Узбекистан делает ставку на образование
Поддержать

Узбекистан делает ставку на образование

31 мая прошел – ДЕНЬ ВЕЛИКОЙ СКОРБИ ПАМЯТИ ЖЕРТВ, РЕПРЕССИИ И ГОЛОДОМОРА. Казахстан – единственная страна в СНГ, которая так и не реабелитировала жертв политических репрессий на уровне отдельного закона. А в это время, наши улицы носят имена тех, кто их осуществлял. Об этом exclusive.kz побеседовал с Президентом Фонда «Қаһармандар» Сабыром Касымовым.

  • Сабыр Ахметжанұлы, Вы долгое время исследуете явление массовых политических репрессий. Каковы Ваши основные выводы?
  • Процесс реабилитации жертв массовых политических репрессии начался после смерти главного режиссера и исполнителя этого чудовищного в истории человечества явления — Сталина. В народе это время называют перидом «Хрущевской оттепели». Главная и великая историческая заслуга Хрущева, как правителя Советской империи именно в том, что это он начал процесс пересмотра чудовищних преступлении руководителей коммунистической партии и советского государства против собственного народа. Об этом надо говорить и помнить. Несмотря на то, что других особых заслуг у него не было. Это период закончился после смещение Хрущева (по сути дворцового переворота) с поста руководителя советской империи. Пришедшии к власти Брежнев и его команда фактически закрыла процесс реабилитации жертв массовых репрессии. Они стали восстановливать сталинские подходы, политические и идеологические ценности.

Второй этап реабилитации жертв массовых политических репрессии в обществе связанной с перестройкой Горбачева. Фактически инициаторам и авторам возобновления и уже массовой реабилитации жертв репрессии явился секретарь ЦК КПСС по идеологии, ныне покойный Александр Николаевич Яковлев. Он не только организовал знаменитый «Мемориал», но и контролировал ход масштабной реабилитации. Он также является одним из главных инициаторов и реализаторов либерализации и демократизации советской тоталитарной государственной и общественной систем. Демократы да и все прогрессивные, честные люди бывшей советской страны обязаны ему тем, что их надежды, хотя бы какой-то степени сбылись. Мы в Казахстане должны знать и помнить заслуги таких личностей, как А.Н. Яковлев, внесших свой вклад в приобретении нами государственной независимости и свободы. В этот период (1987-1991) реабилитированы только большинство репрессированных по статье 58 Уголовного Кодекса РСФСР. В Казахстане и также в ходе этой компании по установкам и подходам из центра советской империи были реабилитированы большинство осужденных по приговорам «троек», «двоек», по сталинским спискам №1, №2. В этой компании были пересмотрены и уголовные дела в отношении борцов за свободу, независимость и территориальную  целостность Казахстана.

После распада Советского Союза, обретения Казахстаном государственной независимости (1991 г.) начался третий этап реабилитации жертв политических репрессии. За эти годы многое сделано. По данным Генеральной Прокуратуры Республики в правовом плане реабилитировано более 350 тысяч (точные данные установливаются) человек. Подавляющее большинство составляют представители репрессированных (насильственно переселенных в Казахстан) народов. Остальные категории репрессированных казахстанцев до конца не установлены, не изучены. Тем не менее это большая работа, проделанная судами, органами прокуратуры, МВД и КНБ.

Но, к сожалению, у нас по-преженму нет комплексного изучения этой трагедии, . не определена национальная специфика (цели, задачи, сроки, механизмы, количество жертв, последствия и.т.д.), не исследованы и не уточнены основные категории жертв репрессии. Поэтому говорить, что процесс реабилитации жертв массовых политических репрессий завершен, никак нельзя. Не реабилитированы тысячи и тысячи наших соотечественников, которые в разные периоды истории Казахстана стали жертвами колониальной и тоталитарной политики государственного преследования и террора. В результате их антинародной политики и преступных действий только с 1916  по 1941 годы (до начала войны с фашистской Германией) убито, включая организованное большевиками голодомор, по данным независимых экспертов три- три с половиной миллиона казахов, что на то время составляло более половины нации!

  • Каковы особенности политических репрессий в Казахстане?
  • Всесторонний анализ репрессий в Казахстане показал, что наиболее длительно по срокам (около 30 лет), наиболее системно (в разных сферах), наиболее жестоко и безжалостно подвергались репрессиям лучшие сыны и дочери казахского народа, именно те, кто боролся за свободу, независимость и территориальную целостность Казахстана. Именно ни них обрушивалась вся мощь государственной машины царской колониальной, а так же советской тоталитарной властей.

Изучая российские и наши архивы, анализируя взаимодействия Казахстана и России, политику руководства Российской империи и руководителей советского государства я пришел к выводу: правители царской и советской (за некоторыми положительными исключениями при Ленине) империи осуществляли системную колонизацию Казахстана, русификацию казахского народа с целью лишения казахов национальной свободы и государственной независимости. А кто выступал против этой политики, защищал национальные интересы казахского народа, тот становился врагом правителей этих империй.

Власти в ходе проводимых репрессивно-карательных мер преследовали две политические цели:

— во-первых, ограничивать человека казахской национальности естественных гражданских прав, как человека и гражданина. Этот вид государственной политики, задачи и методы ее реализации, а также их последствия в науке достачно хорошо изучены и широко освещается.

— во-вторых, подавить в казахах естественные национальные права, право на национальную свободу, право на защиту родной земли, право говорить на родном языке, право иметь и жить в независимом национальном государстве, право выступать против массовых и искусственных переселений в Казахстан других народов, а также другие права, как представителя казахского народа. Наши қаһарманы на протяжении веков боролись против этой политики. Каhарманы должны быть реабилитированы, как борцы за свободу, независимость и территориальную целостность нашей Родины. Вот здесь казахстанской общественной науки (историкам, юристам, политологам, социологам и.т.д.) зиялы қауым при поддержке государства предстоит сделать разностороннюю научно-исследовательскую работу, чтобы раскрыть все тайны и искажения, что раньше была запрещены и закрыты.

При изучении жертв политических репрессий в Казахстане, постановке вопросов о их реабилитации, принятии действующего закона Закона «О реабилитации жертв массовых политических репрессий», разработке и принятии других законодательно-нормативных актов, научных исследований, к сожалению не учитывается вот эта двойная природа, двойная суть (содержание) и двойная цель репрессий в отношении казахского народа. Поэтому большая часть жертв и пострадавших в ходе этой борьбы Каһарманов оказалась не охвачена этим законом.

Каhарманы- это защитники нашего Отечества, нашей земли. Борцы за свободу, независимость и территориальную целостность Казахстана, подвергшиеся за их героизм различным способам и механизмам репрессий. Эту категорию жертв политических репрессий объединяют одни и те же цели, один родовой признак – это борьба за свободу и независимость Казахстана.

Програмных статьях Елбасы «Рухани жаңғыру – болашаққа бағдар» и «Ұлы Даланың жеті қыры» поставлены глубокие философские и стратегические задачи. В частности, отмечена необходимость уделять особое внимание изучению и возрождению Великих имен Великой степи. В рамках этих программ, мы должны реабилитировать в правовом и политическом плане наших қаһарманов, боровшихся за свободу, независимость и территориальный целостность Казахстана.

В сязи с этим хочу особо отметить, что среди борцов за свободу, независимость и территориальную целостность Казахстана было немало предсатвителей русского, украинского, каракалпакского, узбекского, кыргызского, уйгурского, балкарского, и других национальностей. Очень важно и нужно особо выделить их героизм. Главное подвигами этих қаһарманов нужно воспитывать всех казахстанцев бескорыстной любви к Родине и патриотизму.

  • Что нужно сделать для полной реабилитации этой категории репрессированных?
  • Для этого должен быть разработан и принят новый Закон «О борцах за свободу и независимость Казахстана». Вот тогда мы расставим все точки над «и» в этом специально запутанном вопросе.

Во-первых, наконец-то, в глоссарии закона необходимо дать государственные критерии (определение) понятиям патриотизма, подвига, героизма во имя нашего Отечества. В глоссарии нужно дать определение и другим нормативным терминам, необходимым для использования в этом законе.

Во-вторых, определить статус борца-каһармана, его политико-правовое, социальное положение – как в отношении погибших, так и ныне живущих.

В-третьих, научно, в соответствии с международными стандартами и ценностями, определить критерии: какую личность и за какой героический поступок можно отнести к борцу-каһарману, а какую – нельзя. В этом законе, на наш взгляд, должны быть также и нормы о правах и обязанностях наших граждан по укреплению безопасности и независимости Казахстана, право каждого патриота участвовать и требовать от властей надёжного обеспечения, а так же укрепления национальной безопасности и независимости нашей Родины.

Если правители царской России почти не скрывали свои колониально-захватнические цели, соответственно карательные акции и репрессии были публично направлены против тех патриотов-каhарманов, кто противостоял этой политике, активно участвовал в национально-освободительной борьбе, то большевистско-сталинская власть, не обремененная моральными и демократическими ценностями, манипулируя лозунгами, как пролетарский интернационализм, верховенство и приоритет классовых противоречий, буржуазный национализм, долгое время всячески скрывала основную цель, проводимых ею репрессий.

Поэтому нет ни одного уголовного дела, ни одного осужденного каhармана, которому сталинские каратели официально предъявили бы обвинение и осудили, как борца за свободу казахского народа, независимость Казахстана. Они по приговору тогдашних так называемых «судов», путем фабрикаций уголовных дел, фальсифицированной оценки их деяний с целью обмана общественности, были расстреляны, осуждены, высланы, лишены гражданских прав, как шпионы зарубежных государств, члены банд формирований, буржуазные националисты, враги народа, и так далее.

Но просвещённые лидеры Алаша, еще в 1920-е годы поняли и раскрыли всю опасность и последствия этой манипуляции и обмана. Так, выдающийся государственный деятель, отстраненный от руководства Казахстаном, Смагул Садвакасов, предвидя наступающую трагедию казахского народа написал руководителям Советской власти, что ни в одной марксистской литературе и учении не говорится о том, что цивилизованные нации достигают коммунизма жертвуя малыми народами.

Спецслужбы империи (царской, советской) именно каhарманов подвергали в первую очередь ликвидации и нейтрализации, тайно и бесшумно убивали, привлекали к уголовной ответственности, арестовывали и осуждали по сфабрикованным преступлениям, подвергали ссылкам и высылкам, изгоняли с работы, оставляли без средств к существованию.

Руководители Российской империи и Советского Союза, их спецслужбы для достижения своих политических и репрессивных целей повсеместно использовали политику «разделяй и властвуй», раскалывали казахский народ на разные части по региональным, классовым и другим признакам, специально разжигая между ними вражду, натравливали их друг на друга для самоуничтожения и ослабления нации изнутри.

Колониальные и тоталитарные власти сполна пользовались такими уязвимыми местами, как склонность казахского народа делиться на жузы, роды. Поддерживая и оказывая помощь одной группировке, одному клану разлагали единство всего народа, искусно направляя их силы на борьбу между собой, усиливали  в целом систему репрессивных мер в отношении казахского народа.

После целенаправленного перенаселения из центральной России, Украины и других регионов русскоязычного населения власти империи, создавая им привилегированные условия, военизируя их, вооружая огнестрельным оружием, активно использовали их в ходе карательно-репрессивных мероприятии, подавления протестов и восстаний казахского народа.

Значительная часть наших соотечественников, проживающих за рубежом – это вынужденные переселенцы, беженцы (их потомки) из Казахстана, спасавшиеся от   преследования и репрессии колониально-тоталитарных режимов или от искусственно созданного властями массового и невиданного голода. Например, по архивным данным в январе 1917 года, более 273 тыс. жителей восставших аулов Семиречья царскими карателями было загнано в Китай. В Джетысуйской губернии по подсчётам самой администрации, 53 тыс. казахских хозяйств, аулы и кишлаки от г.Верного до границы с Китаем были разграблены и превращены в развалины. В международной практике в подобных ситуациях пострадавшим  людям дают статус беженцев и они попадают под защиту международных организаций.

  • Какова мировая практика решения этой задачи в странах, освободившихся от колониальной зависимости?
  • Почти все государства мира после обретения ими независимости в числе первоочередных государственных мер принимали решения о увековечивании подвигов борцов (погибших и живых) за свободу своего народа, целостность и независимость. Почти все союзные республики, после распада Советской империи, исходя из своих реалий приняли государственные акты.

Даже в новой, демократической России приняты такие законодательные акты, как закон «О реабилитации жертв политических репрессий», Указ Президента России «О реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий», законы «О погибших защитниках отечества», «О реабилитации репрессированных народов» и другие акты. Этим самым Россия как правопреемница СССР, признала, во-первых, факты системных политических репрессий и забвения героизма защитников даже их российского Отечества, во-вторых, что целые народы на ее территории подвергались репрессиям.

  • А как эти вопросы решались у нас, в независимом Казахстане?

— У нас в Казахстане тоже осуществлялась определенная работа. Проводились научно-практические конференции, ставились памятники, посвященные отдельным историческим событиям и прославившимся историческим личностям в их честь названы улицы, произносились доклады руководителями государства, издавались книги, писались статьи, сняты ряд художественных и документальных фильмов.

Но они носили больше академический и разовый характер, посвящены общим подходам и рекомендациям, а также юбилейным датам, проводятся в формате торжественных мероприятий-тоев. Инициаторами подобных мероприятий являются не органы государственной власти. Они обычно проводятся по настойчивой инициативе общественных организаций, ученых, потомков тех или иных личностей.

Государственные органы как в центре, так и на местах этим вопросом специально не занимаются, поскольку перед ними такая задача не ставилась, необходимые для этого законы не принимались. Местные органы власти в основном, исходя их корпоративных, конъюнктурных, а иногда трайбалистских, местнических соображений чиновников разного уровня, дают согласие или отказывают в поддержке государства.

Акимы, маслихаты, ономастические комиссии не нацелены на рассмотрение вопросов увековечивания подвигов и патриотизма каhарманов в названиях населенных пунктов, улиц, учреждений, возведения в честь них памятников. Имена наших настоящих каhарманов не достаточно пропагандируются. Их подвиги, бескорыстная любовь к Родине, подлинный патриотизм в результате отсутствия необходимой идеологической работы системно и убедительно не воспринимается в сознании нашего народа, особенно подрастающего поколения. Поэтому, они больше знают героев, защищавших интересы соседних государств, которые усиленно проводят свою пропаганду на территории Казахстана.

Государственная идеология и общественная наука независимого Казахстана должна была выработать свою национальную научно выверенную концепцию, модель и универсальные критерии определения государственного и общественного патриотизма. Например, мы больше говорим о патриотах-казахах, а о патриотах Казахстана других национальностей не говорим или говорим мало. Это на сегодня слабое место в идеологической, информационно-пропагандистской работе государства, руководителей СМИ.

Мы должны увековечить  в нашей истории и в памяти нашего многонационального и многоконфессионального казахстанского народа не завоевателей и тиранов, не религиозных апостолов, а великих демократов и гуманистов других государств и народов, которые понимали и поддерживали национально-освободительную борьбу казахского народа, подавали руку помощи в тяжёлые времена гонении и репрессии. Прогрессивные и демократические силы России всегда были на стороне казахов-борцов за свою свободу и независимость. Когда они приходили к власти Казахстан получал свободу.

Выдающиеся сыны русского народа Григорий Потанин (депутат Учредительного собрания России от партии «Алаш»), Тимофей Сидельников (член Государственной Думы), Орест Шкапский (Комиссар Временного Правительства), Сергей Швецов (профессор-этнограф из Петербурга) и многие другие поддерживали идеи национально-освободительного движения «Алаш», выступали за государственную автономию казахского народа, отстаивали интересы казахов в сохранении за ними своих земель.

К примеру, в Отечественной войне казахов против джунгарского нашествия немало было отрядов из числа кыргызов, каракалпакцев, узбеков, башкир. В народно-освободительном восстании против царского правительства во главе с Кенесары деятельное участие приняли участие русские, поляки, белорусы, узбеки, татары, кыргызы, каракалпаки. Причём многие из них занимали руководящие и ответственные посты и должности в возрождённом Казахском ханстве в качестве сотников, секретарей, адъютантов и руководителей ведомств. В 1916 году во время восстания народа одним из руководителей Акмолинского центра восстания был украинец Афанасии Латута. Под его началом численность повстанцев достигло 30-ти тысяч человек. Кстати, он за короткое время выучил казахскии язык.

Или как можно забыть и не увековечить в Казахстане другой интернациональный подвиг на идеологическом фронте академика Анны Панкратовой, горой вставшей за признание борьбы наших предков против колониальной политики царизма, когда некоторые учёные казахи-манкурты выступали против. Она также  вызволила из тюрьмы самого выдающегося казахского историка Ермухана Бекмаханова. И таких фактов, повторяем, тысячи, но мало кто о них знает.

В результате целенаправленной государственной политики и умышленно искаженной оценки и пропаганды прежними колониально-тоталитарными режимами мы были лишены права знать о их подвигах и патриотизме и гордиться настоящими и подлинными героями-қаһарманами, боровшимися за интересы и права нашего народа, своим героизмом и жертвенностью приблизившими независимость Казахстана, спасшими огромную наше территорию.

Продолжение: Наши улицы носят имена палачей  




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *