Сытый голодного не разумеет
Английский политик XIX века Бенджамин Дизраэли писал: «Две нации, между которыми нет ни связи, ни сочувствия; которые так же не знают привычек, мыслей и чувств друг друга, как обитатели разных планет; которые по-разному воспитывают детей, питаются разной пищей, учат разным манерам; которые живут по разным законам… Богатые и бедные».
Проблема социального неравенства на протяжении всей человеческой истории никуда не исчезала и всегда оставалась головной болью для философов, государственных деятелей, экономистов и экспертов всех без исключения стран мира. Современного Казахстана она касается особенно. На фоне глобального финансового кризиса с одной стороны, а также специфических «внутренних» болезней самого казахстанского общества, с другой, она обострилась с новой силой, и несет прямые риски государству.
Расслоение людей по материальному достатку с момента обретения нашей страной независимости является одной из наиболее болезненных тем, хотя по Конституции Казахстан провозгласил себя социальным государством, главная цель которого – жизнь человека, его благополучие и достоинство. Да и с точки зрения общечеловеческой морали граждане платят налоги, доходы страны от экспорта сырья ежегодно растут, и в идеале на эти деньги государство обязано осуществлять справедливое распределение общественных благ. Однако распределение «плодов» этого развития происходит у нас крайне неравномерно. Приведем лишь некоторые диспропорции: в настоящее время 30 процентов казахстанцев не имеют собственного жилья, при этом 60 процентов экономически активного населения не могут позволить себе ипотеку. Вместе с тем, 95 процентов от объема банковских вкладов принадлежит лишь одному проценту населения. К тому же в Казахстане сейчас 42 процента невыплат по кредитам — первое место по СНГ.
Понятно, что каким бы сложным ни представлялось преодоление социального неравенства, оно, как и многие другие общественные проблемы, дойдя до определенной точки, может спровоцировать конфликты в обществе. Вроде бы, власти признают глубину назревающих вызовов. В качестве одного из последних методов выправления ситуации рассматривается введение налога на роскошь, то есть на элитную недвижимость и престижные автомобили. Но скепсис в отношении данного нововведение явно преобладает над надеждами, что оно существенно повлияет на снижение социального неравенства. Во-первых, едва ли нынешнее состояние законодательства и правоохранительных органов, их профессионализм и мотивация позволят достичь желаемого. Во-вторых, все прежние программы, так или иначе нацеленные на обеспечение социального равенства и справедливости, приводили к тому, что… богатые становились еще богаче, соответственно бедные — еще беднее. Достаточно отметить, что на сегодня зафиксирована 30-кратная разница между доходами самого богатого и самого бедного сословий в Казахстане. Для сравнения: в начале 1990-х этот показатель равнялся 1 к 3, в ныне развитых странах — 1 к 4. Наконец, в-третьих, возьмем критерий определения роскошности дома либо квартиры (ведь дьявол всегда кроется в деталях). И здесь выясняется, что таковой чиновниками предлагается установить в сумме от одного миллиона долларов и выше. Получается, владельцам хором ценой в 999 тысяч долларов можно спать спокойно. Да и потом, кто, а главное как будет определять рыночную стоимость этих объектов недвижимости?
Но, помимо профанации тех или иных, возможно, изначально благих намерений, существует другая неприглядная практика. Она заключается в попытках приукрасить действительность, выдавая желаемое за действительное. В частности, согласно официальным данным, средняя зарплата в Казахстане нынче составляет 130 тысяч тенге. Однако эта усредненная цифра вычисляется примерно по такому принципу: если у бомжа зарплата ноль тенге, у менеджера крупной компании 260 тысяч тенге, то средняя зарплата равна 130 тысяч тенге. Либо прожиточный минимум (ПМ) в нашей стране составляет 18660 тенге в месяц, то есть не дотягивает до 100 долларов. По официальной статистике, все граждане, доходы которых выше этой суммы, не считаются бедными. В результате подобной изобретательности создается благостная, но в крайней степени ложная и циничная картина того, что уровень бедности в стране невысокий, более того, что он с каждым годом снижается. В реальности же эти калькуляции достигаются за счет обесценивания и без того скудного «пайка» по вине инфляции и девальвации национальной валюты. К примеру, лишь за 2014 год прожиточный минимум в Казахстане формально был увеличен на 6 процентов, но по паритету покупательской способности снизился почти на 30. Такой подход не только искажает реальное положение вещей, но и ведет в тупик. Разумеется, отчеты о том, что «за годы независимости среднемесячная заработная плата в Казахстане выросла более чем в 700 раз» (председатель Агентства по статистике Алихан Смаилов) вряд ли кого-то воодушевят.
Постепенно дутая статистика о росте ВВП, достижениях экономики, прорывах в тех или иных отраслях начинают жить самостоятельной жизнью, компенсируя дефицит реальных благ. Фокус в том, что в какой-то момент сама власть начинает верить в вымышленное благоденствие, отрекшись от мрачной действительности. Как закономерный итог, государственная машина начинает работать на холостых оборотах, когда одни невыполненные обещания и проваленные программы перекрываются другими. Но подобная имитация бурной деятельности едва ли вызовет высокую степень доверия со стороны населения, а также связанную с ней лояльность. Ибо обещания, пусть и самые благие, если не выполнены, приводят к совершенно противоположному эффекту.
Наряду со статистиками не устают «радовать» и приближенные к власти социологи. По их последним данным, 97% процентов граждан Казахстана удовлетворены своим положением. Признаться, трудно найти другую страну в современном мире, жители которой были бы так же единогласны в оценках. Даже в самой продвинутой державе мира, США, где цены на продовольствие и ТНП в среднем ниже, чем в Казахстане в 1,5 раза, тот самый прожиточный минимум составляет 1300 долларов или в 15 раз больше, чем в Казахстане. Сюда можно добавить другие опции и льготы, как, например, уровень жизни, достойные пенсии, качественные дороги, страхование, кредиты, безопасность, стандарты здравоохранения и образования, многое другое. А вот уровень доверия американцев к Бараку Обаме 43%. Так и напрашивается: «Неблагодарные!»
Что до оставшихся 3% казахстанцев, то здесь уместно вспомнить: в республике живут 1,5 миллиона человек, которые выживают на уровне ниже прожиточного минимума (если поднять эту цифру до более-менее реального размера — 40 тысяч тенге, то число возрастет до 6 миллионов). Еще есть 3 миллиона так называемых «самозанятых», и это только по официальным данным, которые обычно занижаются. Прибавьте сюда жителей депрессивных и экологически ущербных районов, сирот, многодетные семьи, пенсионеров, влачащих убогое существование, инвалидов и тяжело больных, а также учтите тюремное население с количеством суицидов (по последним двум позициям мы находимся на лидирующих позициях в мире). Список можно продолжить. И это на 17 миллионов человек. В общем, «не хилые» получаются 3 процента недовольных своей жизнью.
Страна уже второй год живет с новой программой стратегического развития Казахстан-2050. Прежняя программа-2030, принятая в 1997 году, была объявлена досрочно выполненной с опережением графика на 17 лет. Насколько данное утверждение соотносится с действительностью, пусть каждый судит сам. Однако для многих людей ожидание светлого и благополучного будущего, каковым представлялся именно год 2030-й, отныне отложен еще на 20 лет. Возникают невольные ассоциации со временами СССР, когда тяготы дня настоящего компенсировались беззаветной верой в наступление коммунистического рая. Таким образом, поколения сменялись за поколениями, сроки постоянно отодвигались, затянувшийся подготовительный период приобретал причудливые стадии, как «социализм», «развитой социализм», «социализм с человеческим лицом»… Пока в 1991 году огромная держава не развалилась, не только лишив надежд граждан на одной шестой части земной суши, но и многолетних накоплений. Немецкий философ Фридрих Гегель говорил по этому поводу: «История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса».
P.S.
Возвращаясь к теме унылого настоящего, прозябающего в тени лучезарного будущего, вспомнил старый анекдот:
В 1970-х, в самый разгул «застоя», приезжает в одно село лектор с разъяснением — как хорошо жить-то будет при коммунизме. В пылу ораторского задора он возьми и выпали: «При коммунизме все у всех будет, даже по личному вертолету иметь будете». На что одна старушка спрашивает:
— Сынок, на какой мне твой вертолет?
— Ну как, бабуль, — не растерялся лектор, — вот прослышали, к примеру, что в соседнее село макароны завезли, взяли да слетали.
Расул Жұмалы
Комментариев пока нет