Украинские депутаты поддержали курс на ЕС и НАТО
Казахстан продолжает расширение контртеррористического сотрудничества с Соединенными Штатами, особенно в борьбе с насильственным экстремизмом, — утверждается в традиционном ежегодном отчете Государственного департамента США о противостоянии терроризму.
В отчете за 2017 год отмечается, что в Казахстане могло произойти как минимум 17 терактов, которые силы безопасности смогли предотвратить, что показывает высокую эффективность антитеррористических мер. Однако излишние ограничения часто оправдываются противостоянию экстремизму, что не всегда соответствует действительности и оправданно реальными угрозами.
Правительство давно опасается потенциального возвращения иностранных террористов из Ирака и Сирии, но два внутренних нападения в 2016 году переориентировали внимание на местных террористов.
Эксперты отмечают, что подход правительства к «противодействию радикализму» может привести к тому, что у него не будет возможностей проанализировать факторы, обуславливающим и другие признаки роста экстремизма.
Госдеп отмечает, что Казахстан усилил ограничения свободы религии в целях борьбы с экстремизмом, однако это может иметь обратный эффект, когда вследствие отсутствия диалога мусульманской общины и светских властей начнется радикализация религиозных групп.
Государственный департамент признает, что Казахстан имеет всеобъемлющую антитеррористическую правовую базу. Гражданам запрещено участвовать в иностранных войнах. Правительство принимает двухсторонний подход к немногим возвращающимся бойцам ИГИЛ, применяя реабилитацию для тех, кто не был задействован в серьезных преступлениях, арестовывая и преследуя остальных.
11 июля президент подписал закон, который позволяет правительству лишать казахстанцев гражданства, если они будут осуждены за ряд «тяжких преступлений терроризм и экстремизма», а также за другие расплывчатые преступления, такие как нанесение «серьезного вреда жизненно важным интересам» государства.
Госдеп считает, что правоохранительные органы Казахстана продемонстрировали сильную способность обнаруживать, сдерживать и реагировать на террористические инциденты. Контртеррористический план правительства позволил расширить межведомственное сотрудничество, координацию и обмен информацией. В МВД действует четыре специальных контртеррористических отряда, еще один в Комитете национальной безопасности (КНБ), главном агентстве по безопасности и разведке. До и во время EXPO 2017 в Астане службы безопасности укрепили ресурсы и свои возможности, отмечается в отчете.
Служба пограничной охраны Казахстана , входящая в состав КНБ, использует специализированное оборудование для паспортного контроля, позволяющее офицерам проверять наличие мошеннических документов.
Сотрудники службы получают подготовку по профилированию рисков со стороны Государственного департамента США для выявления торговцев людьми и террористов, а также проходят обучение со стороны подразделений К9 для проведения контртеррористических операций.
В последние годы Казахстан укрепил безопасность на своей южной границе, добавив радиолокационные системы, инспекционное оборудование и транспортные средства, а также специализированные мобильные инспекционные группы. Правительство активно работало над тем, чтобы предотвратить выход казахстанцев за границу в Сирию и Ирак в соответствии с резолюцией 2178 (2014) Совета Безопасности ООН. В октябре КНБ объявил, что в 2017 году казахстанцы не выезжали в зоны конфликта.
Суды выдвигали многочисленные приговоры за пропаганду «экстремизма» и терроризма, а также вербовку и замышление террористических актов, хотя некоторые из них были со слабой доказательной базой.
Заместитель председателя КНБ Нургали Билисбеков объявил, что службы безопасности предотвратили 11 террористических актов в 2017 году, хотя позднее он уточнил, что это число включает в себя участки для поездок в зоны конфликта.
Хотя правительство не публикует ежегодные статистические данные об арестах, связанных с контртерроризмом, источники средств массовой информации регулярно сообщают о росте показателя. Например, в сообщениях прессы указывалось, что в ноябре КНБ арестовал четырех человек, утверждая, что они имели оружие и занимались пропагандой ИГИЛ.
Однако некоторые случаи, которые правительство определило как «экстремизм», не были связаны с терроризмом, например, шестилетний тюремный срок, вынесенный алматинскому мужчине, обвиняемому только в том, что на его сотовом телефоне хвалят на арабском языке песни.
Казахстан относится к Евразийской группе по борьбе с отмыванием денег и финансированию терроризма, региональному органу, действующему в рамках целевой группы по финансовым мероприятиям. Правительство криминализирует финансирование терроризма в соответствии с международными стандартами, замораживает и конфискует известные террористические активы без промедления.
Правительство контролирует и регулирует передачу денежных средств и других денежных переводов и требует сбора данных для банковских переводов. Кроме того, власти регулярно распространяют названия организаций, находящихся под санкциями Совета Безопасности ООН и групп Аль-Каиды среди местных финансовых учреждений.
В Генеральной прокуратуре сообщили, что девять судебных дел по финансированию терроризма были переданы в суды, однако информация об осужденных отсутствует.
Нерегулируемый финансовый сектор Казахстана относительно невелик.
Казахстан по-прежнему реализует пятилетнюю государственную программу борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом, которая была принята в 2013 году. Эта программа не является эквивалентом американской стратегии CVE, и эта программа в значительной степени зависит от правительства, Духовного управления мусульман в Казахстане, чтобы продвигать то, что власти называет «традиционным исламом».
Инициатива правительства направлена на предотвращение «радикализации» с усилиями по просвещению и предоставлению альтернатив молодежи через социальные программы и экономические возможности. Отсутствуют инициативы по созданию верховенства права, и правительство приняло меры по ограничению пространства для независимых групп гражданского общества, однако финансирует несколько неправительственных организаций, ориентированных на CVE.
Религиозные эксперты из Комитета по делам религий напрямую обращаются к представителям из группы риска. Правительство продолжает работу по реабилитации и реинтеграции лиц, осужденных за преступления, связанные с экстремизмом, под прицел попадают и их родственники.
Правительство сосредоточило свои усилия на профилактике задержания и преследования рекрутеров и прозелитистов, большинство осужденных рекрутеров были помещены в колонии общего режима на срок от трех до шести лет.
Цензура онлайн контента часто мотивируется желанием сократить передачу «эксремистских сообщений», однако часто под нее попадают и просто критические замечания в адрес правительства.
Религиозные лидеры стали обращаться к молодежи через официальные сайты, такие как E-Islam. Правительственные религиозные эксперты создали группы в социальных сетях, таких как Facebook и ВКонтакте, где они размещают информацию и отвечают на вопросы пользователей о «религиозном экстремизме». Сотрудники Комитета по делам религий организовали подготовку местных имамов.
Казахстан участвует в контртеррористической деятельности в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, которая создала совместную целевую группу для предотвращения распространения террористических и экстремистских идей в Интернете. Казахстан является членом Центра по борьбе с терроризмом Сообщества независимых государств, в котором размещен банк данных о запрещенных террористических и экстремистских организациях, доступный правоохранительным органам и органам финансовой разведки государств-членов. Генпрокуратура и Комитет по делам религий сотрудничали с ОБСЕ в борьбе с экстремизмом и терроризмом. В декабре Казахстан выступил соавтором резолюции 2396 Совета Безопасности ООН о возвращении и передислокации иностранных террористов.
Комментариев пока нет