Круз 200
Фильм «Мумия» задумывался искрометной пародией, но оказался унылым каталогом жанровых клише.
Сама ситуация выглядит будто расхожий сценарий голливудской драмы: накануне юбилея известный актёр особенно остро переживает кризис среднего возраста, одним из проявлений которого оказываются съемки в провальной кинокартине.
Своё 55-летие Том Круз встретит с анамнезом из трёх распавшихся браков, репутацией чокнутого сектанта и целым рядом недопустимо проходных работ.
Высокобюджетный капустник «Мумия» отлично смотрится в качестве колерованной вишенки на торте, который уже давно не торт.
Ежегодно в прокат выходит некоторое количество дорогостоящих, но совершенно халтурных по качеству кинолент, полюбить которые зрителя не заставит ни назойливое промо, ни звездный актерский состав, ни шумные спецэффекты вкупе с эксплуатацией трендовых образов.
Однако даже в рамках этой печальной квоты «Мумия» смотрится заслуженным рекордсменом.
Клонированную сюжетную завязку не отличить от бесчисленных близнецов: во времена до нашей эры вероломная египетская принцесса приревновала папу-фараона к отпрыску токалки и заключила контракт с дохристианским дьяволом, получив за это мрачные рунические наколки и стремление истреблять родню. Шустрые дети Нила, однако, стреножили разбуянившуюся ведьму и после тщательной забинтовки схоронили живьём в сопредельной Месопотамии [о компенсациях шумерскому правительству история умалчивает].
Спустя несколько тысячелетий, на территории оккупированного теперь уже Ирака ландскнехт-мародёр в исполнении юбиляра-саентолога проникнет в нечестивую гробницу ища дорогой антиквариат, но найдёт ящик Пандоры и проклятие быть земным аватаром языческого Вельзевула и женихом раскрепощенной злодейки по совместительству.
Банальность абсолютно карикатурная и фильм пытался стать именно гротескным пасквилем на ларакрофтный жанр. Стремление более чем похвальное. По-настоящему смешных кинопародий массовый зритель не видел уже давно, а чтобы на тему зловещих саркофагов – такого вовсе не припомнить, не считая, конечно, сериала об Индиане Джонсе.
Увы, целый сиксистет сценаристов оказался не в состоянии сделать что-то большее, чем просто сложить в кучу самые заезженные штампы и слегка приправить их щепоткой гэгов.
Не забыто кажется ничего из джентльменского набора. Неоднозначный протагонист – кондотьер и багдадский вор. Комичный плут-наперсник. Блондинка-археолог, чей макияж не может повредить ни пустыня, ни подземный склеп, ни авиакатастрофа. Само крушение самолета, подбитого плотоядными хичкоковскими пташками. Тайная организация благочестивых эзотериков, возглавляемая доктором Джекиллом [Рассел Кроу], которому нужны регулярные инъекции, чтобы подавить своё беспокойное альтер-эго. Локальный зомби-апокалипсис. бледные призраки и финальное спасение мира с воскрешением зазнобы.
А всё равно тоска смертная.
Персонажи не прописаны, не раскрыты и лишены предыстории. Большая их часть оказывается молниеносно упромысленной, не вызывая ни малейшей эмпатии.
Не впечатлят зрителя и бесчисленные катастрофы-нападения – к чему головокружительные спецэффекты и смертельные трюки, если всё равно никого не жаль?
Невыразительные диалоги клонят ко сну, развеять который не под силу даже регулярным петросянским ужимкам. Несколько по настоящему удачных шуток [-«Ты пожертвовал собой, отдав мне последний парашют. – Я думал что есть ещё один»] никак не могут искупить почти двухчасовое пребывание в кинотеатре, после которого остаётся только вопрошать: что это было?
Вопросов немало. О чем думала целая команда скрип-райтеров? Что думали продюсеры, выделяя на это 125 миллионов? Чем думала знаменитость, пополнив своё и без того изрядно подпорченное резюме очередным прокатным «чесом»?
Прямо скажем, артистический талант Тома Круза всегда давал повод для обоснованных сомнений. В подавляющем большинстве картин он хлопочет одной и той же миной в любых ситуациях, сколько-нибудь оживляясь лишь в редких отрицательных ролях [«Интервью с вампиром», «Соучастник», «Львы для ягнят»]. Две номинации на «Золотую малину» за худшую мужскую роль и одна награда за худшую работу в дуэте [как ни странно – в том же «Интервью…] ясно сигнализировали, что кроме приторной внешности героя-любовника здесь, возможно, ничего нет и не будет.
Осенний марафон патентованного живчика показывает финальный барьер.
Профессиональная смерть намного опережает физическую и разрешить эту драму не поможет никакая дианетика.
«Золотая малина» в конце года будет заслуженной наградой за самоотверженную работу.
Комментариев пока нет