Вода как часть национальной безопасности
Поддержать

Вода как часть национальной безопасности

Тридцать процентов населения нашей планеты живет в зоне водного дефицита. Что касается Казахстана, то на разных «водных» картах республика выглядит белым пятном. Потому что нет четких данных о том, как используют в Казахстане воду в сельском хозяйстве, в промышленности, в быту.


22 марта прошел очередной Всемирный день водных ресурсов. В Казахстане его отметили мероприятием, которое было организовано Кластерным Бюро ЮНЕСКО в сотрудничестве с Центрально-Азиатской региональной сетью по повышению потенциала в сфере водных ресурсов CAR@WAN.

Здесь был представлен Всемирный доклад ООН о состоянии водных ресурсов за 2018 год: «Природные решения проблем управления водными ресурсами». Свои доклады подготовили и казахстанские эксперты по вопросам управления водными ресурсами.

Как подчеркнул один из отечественных экспертов, ежегодный документ ООН важен для Казахстана ввиду «деградации всей водной системы». Собственно, о деградации водной системы можно говорить применительно ко всему региону ЦА.

Председатель Национального комитета Международной гидрологической программы ЮНЕСКО в Алматы Ахметкал Медеу говорит, что население Центральной Азии растет стремительно. Если сегодня здесь проживает 100-120 миллионов человек, то уже в 2025 году прогнозируют цифру – 170 миллионов жителей.

Только в соседнем Узбекистане население вырастет до 50 миллионов человек, в Казахстане – до 20 миллионов человек. С учетом этих вызовов, по словам Ахметкала Медеу, в Астане недавно был создан Международный центр оценки вод при Институте географии, который курируют в Европе.   

Доклад ООН презентовала Кристинэ Товмасян, руководитель отдела естественных наук, Кластерное бюро ЮНЕСКО в Алматы. Документ этот – результат совместной работы 31 подразделения Организации Объединенных Наций и международных партнеров, которые составляют механизм ООН-Водные ресурсы.

Всемирная программа оценки водных ресурсов выступает за «естественные» или природные решения в целях улучшения водоснабжения и качества питьевой воды, смягчения последствий стихийных бедствий.  

Проще говоря, надо перестать, к примеру, обносить реки бетонными дамбами, а дать возможность природе самой регулировать ситуацию. Природа мудра и может все сама устроить. В той же Европе стараются не вмешиваться активно в естественные процессы.

К чему приводит попытка людей управлять водными ресурсами, в который раз говорит история Арала. По словам исполнительного директора Международного фонда спасения Арала Кайни Стамкуловой, до 1968 года Арал по размерам был почти как озеро Виктория в Африке – 68 тыс. квадратных километров. После известной экологической катастрофы Арал стал меньше в 10 раз!

Вместе с тем, по словам Стамкуловой, строительство в 2005 году Кокаральской плотины на Арале принесло свои плоды. Восстановилась экосистема, уровень воды поднялся на 4 метра. Экологический мониторинг, проведенный с помощью международных организаций, показал, что восстановилась флора и фауна региона.

Но никуда не испарились и проблемы. Так, с 2006 года в связи с повышением уровня воды в Малом Аральском море, вода через Кокаральскую плотину сбрасывается в Большой Арал. Вместе с водой в весенний период в проток скатывается и рыба, в основном сазан. Рыба не может преодолеть плотину, и скапливается внизу.

Эксперт считает, что необходимо изменить график сброса воды, производить его зимой и осенью. Кроме того, предлагает заменить примитивные рыбозащитные устройства плотины на электрические.

Другой аспект. Как видно из доклада Олжаса Атымбаева, сотрудника субрегионального офиса ООН-окружающая среда в Центральной Азии, в соседнем Китае 69% подземных вод заражены, что не может не сказываться на здоровье жителей нашего региона, и на общей политической ситуации.

Эксперт напомнил, что за последние 50 лет в мире произошло 502 водных конфликта, а 21 из них привел к военным действиям. В 1990 году Ирак был на грани войны с Турцией, потому что сократился сток воды с реки Ефрат. В 2002 году Израиль угрожал применить военную силу против Ливана, если тот построит плотины в верховьях Иордана. Таких примеров немало.

В прошлом году ООН представил доклад по сточным водам, в этом году речь шла о естественных водоемах, и их сохранении. В частности, в нынешнем докладе ООН говорится о том, из-за загрязнения водоемов планеты к 2050 году около пяти миллиардов человек будут проживать в регионах, которые плохо обеспечены водой.

Авторы доклада предлагают не ограничиваться строительством очистных сооружений и оросительных каналов, а использовать экологически чистые проекты для решения проблем управления водными ресурсами. Среди таких проектов – увеличение площади лесных насаждений, улучшение качества почвы и использование дождевой воды.

Такая практика уже доказала свою эффективность еще в 1986 году после сильнейшей засухи в Индии. Тогда были приняты меры по регенерации почвы и восстановлению лесов, в результате чего уровень подземных вод поднялся на несколько метров, а сельскохозяйственные угодья получили долгожданную влагу.

Исследования казахстанского Института географии показали, что водная безопасность – это состояние защищенности интересов общества. Таких как здоровье людей, среды обитания, производства, от водных угроз, способных приносить колоссальный ущерб.

По мнению наших ученых, водная безопасность нашей страны в условиях уязвимости «жидких» ресурсов – компонент национальной безопасности, в том числе, общественной, экономической и экологической безопасности.

Эксперты института географии считают, что водная безопасность сегодня рассматривается в стране как всего лишь показатель безопасности водохозяйственной деятельности. Это разнится с принятой международной трактовкой водной безопасности как характеристики межгосударственных водных отношений.

По прогнозам института, климатические и трансграничные гидрологические угрозы   в перспективе могут реально уменьшить ресурсы речного стока в целом по Казахстану к 2020 году до 81, 6 кубических километра в год, в том числе трансграничного – до 33,2, местного – до 48,3 кубических километра в год, а к 2030 году, соответственно: 72,4, 22,2 и 50,2 в год.

Под удар попадают трансграничные стоки Арало-Сырдарьинская, Каспийская, Шу-Таласская. Эти прогнозы необходимо учитывать в стратегии водной безопасности Казахстана. Также, как стоит учитывать межгосударственное вододеление в трансграничных бассейнах на границе с соседними государствами – Китаем, Узбекистаном. Трансказахстанский канал должен быть в числе стратегических приоритетов устойчивого развития страны.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *