Внутренний туризм растет
Узбекистан намерен сделать рывок в своем социально-экономическом развитии за счет образования. Уже 2015 году на сектор образования было выделено 33% государственного бюджета страны.
В процессе смещения акцентов в экономике с зависимости от сырьевого экспорта (хлопка, золота и газа) с переходом на более диверсифицированную модель роста, правительству Узбекистана нужно будет учитывать потребности молодого и растущего населения страны, 29,9% которого составляют лица в возрасте 15 лет и младше, и 33,5% — лица в возрасте до 18 лет (по состоянию на 2015 год).
Правительством Узбекистана поставлена амбициозная цель – выйти к 2030 году в разряд стран с уровнем доходов выше среднего. Это потребует увеличения доходов на душу населения с 2 090 долларов США (в 2014 году) до примерно 15 000 долларов США за менее чем два десятилетия, для чего понадобится обеспечивать рост темпами в 6% в год. Лишь немногим странам в мире удавалось поддерживать такие темпы роста на протяжении длительного периода времени.
На сегодняшний день объем средних затрат на образование одного ученика в Узбекистане значительно уступает аналогичным показателям в других развивающихся странах.
Нехватка инвестиций в образование негативно сказывается на материально-технической базе учебных заведений. Как отмечают эксперты, большой проблемой остается отсутствие водо- и электроснабжения, а также нехватка компьютерных классов в учебных заведениях во всех районах Республики Узбекистан.
В период с 2008 по 2015 гг. средние затраты на образование в расчете на одного ученика выросли более чем в два раза, однако все равно значительно уступают аналогичным показателям в других развитых и развивающихся странах.
Несмотря на наличие программ государственной поддержки и ежегодный пересмотр размера оплаты труда, заработная плата учителей в Узбекистане ниже (в 20-30 раз), чем в других странах.
В Узбекистане наблюдается общая тенденция к сокращению количества общеобразовательных учреждений и необходимость их капитального ремонта, что негативно скажется на образовательном потенциале. За последние 8 лет в Узбекистане было закрыто 72 общеобразовательных учреждения.
В некоторых узбекских школах количество учеников в классах достигает 45-50 человек, что препятствует получению качественного образования.
Недостаток вузов и наличие квот на поступление в вузы значительно замедляет развитие человеческого капитала в Узбекистане. При этом в стране нет частных вузов, хотя законодательство (Закон «Об образовании» 1997 года) позволяет создавать такие учебные заведения.
На сегодняшний день в республике функционируют 96 вузов и их филиалов. Этот показатель в 2016/2017 учебном году составлял 77 единиц, а в 2017/2018 учебном году — 86 единиц.
Система высшего образования Узбекистана сталкивается с затруднениями в двух основных направлениях: (a) доступ; и (b) качество и актуальность.
Доступ: Общий охват системы высшего образования в Узбекистане сократился с 17% в 1991 году до примерно 9% на сегодняшний день; что значительно ниже, чем уровень, демонстрируемый соседями (Казахстан: 41%, Кыргызстан: 49%), Россией и странами ОЭСР с высоким уровнем доходов (примерно 75%). Проблемы, связанные с доступом, можно связать со следующими факторами:
Во-первых, охват населения государственными вузами контролируется и ограничен квотами приема, устанавливаемыми ежегодно Министерством экономики, которое выделяет менее 60 000 мест для новых студентов бакалавриата ежегодно. Конкуренция за ограниченное число мест в вузах является очень напряженной, и число соискателей на каждое место выросло с 6,7 в 2010-2011 учебном году до 9,3 в 2014-2015 учебном году.
Среднее количество человек на одно высшее образовательное учреждение в 5 раз превышает аналогичный показатель в развитых странах, что негативно сказывается на доступности образования.
На сегодняшний день ученики, окончившие среднее образовательное учреждение, могут подать документы для поступления только в одно высшее учебное заведение.
Во-вторых, участие частного сектора в секторе высшего образования в Узбекистане ограничено – из 104 вузов, осуществляющих деятельность в стране, нет ни одного полностью частного вуза, и лишь три вуза представляют собой партнерские инициативы государственного и частного секторов (18 — филиалы зарубежных университетов).
Несмотря на рост числа высших учебных заведений почти на 8% в период с 2008 по 2016 гг., количество выпускаемых специалистов сократилось на 20% в результате применения квот (только 9% абитуриентов ежегодно поступают в высшие учебные заведения).
В то же время, в 2018-2019 учебном году обеспечен прирост охвата до 15%, в вузы республики приняты более
103 тысяча студентов, это на 30% больше чем в прошлом учебном году.
В 2016/2017 учебном году введено 15 новых направлений образования и 14 специальностей, в 2017/2018 учебном году — 8 направлений и 10 специальностей, в 2018/2019 учебном году введено 66 новых направлений бакалавриата и по 48 специальностям магистратуры.
Качество и актуальность
Система высшего образования Узбекистана медленно адаптируется меняющимся потребностям экономики страны. При том, что квоты приема корректируются с учетом потребностей рынка труда с увеличением квот на инженерные, строительные и производственные программы обучения, все еще остаются и несоответствия, которые приводят к тому, что многие выпускники не могут найти работу по специальности, а те, кто такую работу нашел, зачастую не обладают комбинацией практических навыков должного уровня, востребованными работодателями.
Правительство признает, что во многих технических вузах не хватает как учебных, так и исследовательских лабораторий. Работодатели отмечают, что выпускникам часто не хватает технических и нетехнических навыков. Необходимо поддержать меры по приведению обучения в секторе высшего образования в соответствие с потребностями экономики, т.е. в повышении его актуальности.
Актуальность может быть улучшена путем углубления связей вузов с промышленностью, усовершенствования учебной среды посредством предоставления лабораторий и библиотечных ресурсов, а также внесения изменений в учебные планы и программы таким образом, чтобы более эффективно использовать ресурсы, и эффективного отслеживания выпускников на рынке труда.
Для улучшения предлагаемых курсов можно использовать обратную связь от промышленности, студентов и гражданского общества.
Еще один вопрос, вызывающий озабоченность, связан с обеспечением качества высшего образования. В настоящее время в университетах отсутствуют отвечающие требованиям механизмы обеспечения качества. Внешние процессы обеспечения качества ограничиваются государственной аттестацией и государственной аккредитацией, проводимыми Государственным центром тестирования один раз в 5 лет; однако, эти механизмы не соответствуют общепринятым международным стандартам.
Связи с международным академическим сообществом в системе высшего образования Узбекистана ограничены и слабые, что не позволяет обеспечить благодаря интернационализации ускоренную модернизацию учебных программ, педагогической и исследовательской практики и режимов обучения, которым славятся современные университетские системы в развитых и лучших развивающихся странах.
Увеличение числа студентов, в свою очередь, потребовало увеличение числа преподавателей. Количество преподавателей, работающих в высших образовательных учреждениях республики в 2018/2019 увеличилось на 9% по сравнению с 2016/2017 учебным годом.
Низкое качество высшего образования в стране обусловлено отсутствием академической квалификации у большей части преподавательского состава.
С 2017 года были внедрены формы дистанционного обучения в систему повышения квалификации руководящих и педагогических кадров высших образовательных учреждений. До сегодняшнего дня на этих курсах повысили квалификацию 1855 слушателей.
Лишь треть преподавателей вузов имеет академическую квалификацию.
Система мотивации не обеспечивает необходимый уровень заинтересованности в профессии преподавателя среди молодого населения.
Научный потенциал вузов на конец 2017/2018 учебного года достиг 34,2%, что на 3,1 % выше показателя на конец 2016 года, однако, все еще остается достаточно низким по сравнению с зарубежными странами, где для аккредитации необходимо иметь потенциал не менее 50%.
В феврале 2017 года был принят Указ Президента РУз о переходе на двухступенчатую систему подготовки научных кадров. Увеличена в 2 раза квота приема в докторантуру.
Упрощены процедуры рассмотрения диссертаций. Как итог — увеличение числа диссертационных работ по сравнению с 2016 годом в 2 раза в 2017 году и в 2,5 раза по итогам первого полугодия 2018 года.
Проводимые реформы в сфере образования за последние 2 года способствовали увеличению финансирования из государственного бюджета.
Финансирование для содержания подведомственных образовательных учреждений МВССО увеличилось на 83,7%.
Управление системой. Регулирование системы образования осуществляется различными министерствами (Министерство дошкольного образования, Министерство народного образования, Министерство высшего и среднего специального образования) и многоуровневыми законами, программами, постановлениями и регламентами, издаваемыми различными государственными органами. Имеют место дублирование и фрагментация обязанностей между ними, что говорит об отсутствии интегрированной стратегии. При этом, ряд областей для развития могут быть не затронуты ни одним из министерств. Отсутствует единая карта «выращивания» специалистов с дошкольного до послевузовского периода.
Еще одна проблема — отсутствие контроля результатов образования
Текущая модель имеет чрезмерный фокус на построении образовательного процесса, при этом не уделяя достаточного внимания результатам образовательных ведомств. Как результат появляется риск касательно качества получаемого образования.
Налицо управленческий кризис в министерствах: отсутствуют достаточные компетенции в части внедрения предложенных изменений и новых концепций, не хватает квалифицированных управленческих кадров, отсутствуют инновационные методы управления.
Кроме того, в стране нет современной информационной системы управления образованием, что не позволяет принимать информированные решения, и система регулирования участия негосударственного сектора в образовании является ограничительной. Все это в итоге приводит к отсутствию частных поставщиков образовательных услуг.
Ербол Сулейменов, международный консультант Министерства инновационного развития Республики Узбекистан.
«Данная публикация была подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза. Содержание данной публикации является предметом ответственности Журнал Exclusive и не отражает точку зрения Европейского Союза».
Комментариев пока нет