментариев пока нет