Арысь. Жители не хотят возвращаться
В Казахстане в 2009 году был принят Закон «О государственных гарантиях равных прав и возможностей мужчин и женщин». В 2005 году принята «Стратегия гендерного равенства».
С 2017 года началась реализация Концепции семейной и гендерной политики до 2030 года.
Одной из задач Концепции является обеспечение 30% представительства женщин на руководящих должностях (в исполнительных, представительных и судебных органах власти, государственном, квази-государственном и корпоративном секторах).
А что мы имеем сейчас?
Органы государственной власти
В парламенте пишутся законы для нашей страны. Поскольку законы касаются всех сторон жизни, логически женщин должно быть в законодательном органе — половина.
В Сенате из 49 депутатов всего пять женщин. Из шести комитетов в двух председатели — женщины.
То, что руководитель Сената женщина, не может компенсировать их малочисленность вс оставе верхней палаты парламента.
В Мажилисе из 107 депутатов 28 женщин. В двух комитетах из семи председательствуют дамы. . Один из заместителей руководителя Мажилиса – также женщина..
В Администрация Президента лишь две представительницы прекрасного пола у руля -замруководителя АП и завотделом..
Правительство работает для граждан нашей страны,. в которой больше 50% населения – женщины. То есть логично, если половина женщин будет представлена в центральном органе исполнительной власти..
Однако, в кабмине всего 2 женщины – 1 заместитель Премьер-министра, 1 министр. Также женщина 1 Председатель Агентства и Председатель счетного комитета.
Есть государственные органы, в руководстве которых женщин нет (министры и их заместители, ответственные секретари). И это странно. Так как и эти органы решают судьбы всех граждан страны, и половина граждан страны — женщины.
— Генеральная прокуратора
— КНБ
— МВД
— МИД
— Министерство обороны
— Министерство энергетики
— Министерство индустрии и инфраструктурного развития
Верховный суд не является органом управления. Но населением воспринимается как орган власти.
Здесь чаша весов практически в равновесии – из 57 судей Верховного суда 27 женщины, одна из них председатель одной из трех коллегий. Видимо здесь жизнь сама привнесла гендерную гармонию .
По информации Агентства по делам государственной службы на 1 января 2019 года женщин среди политических госслужащих – 11,7 %, среди административных служащих корпуса «А» – 3,3 %.
А что же происходит в акимовском корпусе? Здесь статистика тоже не в пользу слабого пола.
Среди акимов областей и городов республиканского значения – нет и никогда не было;
заместителей акимов регионов 10,7 % (9 из 84);
акимов городов и районов 1,5 % (3 из 200);
заместителей председателей комитетов и директоров департаментов центральных государственных органов 30,4% (89 из 293);
руководителей территориальных подразделений центральных государственных органов 14,2 % (50 из 352);
руководителей областных управлений 17,6 % (66 из 376);
заместителей акимов городов и районов – 15,4 % (91 из 590)
Спрашивается, достижима ли поставленная цель — треть женщин в органах управления?
Показательно, что цифра 30% появляется там, где дело доходит до более конкретной работы — заместители председателей комитетов и директора департаментов центральных государственных органов.
Можно было бы сказать, что женщины не хотят работать на государственной службе и поэтому их мало в руководстве.
Но доля женщин среди госслужащих по данным АДГС по стране на 1 января 2019 года составила 55,4 % от фактической численности (50 331 из 90 932).
Значит проблем с кадровым резервом женщин нет.
Может женщины не слишком подходят для руководящих должностей?
Однако, есть государственные органы, где среди руководства женщин большинство — в Министерстве информации и общественного развития и Министерстве юстиции из 3 замов 2 женщины, в Национальном банке из 4 замов 2 женщины.
Как обстоят дела в других секторах
Ректоры Высших учебных заведений — 100 мужчин и 14 женщин.
Но, если брать до уровня заведующих кафедрой (включая ректоров, проректоров, деканов, заместителей деканов, заведующих кафедр), то наблюдается практически полное гендерное равенство 1 531 женщина и 1563 мужчин (данные 2017 года).
На индивидуальных предприятиях (действующих, на 1 июня 2019г.), где руководитель фактически сам является работником, который все организует и делает – половина руководителей женщины 497 594 из 1 063 440.
ИП – это не госслужба, не нац. компания. Малый бизнес – это выживание в жестких условиях.
Это означает, что женщины в состоянии поставить цель, задачи и организовать дело не хуже мужчин.
Доля крестьянских и фермерских хозяйств, возглавляемых женщинами, составила 22% (в 2017 году).
Национальные холдинги и компании (данные 2016 г).
АО «Самрук-Казына» из 7 руководителей 1 женщина.
АО «КазАгро» из 5 руководителей 3 женщины.
АО «Байтерек» из 12 руководителей 4 женщины.
Банки второго уровня (данные 2016 г).
Председатели Правления, Совет директоров, Члены Правления банков – из 322 человек 76 женщины (24%).
Что делать?
Разумно назначать женщин во все государственные органы всех уровней (хотя бы на должности заместителей), обеспечить их приоритетную выборность в парламент. Это нужно для учета интересов всех, для стабильности нашего общества и его развития.
Комментариев пока нет