Народная музыка жива вопреки всему
Поддержать

Народная музыка жива вопреки всему

В Алматы завершилась уникальная международная конференция «Традиционная музыка в XXI веке». Она собрала практически весь цвет исследователей и продолжателей фольклорной тюркской музыки не только из среднеазиатских стран СНГ, но также из России, Европы, США. Организатором конференции стала Казахская национальная консерватория им.Курмангазы – крупнейший научный центр по исследованию музыкального наследия стран СНГ.

 

 

 

Как рассказала в своем выступлении на конференции ректор консерватории, народная артистка Республики Казахстан, профессор Жания Аубакирова, этот форум проходил под знаком нескольких юбилеев.

Около 200 лет назад, в 1818 году в Азиатском музыкальном журнале в Астрахани Иваном Добровольским была опубликована первая нотная запись казахской песни. Это событие нельзя считать началом исследований музыки казахского народа – отдельные записи о традициях и музыкальных традициях казахов-кочевников встречались и ранее. Однако именно с этого времени начинается систематическое изучение казахской культуры, в том числе и музыкальной. Поэтому уже в 2018 году есть формальный повод отмечать 200-летие музыкальной этнографии Казахстана.

Конференция осветила и другие важные даты – 90-летие выдающегося казахского ученого, реконструировавшего казахские музыкальные инструменты Болата Сарыбаева и 30-летие кафедры народного пения.

Жания Аубакирова подчеркнула, что назрела ревизия сложившихся методов музыкально-этнографических исследований, их роли в жизни современного общества, осмысление перспектив дальнейшего изучения этнических музыкальных традиций

– Мы все знаем, как сложны этномузыковедческие исследования, предполагающие глубокие знания и комплексный междисциплинарный подход. Я думаю, что большой опыт работы наших ученых оказали влияние на все сферы музыкальной культуры нашей страны. — сказала она. – Благодаря им выработался особый национальный подход ко всем сферам музицирования, в том числе – и в академической музыке.

Жания Аубакирова подчеркнула, что сегодня, в пору глобализации и новой технологической революции для этномузыковедческих исследований появляются новые возможности. Новыми тенденциями в науке становятся компьютерные исследования звука, компьютерная систематизация информации, работа музыковедов с сообществами, научные изыскания носителей традиций. Самое главное, что предстоит сделать казахстанскому этномузыковедению – это популяризация всех достижений народной музыкальной культуры. С использованием, конечно, всех современных медийных возможностей, включая социальные сети и интернет.

Острым и полемичным, ставящим непростые вопросы стало выступление на конференции Саиды Елемановой, профессора Казахского национального университета искусств. Ее горячая речь была посвящена актуальным проблемам сохранения нематериального культурного наследия Казахстана, в том числе – и традиционной народной музыке.

Хотя Казахстан и ратифицировал Конвенцию ЮНЕСКО о сохранении нематериального культурного наследия в декабре 2011 года, у него до сих пор нет соответствующего национального Закона. Нет законодательной основы для сохранения народных музыкальных традиций и главного — их носителей

-Уходят из жизни люди-носители народной памяти, народных музыкальных основ, а смены им нет. И традиция теряется безвозвратно! Если нет учеников, нет последователей, теряется преемственность, и потом очень трудно, даже невозможно восстановить музыкальные образы прошлого – говорит она.

По ее словам, чиновниками Министерства культуры проблемы не решаются. Мало того – они зачастую даже не поставлены. До сих пор не определено – что же такое нематериальное культурное наследие. Не говоря уже об особом статусе людей – носителей народных культурных традиций. Шесть лет прошло – а Казахстан по-прежнему топчется на месте.

По мнению Саиды Елемановой, нам сегодня остро нужен новый закон о НКН. Необходимо также создать национальный реестр НКН, включая в него и людей-носителей таких культурных традиций. Третья важнейшая задача – повышение информированности общества о его культурном музыкальном наследии, включение традиционной народной музыки в повседневный культурный мейнстрим. Только так мы сможем сохранить непрерывно размывающийся фундамент народной идентичности.

Похожие проблемы волнуют музыковедов не только Казахстана. Выступившая на конференции профессор Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского Наталья Гилярова подчеркнула, что проблема утраты преемственности у носителей народной музыкальной культуры остро стоит и в России.

-Нам приходится доказывать чиновникам, что народная музыкальная культура жива, потому что многие из них уверены, что ее уже нет. А мы пытаемся им доказать, что она есть, что она нуждается в поддержке. Без традиции этноса просто нет. И наша главная задача – сохранить наши национальные «корни» в эпоху глобализации. – уверена она.

Интересный доклад на форуме представил доцент кафедры музыкально-информационных технологий МГК им. П.Чайковского, кандидат технических наук Александр Харуто. Он продемонстрировал анализ фонограмм традиционных музыкальных культур с помощью компьютерной программы SPAX, разработанной им.

Данная программа позволяет вычленять и систематизировать характерные музыкальные особенности традиционных музыкальных произведений, делать анализ тенденций их развития. Это новое изобретение вызвало живой интерес у музыковедов – практиков, которые в своих этнографических экспедициях собирают множество записей народной музыки. Теперь они получили новый инструмент для их анализа.

О широте и разнообразии обсуждаемых на конференции тем можно говорить много, за два дня были проведены большое пленарное заседание, потом обсуждения на трех секциях, а затем ведущие музыковеды – этнологи провели мастер-классы.

Профессор Дженнифер Пост из Университета Аризоны, например, рассказывала о своих многолетних исследованиях среди казахов в Монголии, создающих традиционный казахский музыкальный инструмент – продольную флейту. Причем делают они ее из подручных материалов, которые все время меняются.

Известный этномузыковед из Венгрии, автор многих книг по тюркской народной музыке Янош Сипос рассказал о своих исследованиях по сравнительному изучению фольклорных музыкальных произведений тюрков Закавказья, Турции, и стран Средней Азии.

В рамках конференции прошли круглые столы, посвященные традиционному исполнительскому искусству, современным методам исследованиям традиционной музыки, а также наследию традиционной культуры в искусстве, образовании и науке. В них приняли участие известные исполнители национальной музыки и ученые Бекболат Тлеухан (Казахстан), Рамил Гайзуллин (Башкортостан), Константин Московичи (Молдавия), Кутманаалы Султанбеков (Кыргызстан), Абдиназар Поянов (Узбекистан), Саламат Аяпов (Каракалпакстан), Еркин Шукиманов (Казахстан), Улжан Бойбосынова (Казахстан), фольклорно-этнографический ансамбль «Сазген» и многие другие.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *