Низкая оплата учителей – основная проблема казахстанского образования
Фонд инновационного образования Qadam провел экспертный опрос 74 представителей системы образования и независимых отраслевых экспертов. Его главной целью было определение тех критериев, по которым можно оценить качество преподавания.
Как выяснилось, вопреки нашим ожиданиям, наши респонденты, которые в основной своей массе состояли из учителей и директоров школ, ниже всего оценили такой критерий, как своевременное прохождение курсов квалификации и переподготовки – 12%. Не так много значения придается и использованию в процессе обучения новых технологий и результатам ЕНТ – по 14% соответственно.
Но гораздо важнее оказались высокие результаты внеурочной деятельности учеников (олимпиады, научные конкурсы и др.) и наличие собственных методических разработок – 16 и 15% соответственно. Это говорит о том, что качественные критерии являются более важными по сравнению с количественными.
Анализ показателей качественной работы учителя подтвердил эти выводы.
№ | Показатели | Количество проголосовавших |
1 | Подготовленные победители и призеры предметных олимпиад школьников | 57,1 % |
2 | Работа по распространению собственного педагогического опыта (проведение мастер-классов, семинаров) | 57,1% |
3 | Творческие разработки учителя, используемые в практической деятельности (элективные курсы, инновационные и предметные проекты) | 57,1% |
4 | Использование информационно-коммуникационных технологий в практике работы | 50,7% |
5 | Высокие результаты обучающихся в научных конкурсах, наличие стипендиатов, обладателей грантов | 41,2% |
6 | Публикация собственных методических разработок (учебные пособия, статьи, методические рекомендации, монографии, диссертационные исследования) | 39,6% |
7 | Результаты Единого Национального Тестирования (далее ЕНТ) | 36,5% |
8 | Участие учителя в региональных и республиканских профессиональных конкурсах и научно-практических конференциях | 33,3% |
9 | Создание условий для социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и детей с девиантным поведением | 25,3% |
10 | Организация работы органов самоуправления и детских объединений учащихся | 23,8% |
11 | Наличие участвовавших и получивших дипломы за разработку социальных проектов, за участие в массовых мероприятиях социальной направленности | 22,2% |
12 | Итоги государственной (итоговой) аттестации | 22,2% |
13 | Наличие квалификационной категории | 20,6% |
14 | Наличие государственных и ведомственных наград | 15,8% |
Вполне ожидаемо, что большинство экспертов назвали крайне низкую оплату труда учителей основной проблемой казахстанских школ – 79%. Отсюда и второй фактор — нехватка квалифицированных педагогов – 68%. И третий аспект, указывающий на проблему менеджмента в образовании — бумажная волокита – 60%. Нужно сказать, что все эти три проблемы были подтверждены и на фокус-группах, которые проводились в ходе исследования. А ведь экономическая стоимость решения этих трех проблем не столь уж и высока и, скорее связана с проблемой управления. Впрочем, надо отметить, что все перечисленные вопросы имеют только одно решение – эффективный менеджмент. Отсюда и переполненность школ, и низкое качество, и нехватка учебников.
Возможно, именно поэтому проблема трехъязычия пока не имеет пока той остроты, которую ей уделяют социальные сети. Несколько преувеличенной оказалась и проблема поборов в школах.
Тем не менее, основным источником информации для респондентов ожидаемо оказался интернет – 78%. Более скромную долю занимает профессиональная среда и профессиональная литература – 54 и 51% соответственно. А вот степень удовлетворенности полученной информации оказалась не так уж и высока – 43%.
Видимо, поэтому среди предложений опрошенных были такие пожелания, как количественные и качественные показатели школ в разрезе — регионов, городов и сел, образовательные программы в других странах. Очень многие отметили необходимость образовательной социальной платформы. Но практически каждого интересовали конкретные шаги по существенному увеличению статуса учителей.
Комментариев пока нет