Идеология или системный подход?
Выбор университета больше не является выбором, сделанным на всю жизнь, кредитная система многих ВУЗов позволяет сменить специальность, направление, в зависимости от интересов студента с течением времени. Более того, технологии открыли доступ ко многим программам мира, сделав образование, к примеру, MIT доступным даже жителям села Жаксылык Жамбылской области. В таких условиях подход к выбору университета значительно изменился, стал более прикладным. Итак, как же выбрать университет так, чтобы об этом не пожалеть?
Считается, что пропорция 1 ВУЗ на 1 млн человек идеальная для эффективного развития страны. В Казахстане количество ВУЗов на 1 млн населения почти в 8 раз больше необходимого, и при этом наука все еще находится в серьезном отрыве от бизнеса и не обеспечивает страну необходимыми инновациями. Это значит, что качество образования оставляет желать лучшего, и главный риск платного образования — отдать деньги за то, что не приведет студента к конечной цели — найти работу мечты с точки зрения призвания и дохода.
Еще в 1990 году Генри Эцковиц описал концепцию «тройной спирали» отношений между университетом, промышленностью и правительством. Эти три звена, считает ученый, только в тесном сотрудничестве создают успешный переход от доминирующей отраслевой экономики к более диверсифицированной. Поэтому, мы сегодня рассмотрим выбор университета с точки зрения его дальнейшей применяемости. На какие пункты надо обращать пристальное внимание, при выборе ВУЗа?
Рейтинг специальности важнее рейтинга ВУЗа
Этот мировой тренд стал актуален и в Казахстане. Движение педагогического состава между ВУЗами, создало условия, когда университеты фокусируются на определенных специальностях больше, чем на других. Таким образом, к примеру небольшой региональный ВУЗ может подготовить горняка или нефтяника лучше, чем многопрофильный ВУЗ с многолетней историей. Независимое казахстанское агентство по обеспечению качества в образовании составило рейтинг ВУЗов, где определены лучшие вузы по сферам деятельности и по каждой образовательной программе.
Материально-техническая база
Любая специальность сегодня требует не только теоретических знаний, но и практики. Поэтому важно узнать заранее есть ли в ВУЗе мастерские, профессиональное оборудование, лаборатории, тренажеры — места, где студенты смогут практиковать теоретические знания. Их должно быть в достаточном количестве для всего потока студентов.
Учебные материалы, книги, подписки на журналы, по-прежнему имеют значение, но не первостепенное, как раньше. Большинство новых книг, учебников и обучающих материалов сегодня доступны онлайн. Кроме того, многие печатные книги и учебники устаревают к тому моменту, когда попадают в библиотеку, поэтому сегодня важнее наличие в библиотеке мощного WiFi, компьютеров, сканеров, онлайн подписок и личного онлайн кабинета.
Местонахождение ВУЗа имеет значение
Алматы и Астана остаются лидерами по количеству ВУЗов, но по уровню подготовки определенных специальностей две столицы сдают свои позиции. Технические специальности лучше изучать в городах, где есть производства, относящиеся к данной специальности. К примеру, Рудненский индустриальный институт готовит лучших горняков, а Атырауский институт нефти и газа обеспечивает регион хорошо подготовленными нефтяниками. Причина в том, что в регионах ВУЗы постоянно сотрудничают с реальным производством, приглашают действующих профессионалов на мастер-классы, а также совместно контролируют обновление материально-технической базы, так как и производственники и ВУЗ заинтересованы в том, чтобы получить на выходе хорошего профессионала. Столичным ВУЗам тоже работают в этом направлении, в таких городах налажен потом студентов сразу на предприятия, а также хорошо отработанная система организации практики студентов на предприятиях.
Дуальное обучение
Дуальное обучение, это когда 50% времени студент работает на предприятии, а вторые 50% в классе за партой. Крупнейшие промышленные и производственные предприятия часто спонсируют обучение лучших студентов по программам дуального обучения в Казахстане. К завершению ВУЗа, студент обладает практическими знаниями, теоретической базой и уже прекрасно знаком с корпоративной культурой компании, поэтому плавно переходит из выпускника в профессионала. Надо отметить, что в регионах дуальное обучение более популярно.
Наличие программ по международному обмену студентами
Аккредитация международными ВУЗами и корреляция программ обучения — знак того, что ВУЗ соответствует международным стандартам. Чаще всего такие ВУЗы предлагают двудипломное образование.
Количество грантов
Большое число грантов в ВУЗе показывает высокую концентрацию талантливых студентов. Этот показатель важен скорее для нетворкинга и построения успешных отношений с будущими коллегами.
Содействие в трудоустройстве
Главная цель получения высшего образования, найти работу, которая будет приносить и удовольствие, и деньги. И здесь очень важно предусмотреть содействует ли ВУЗ в трудоустройстве выпускников. При ВУЗах сегодня созданы центры содействия трудоустройству, которые ежегодно приглашают профессионалов отрасли провести скрининг студентов, и определить насколько знания студентов релевантны требованиям производства. Если скрининг показывает плохие результаты, ВУЗ должен принять меры и адаптировать программу требованиям рынка.
Наличие дистанционных курсов
Нынешнее цифровое поколение прекрасно понимает, что, к примеру, видеомонтаж или графический дизайн лучше изучать на практике, а также по видео-урокам на Youtube и Lynda.com. ВУЗы, предлагающие часть курсов дистанционно, отвечают требованиям времени и экономят время и деньги студентов.
Стоимость обучения. Окупаемость вложений.
Помимо того, что высшее образование расширяет кругозор и возможности трудоустройства, диплом — это, в первую очередь, вложения, которые должны окупиться. К примеру, если выпускник КБТУ, отдавший более 6 млн. тенге за обучение найдет работу с заработной платой 120 тыс. тенге, то окупаемость его вложений наступит не ранее чем через 10 лет. При этом, обновлять свои знания выпускнику придется примерно через 5-8 лет (считается, что это средний период, за который знания устаревают, затем нужны дополнительные курсы, мастерклассы и т.п).
Недавнее исследование НПП РК “Атамекен” показало, что существует серьезный разрыв между доходами выпускников в зависимости от специальности и ВУЗа. Задача исследования была определить насколько выпускники отвечают потребностям рынка, аналитики измерили уровень трудоустройства и средние заработные платы выпускников. Мы выбрали наиболее востребованные специальности с самыми высокими заработными платами, и узнали стоимость обучения по этим программам. Таким образом, каждый желающий сможет легко определить окупаемость вложений в образование и сделать рациональный выбор.
Вычислительная техника и программное обеспечение |
Цена, тг. 2018-2019 уч.год |
Стоимость обучения |
Средняя зарплата, мес.НПП РК»Атамекен» |
Средняя зарплата, год |
КБТУ |
1 300 000 |
6 200 000 |
375 577 |
4 506 924 |
Казахский агротехнический университет имени С.Сейфуллина |
400 000 |
1 600 000 |
113 889 |
1 366 668 |
Евразийский Национальный университет им.Л.Н.Гумилева |
880 000 |
3 520 000 |
102 520 |
1 230 240 |
Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза |
345 000 |
1 380 000 |
139 273 |
1 671 276 |
Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет |
290 000 |
1 160 000 |
112 819 |
1 353 828 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Геодезия и картография |
Цена, тг. 2018-2019 уч.год |
Стоимость обучения |
Средняя зарплата, мес.НПП РК»Атамекен» |
Средняя зарплата, год |
Казахский агротехнический университет имени С.Сейфуллина |
350000 |
1400000 |
116463 |
1397556 |
Атырауский институт нефти и газа |
390000 |
1560000 |
135583 |
1626996 |
Казахский национальный университет им.аль-Фараби |
974000 |
3896000 |
100234 |
1202808 |
Восточно-Казахстанский государственный технический университет имени Д. Серикбаева |
346000 |
1384000 |
91021 |
1092252 |
Карагандинский государственный технический университет |
346000 |
1384000 |
94287 |
1131444 |
|
|
|
|
|
Горное дело |
Цена, тг. 2018-2019 уч.год |
Стоимость обучения |
Средняя зарплата, мес.НПП РК»Атамекен» |
Средняя зарплата, год |
Рудненский индустриальный институт |
360000 |
1440000 |
387623 |
4651476 |
Актюбинский университет имени С.Баишева |
230000 |
920000 |
213395 |
2560740 |
Жезказганский университет имени О.А. Байконурова |
300000 |
1200000 |
334723 |
4016676 |
Восточно-казахстанский государственный технический университет имени Д. Серикбаева |
346000 |
1384000 |
151985 |
1823820 |
Карагандинский государственный технический университет |
346000 |
1384000 |
126599 |
1519188 |
|
|
|
|
|
Нефтегазовое дело |
Цена, тг. 2018-2019 уч.год |
Стоимость обучения |
Средняя зарплата, мес.НПП РК»Атамекен» |
Средняя зарплата, год |
Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет |
200000 |
800000 |
966814 |
11601768 |
КБТУ |
1300000 |
6200000 |
436373 |
5236476 |
Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова |
347000 |
1440050 |
77610 |
931320 |
Атырауский институт нефти и газа |
390000 |
1560000 |
305321 |
3663852 |
Казахский Национальный Исследовательский Университет имени Сатпаева |
635800 |
2543200 |
127198 |
1526376 |
|
|
|
|
|
Транспорт, транспортная техника и технологии |
Цена, тг. 2018-2019 уч.год |
Стоимость обучения |
Средняя зарплата, мес.НПП РК»Атамекен» |
Средняя зарплата, год |
Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет |
180000 |
720000 |
1299442 |
15593304 |
Рудненский индустриальный институт |
360000 |
1440000 |
301114 |
3613368 |
Жезказганский университет имени О.А.Байконурова |
300000 |
1200000 |
224683 |
2696196 |
Каспийский государственный университет технологий и инжиниринга имени Ш Есенова |
346000 |
1384000 |
497754 |
5973048 |
Екибастузский инженерно-технический институт имени академика К.Сатпаева |
346600 |
1386400 |
148760 |
1785120 |
|
|
|
|
|
Электроэнергетика |
Цена, тг. 2018-2019 уч.год |
Стоимость обучения |
Средняя зарплата, мес.НПП РК»Атамекен» |
Средняя зарплата, год |
Западно Казахстанский инновационно-технологический университет |
200000 |
800000 |
466406 |
5596872 |
СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАНАША КОЗЫБАЕВА |
300000 |
1200000 |
199030 |
2388360 |
Карагандинский Государственный Индустриальный Университет |
400000 |
1600000 |
163834 |
1966008 |
Жезказганский университет имени О.А.Байконурова |
300000 |
1200000 |
170371 |
2044452 |
Рудненский индустриальный институт |
360000 |
1440000 |
322136 |
3865632 |
Выбор зарубежного ВУЗа
Высшая школа экономики КАЗГЮУ недавно провела анкетирование среди 1400 выпускников школ в 14 городах Казахстана. Выяснилось, что более 20% опрошенных намерены получать образование за рубежом. Самые популярные направления Россия и Китай, причем не только из-за близости, но и благодаря доступности грантов и приемлемой цене.
По данным ЦМП Болашак, организации, которая отправляет стипендиатов в ТОП 100 ВУЗов мира, средняя стоимость в лучших университетах выглядит так:
Страна |
Магистратура, 1 год, тенге |
Южная Корея |
538 965 |
Франция (обучение на французском языке) |
585 619 |
Китай |
991 671 |
ФРГ (обучение на немецком языке) |
1 274 483 |
Россия |
1 327 470 |
Швеция |
2 770 950 |
Япония |
3 571 200 |
Австрия |
4 359 410 |
Канада |
6 093 051 |
Нидерланды |
7 054 318 |
Ирландия |
7 252 473 |
Сингапур |
7 376 490 |
Великобритания |
8 885 213 |
Австралия |
9 969 891 |
США |
14 804 243 |
Швейцария |
20 917 431 |
При выборе зарубежного ВУЗа, в первую очередь необходимо смотреть не на рейтинг ВУЗов, а на рейтинг университетов по выбранной специальности. Каждый университет славится определенной школой, и благодаря правильному выбору можно найти недорогой университет, где-нибудь в центральной части США, с самой лучшей школой по нужной специальности и очень приемлемой цене.
Внимательно рассмотрите требования к визам в стране, на которую пал ваш выбор, и может ли университет предоставить визовую поддержку. Если вы работаете, то заочные и дистанционные программы будут для вас оптимальным решением, но обучаясь “галопом по Европам” вы рискуете так и не понять и не впитать культуру страны пребывания. Чаще всего, это не является приоритетом.
Содействие в трудоустройстве предлагают почти все международные ВУЗы, но они, как правило, фокусируются на местных выпускниках; иностранные студенты их интересуют меньше, но если настойчиво обращаться к координатору по трудоустройству, эту проблему можно решить. И еще, поговорите со студентами, которые
Комментариев пока нет