Что хранят архивные материалы о Мустафе Чокае?
Поддержать

Что хранят архивные материалы о Мустафе Чокае?

Прошло более 70 лет, и имя, которое все это время ассоциировалось с «предательством» и «бегством из Родины», сейчас приобрело иное звучание: «патриотизм», «лидерство тюркского народа», «борца за свободу и демократию». Раскрыть правду о деятельности М.Чокая,  скрытую за «семью замками», помогли материалы зарубежных и отечественных архивов, над которыми работал коллектив международных ученых под руководством профессора К.Есмагамбетова в течение нескольких лет. 

Год назад отечественная историческая наука лишились одного из одаренных ученых, автора более 200 научных статей, 31 фундаментальных трудов. Последним весомым вкладом профессора Кушим Есмагамбетова в историческую науку послужил выпуск 12-томной антологии «Мустафа Чокай». Работа над ней велась свыше 10 лет международным авторским коллективом из числа ученых-историков Казахстана, России, Узбекистана, Турции, Японии и Франции. Копии подлинников большинства его работ были приобретены из архивов России, США, Франции, Турции, Грузии, Англии, Польши, Узбекистана. Большим подспорьем в работе над антологией стало приобретение в 2001 году электронной копии личного архива Чокая из Франции, где видный общественный и политический деятель прожил в эмиграции в течение 20 лет. 

Долгие годы советская историография преподносила его как предателя Родины, перебежчика и даже организатора печально знаменитого Туркестанского легиона, воевавшего на стороне гитлеровской Германии. Профессор Есмагамбетов К.Л. сумел призвать к переосмыслению деятельности Мустафы Чокая. Профессор не ставил перед собой цель дать оценку судьбе Шокая. Скорее, он собрал материал, который позволил переосмыслить устоявшиеся стереотипы вокруг деятельности М.Чокая и его сторонников. Введенные в научный оборот материалы дают возможность представить объективную картину той неизбежной действительности.

Одним из подтверждений тому служит открытие в Париже сквера и установление памятника в канун 120-летия Мустафы Чокая. Это можно назвать историческим событием, так как впервые в Европе в честь сына казахского народа установлен памятник.

Идея освобождения тюркских народов от гнета Временного правительства была жизненным кредо Мустафы Шокая. «Туркестанский союз» был хорошим плацдармом для дальнейшей борьбы с большевиками. В том же году создается «Кокандская автономия», которая вскоре потерпела разгром от рук большевиков. Это вынуждает М.Чокая покинуть страну в поисках единомышленников и продолжить борьбу с политикой самодержавия за пределами Родины.

Он вступает в общество «Дружбы народов Кавказа, Туркестана и Украины», заводит знакомства с общественными и политическими деятелями, публикуется в «Яш Туркестан», «Прометей», которые издавались на разных языках мира.

По архивным документам можно восстановить хронику  большевистского движения в 1916 г. в Туркестане. Мустафа утверждал, что характерная черта «восстания 1916 г.», «басмачества» заключалась в их общенациональном характере. Советская власть в свое время всяческими путями старалась внушить, что это событие было классовой борьбой в среде казахского народа. В этой связи, он отмечает: «…такие истинно-русские большевики, как Миклашевский, Евгений Федоров, Кузьмин, Меницкий, как ни старались, все же не могли обнаружить элементы классовой борьбы внутри самого туркестанского народа…».

Таким образом, восстание 1916 года имело ярко выраженный  национально-освободительный характер, вызванный недовольством  политикой советской власти. В VI томе «Мустафа Чокай» (2013 г.) есть прямые свидетельства о том, что русские переселенцы становились полноправными гражданами степей, где им отводились самые лучшие участки земли. Это вызывало у местных казахов недоверие и раздражение по отношению к политике Временного правительства. Население расценило это как гнет на своей собственной земле. Для того, чтобы ввести смуту внутри самого народа, власти пустили слух о взаимовыгодных отношениях русских переселенцев и русских рабочих с туркестанским декханом. Хотя на самом деле, данное убеждение не нашло должного подтверждения в источниках. Чрезмерное самоуправство большевиков вызвало гнев у казахов, а вот сам «переселенец» был всего лишь орудием большевистской политики.

Но, несмотря на это, Мустафа Чокай связал свою судьбу с русской дворянкой, которая целиком разделила его политические убеждения.

Деятельность сына казахской степи осуждалась в политических и общественных кругах того времени. Советская власть, манипулируя сознанием народа, присвоила ему «титул» предателя Родины. Обидно, но это мнение у нашего народа сохранилось по настоящее время.

Так что же его отличало от других деятелей казахской степи? К примеру, одним из отличительных обстоятельств был тот факт, что Мустафа Чокай представлял на Западе туркестанское правительство в эмиграции. Это давало ему колоссальную возможность делать анализ исторического опыта народов Туркестана в составе Российской империи.  Также выпускаемый журнал «Яш Туркестан», спонсируемый правительством Польши и лично маршалом Пилсудским позволял активно освещать ход строительства социализма в Туркестане, поскольку он был убежден в том, что Туркестан по-прежнему оставался сырьевым придатком империи, теперь уже советской. Особенно резко он критиковал культурное строительство. Он не мог не замечать активной русификации народов Казахстана, в первую очередь населения самого Туркестана.  Чокай – автор остроумного замечания о том, что политика большевиков была «редисочной», то есть «красная снаружи, белая внутри». По его мнению, задача интеллигенции должна была быть направлена на то, чтобы разбудить сознание тюркоязычных народов в отстаивании национальных интересов.

Галия Шотанова —  к.и.н., доцент кафедры языков и перевода
региона Ближнего Востока ФВ КазУМОиМЯ имени Абылай хана




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *