Крайний – всегда машинист
Поддержать

Крайний – всегда машинист

Несмотря на грозный дух праздника, информационная пятидневка не обещала быть безоблачной. В кратком обзоре: крушение пассажирского поезда Астана-Алматы, тенге шалит, но это ерунда, налог для богатых – слишком роскошь, Токаев запустил «политический процесс», страна враз приросла Туркестанской областью и прочие «мелочи жизни».

В минувшее воскресенье днем пришла печальная и тревожная новость. В Жамбылской области в Шуском районе сошел с рельсов пассажирский поезд Астана-Алматы. Погиб 12-летний Алексей Мальнев, который ехал с родителями на отдых. Еще несколько человек получили травмы. Событие нетривиальное для Казахстана.

Восемь вагонов поезда сошли с рельсов, а причина пока не установлена. По словам министра по инвестициям и развитию Жениса Касымбека, «расследование требует определенных сроков», а «комиссия определит правильность или неправильность действий машиниста». Ленты, к слову, писали, что задержан и допрошен машинист. Правда, генпрокуратура тут же опровергла информацию журналистов.

«Сегодня различными информационными агентствами опубликованы недостоверные сведения о задержании полицией машиниста, управлявшего локомотивом пассажирского поезда сообщением «Астана-Алматы». Официально сообщаем, что в настоящее время по данному факту проводится досудебное расследование, в ходе которого задержания не производились», – заявили прокуроры. К машинистам мы еще вернемся…

Тем временем, власть жила своими буднями и тяготами. Например, министр национальной экономики отчитался перед населением и заодно порадовал особо состоятельных соотечественников. В этом году Сулейменов и коллеги по кабинету точно не станут повышать общие надои за счет дополнительной дойки богатых.

«Что касается налога на богатство – тоже такое расхожее название, по-разному его, наверное, можно понимать. На мой взгляд, объекты налогообложения, такие как земля, имущество и автотранспорт, гораздо более легко администрируются, то есть это все есть в государственных кадастрах, реестрах, регистрах и все это зарегулировано либо в министерстве юстиции, либо в МВД. И налог на богатство нужно изымать не с зарплаты, а где-то в сторону объектов, которые более легко администрируются. Пока мы только смотрим международный опыт и стараемся приложить его к нашим реалиям, каких-то конкретных изменений по этим вопросам в этом году мы не планируем», – дал исчерпывающий ответ на давний, высокий общественный запрос министр.

Это не должно кого-либо искренне изумлять, ведь президент уже сказал, что «экономика позволяет» не слишком пристально заглядывать в финансовые закрома отечественных миллионеров и миллиардеров.

Экономика Казахстана – наука действительно занимательная и темная. За месяц тенге схуднул на 11 пунктов по отношению к доллару, но ведущие менеджеры государственной монетарной политики не видят в этом признаков надвигающейся дистрофии. Понятное дело, тенгедержатели дружно и невпопад заговорили о «девальвации», а председатель Нацбанка Акишев параллельно вносил некоторую ясность в полные тумана головы депутатов сената:

«С 2015 года в Казахстане действует свободно плавающий режим обменного курса. Это означает, что Национальный банк не вмешивается на валютных торгах и курс формируется исключительно на основе спроса и предложения. Происходящее сейчас, мы считаем, это элемент на всех нестабильно развивающихся рынках. То есть, во всем мире все развивающиеся валюты, к сожалению, ослабляются против доллара США», – констатировал Акишев.

Комбинация, которая привела к ослаблению курса, по словам главы НБ РК, состоит из двух немудренных вещей – «два события в одной точке сошлись: ослабление всех развивающихся рынков и сезонный фактор». Непонятливым пора понять, что каждый год летом люди бегут покупать доллары, даже если уже особо не на что.

Поэтому «для тех, у кого нет затрат в инвалюте, я бы рекомендовал сейчас не осуществлять операции на валютном рынке. Потому что и в прошлом году такая же ситуация происходила летом, там, если вы помните, курс тенге так же ослабел до значения больше 340 тенге за доллар, но потом он укрепился до 320 тенге за доллар», – поделился накопленным опытом Акишев.

Больше ничего занимательного в малооблачном парламенте не происходило. Если не брать во внимание то, как нижняя палата парламента мучительно недолго размышляла над вечным казахским вопросом: «Можно ли уже доверить источнику нашей власти выборы хоть кого-нибудь?». Итогом этих «проклятых вопросов» стало внесение изменений «в некоторые конституционные законы» по просьбе старших товарищей из сената.

Министр юстиции Марат Бекетаев говорил: «По предложению сенаторов принято решение – те поправки, которые предлагал разработчик о прямых выборах акимов поселков, аулов, сейчас пока не применять и эти изменения не вносить. Работу мы проводили совместно. Обсуждали эти все положения совместно, сенаторы нас убедили. Мы согласны». Если с этим согласилось правительство, то куда бедному депутату деваться? В общем, либерализацию опять положили на чью-то верхнюю руководящую полочку. Там видно будет. Как говорится, если что, исторически крайний – всегда машинист поезда.

На блеклом фоне своих коллег по парламентскому общежитию настоящий «не киндер», но все-таки «сюрприз» преподнес председатель сената Касым-Жомарт Токаев. Нет смысла подробно рассказывать про его интервью BBC, равно как и, по словам Токаева, «драматизировать» содержание. Должно же быть хоть какое-то личное мнение у второго лица государства, даже если он с ним сегодня уже категорически не согласен?! 

Вот не менее обычно молчаливому министру иностранных дел Кайрату Абдрахманову интервью программе HARDtalk понравилось. «Председатель сената Касым-Жомарт Токаев в интервью программе HARDtalk на BBC выступил очень профессионально и грамотно. Оно исключительно важно с точки зрения продвижения международных позиций Казахстана и разъяснения нашей внутренней политики. Я рекомендую всем прочитать перевод полного текста интервью на сайте сената парламента», – говорит за главу МИД его пресс-служба.

МИД официально думает, что это было чрезвычайно заковыристое интервью. «Быть может, самое сложное из когда-либо данных столь высоким официальным лицом в Казахстане. Оно демонстрирует новый этап в казахстанской демократии, которая требует готовности отвечать на самые сложные вопросы. На то и название программы HARDtalk – «Жесткий разговор», – как бы вслух и прямо говорит Абдрахманов. – Нашей стране нечего скрывать. Это и было отражено в интервью как представителей власти, так и ее критиков. Все это свидетельствует о том, что Казахстан – зрелое государство, здесь есть политическая культура, плюрализм мнений, свобода слова».

Хорошо написал, но тогда почему бы министру при такой чрезмерной политической культуре и вакханалии гласности не выйти на пресс-конференцию и не сообщить хотя бы то же самое? Заодно, может быть, рассказал бы: пойдет ли, по его мнению, Назарбаев на выборы в 2020 году или же устал неизменно грести и рулить общей галерой стабильности?

А так постфактум, похоже, что интервью спикера сената, на самом деле, стало самым объективным показателем «политической культуры» и самостоятельности казахстанского истеблишмента, наиболее яркие представители которого давным-давно без ссылки на главного машиниста страны ни одну речь произнести не в состоянии…

Кстати, по поводу особенностей транзита власти, модернизации и всякого обновления. На этой неделе Акорда оповестила страну и мир о том, что Туркестан стал областным центром Туркестанской области, а Шымкент – городом республиканского значения.

«Областным центром становится город Туркестан, который на протяжении веков был сердцем политической и духовной жизни Казахского ханства и всего тюркского мира» – сказал по такому со всех сторон значительному случаю президент Казахстана. Другими же словами, новая область по факту – это все та же прежняя, публично хулимая недавно Назарбаевым ЮКО. Даже руководители прежние: Жансеит Туймебаев назначен акимом переименованной области, а акимом города Шымкента стал все тот же Габидулла Абдрахимов.

И как тут не согласиться с Касым-Жомартом Кемелевичем, который после отъезда британцев вполне искренне объяснился с местными журналистами: «Елбасы сам примет решение… Мы же должны иметь в виду все варианты».




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *