“Жаңа Қазақстан” жауап береді
Недавно мир облетела новость о том, что в Италии ввели базовый доход, то есть раздачу ежемесячного пособия в размере 780 евро для малоимущих. Это сделано, чтобы повысить уровень «общественного счастья». Оказывается, в мире существуют не только государства, где чиновников хватают за совершенные ими убийства в стенах Сената, а и такие, где задумываются — а что бы еще сделать для общественного счастья?
Стоит отметить, что еще в 2016 году Нурсултан Назарбаев призвал изучить возможность внедрения безусловного базового дохода. Тогда минтруда сообщило, что предварительный анализ показал, что в нынешних экономических условиях это нововведение приведет к дополнительным социальным обязательствам государства и будет способствовать возникновению иждивенческих настроений в обществе. Казахстанское государство, в отличие от итальянского, безусловно, не могло допустить, чтобы в стране появились «халявщики», поэтому все разговоры о базовом доходе быстро сошли на нет.
Недавно министр труда и социальной защиты населения Мадина Абылкасымова сообщила, что уровень бедности в Казахстане сократился с 34,6% в 1996 году до 4,7% в 2018 году. Но опять же – что значит уровень бедности в Казахстане? За порогом абсолютной бедности в Казахстане, в оценке, принятой Всемирным банком, сейчас проживает примерно 1,9 млн человек. Кстати, в Италии бедными считаются люди, чьи доходы не превышают 560 евро, для казахстанцев же это — хороший заработок для людей с образованием. Для среднего класса. Получается, наш средний класс — это все равно что бедняки в Европе. Примечательно, что, помимо введения базового дохода, итальянцам снизили пенсионный возраст, чтобы у них было больше времени в «золотой период» на путешествия и отдых. Стоит отметить, что порог бедности в небольшом городе на юге Италии начинается примерно с 560 евро, в крупных центрах севера этот показатель равен примерно 820 евро. Италия уже выделила на программу по обеспечению населения базовым доходом только в этом году 7 млрд евро. Согласно данным национального института статистики, за чертой бедности в Италии живут 5 млн человек. При этом безусловный доход в 780 евро – это практически недостижимый уровень зарплаты в Казахстане, а итальянцам будут платить эти деньги просто для того, чтобы они были счастливы.
А доживет ли Казахстан когда-нибудь до того, что власть имущие задумаются не о покупке дорогой квартиры в центре Парижа (в то время как их соотечественники в прямом смысле этого слова сгорают во времянках), а до понимания необходимости «общественного счастья»? Судя по новой генерации чиновников, таких, как Мадина Абылкасымова, до этого еще далеко. Ее недавние заявления о том, что повышение пособия для многодетных семей на 700 тенге (2 доллара) – это огромная поддержка, вдохновили сограждан на различного рода мемы в интернете. По словам мадам министра, в мире подобных пособий нет, что, является, безусловно, дезинформацией, Даже тот же базовый доход в Италии — это сочетание пособия для неимущих по безработице и выплат для неимущих. Размер господдержки будет зависеть от количества человек в семье, в том числе детей. Вице-министр того же ведомства, которая «выдала», что работа в ночную смену — «личный выбор» родителей погибших в пожаре в Астане детей, также вряд ли задумывается об «общественном счастье».
Черствость и глухость чиновников – это также один из факторов, из-за которого Казахстану до базового дохода как до Луны. Но есть ли в принципе у Казахстана резервы раздавать гражданам по 780 евро, чтобы они были счастливы? Может ли государство хотя бы теоретически выплачивать базовый доход уже сейчас? Давайте посчитаем. В стране живет 18,4 млн человек, из них экономически активное население — 9 млн человек. В Италии проживает свыше 60 млн человек, из них экономически активное население — 27 млн. То есть, итальянскому государству гораздо сложнее обеспечить экономически активному населению базовый доход, чем Казахстану. Но Рим это сделал, а Астана — нет.
И это при том, что у Италии нет огромных запасов нефти, основу экономику составляет сельское хозяйство, промышленность, энергетика, транспорт и туризм. Итальянцы могут только мечтать о казахстанских запасах природных ресурсов, но это не помешало им создать стабильную растущую экономику. При этом Италия по уровню восприятия коррупции занимает 56 место в мире, в то время как Казахстан находится на одном уровне с Джибути, Непалом и Гондурасом. Стоит отметить, что первый общеевропейский опрос в апреле 2016 года показал, что 64% жителей Евросоюза поддержали бы введение безусловного основного дохода. 35% осведомлены о БОД, 23% говорят, что полностью понимают суть и задачи этой программы, четверть слышали о ней, 17% ничего не знают о БОД. И только 4% граждан после введения БОД откажутся работать. Наиболее убедительными преимуществами БОД люди считают то, что такие социальные выплаты «уменьшают тревогу о базовых финансовых потребностях» (40%) и помогают обеспечить людям равные возможности (31%).
Примечательно, что из Казахстана ежегодно нелегально выводится около $16,7 млрд. Об этом говорится в ежегодном исследовании Global Financial Integrity «Незаконный вывоз капитала из развивающихся стран». Казахстан занял 11-е место в рейтинге 148 развивающихся стран по незаконному вывозу капитала. Таким образом, за последние десять лет из страны вывезено около 170 млрд долларов. То есть ежегодно из Казахстана выводится почти в два раза больше денег, чем нужно итальянскому правительству, чтобы обеспечить гражданам базовый доход. Таким образом – на вопрос, может ли Казахстан обеспечить своим гражданам базовый доход, ответ напрашивается сам собой. Но на практике мы все понимаем, что этого не будет ни сегодня, ни скорее всего, через десять лет.
Есть замечательная книга американских экономистов Дарона Аджемоглу и Джеймса Робинсона, которая так и называется: «Почему одни страны богатые, а другие бедные». Проанализировав счастливые и несчастные страны, экономисты пришли к выводу, что все счастливые страны счастливы по-своему, а несчастные несчастливы одинаково. Авторы замечают, что процветание или упадок государств обусловлены, в первую очередь, характером их экономических и политических институтов.
Они утверждают, что экстрактивные экономические институты позволяют элитам — группам, контролирующим политическую власть в стране — управлять экономикой государства для собственной выгоды. Они препятствуют другим группам граждан извлекать для себя выгоду из участия в экономических отношениях. Экстрактивные институты допускают или устанавливают отчуждение собственности либо доходов в пользу узких групп.
Инклюзивные экономические институты позволяют участие если не всех, то большого числа граждан в экономических отношениях с возможностью получения прибыли. Неприкосновенность собственности гарантируется, отчуждение собственности либо доходов не допускается. Инклюзивные экономические институты поддерживаются инклюзивными политическими институтами, которые препятствуют узким группам граждан регулировать экономику государства в свою пользу.
Догадайтесь с трех раз – к какой группе стран относится Казахстан?
иллюстрации из открытых источников: inform.kz
Комментариев пока нет