Послание Токаева: основные моменты выступления. Часть 3
Косвенные признаки говорят о том, что на левом берегу Ак Орды горят нешуточные страсти между сторонниками консервации ситуации и либералами. Первое послание второго президента – отражение этой тихой, но ожесточенной борьбы. Состоявшееся накануне экстренное заседание политсовета партии Нур Отан было попыткой обозначить «красные флашки» для Токаева. Свое первое послание ему пришлось вместить в прокрустово ложе этих ограничений.
Обобщенную позицию скептиков удачно выразил политолог Досым Сатпаев: «Первое послание второго президента началось с политического блока. В этом его отличие от того, что вещал 01, чьи послания последних лет вообще не делали акцента на политическую модернизацию. Но начали за здравие, а закончили за упокой. Правильный тезис о том, что без политических реформ невозможно осуществлять эффективное социально- экономическое развитие в послании так и не нашел конкретного продолжения.
Вообще показалось, что политический блок в послании появился как освежитель в машине, вроде пахнет приятно, но на работу самой машины не влияет. В отличие от социально-экономической части, где было больше конкретных предложений, указаны конкретные исполнители и адресаты, политический блок получился «полубеременным», где ничего конкретного не родилось. Митинги проводить можно, но опять же в рамках разрешительной, а не уведомительной системы. Многопартийность нужна, но без либерализации партийного законодательства и при ведущей роли Nur Otan. Политическая модернизация необходима, но не сейчас и не ускоренно. Чем-то напоминает любимый назарбаевский тезис о том, что даже США свою демократию не одно столетие строили. А вместо выборности акимов предложили просто оценивать их деятельность и по результатам этой оценки решать их судьбу. В послании видна явная попытка быть в тренде политических вызовов и некоторых требований со стороны общества. Но реакция на эти вызовы получилась скомканная, аморфная и пугливая. Видно, что на политический блок влияние оказало недавнее жесткое выступление первого президента на совещании «Nur Otan«, где явно был сделан акцент на консервацию разных сегментов политсистемы, чем на ее модернизацию. Судя по посланию, возникает такое ощущение, что К-.Ж.Токаеву дали более широкое поле для маневров в социально-экономической сфере, где у него много инициатив, а во внутренней политике расставили красные флажки».
А вот экономический аналитик Олжас Худайбергенов, полон оптимизма.
«Так как Послание не транслировали онлайн, и в СМИ попали только экономические вещи, и поэтому осталось впечатление, что никаких политических реформ не будет. Но прочитав Послание, впечатление осталось ровно обратным.
Вот цитата Токаева: «Успешные экономические реформы уже невозможны без модернизации общественно-политической жизни страны». Иначе говоря, политические реформы будут, но так, чтобы не страну не разнесло. Вот еще цитата: «взрывная, бессистемная политическая либерализация приводит к дестабилизации внутриполитической ситуации и даже к потере государственности». В общем, ждем постепенного набора динамики и качества политических изменений.». «Токаев четко дал понять, что следующий Парламент будет многопартийным, и дал установку всем госорганам работать со всеми партиями;
— Токаев обозначил, что общественное обсуждение должно перейти в Парламент, для чего будет усиление Парламента как в целом, так и отдельного каждого депутата, призвав их активнее давать запросы Правительству, при этом не наезжать искусственно, а работать по делу;
— Токаев разрешил мирные митинги, причем сославшись на Конституцию, что она это уже разрешает, дал указание акимам определить специальные места, причем не на окраине городов»…
А теперь давайте разбираться. Следующий парламент будет многопартийным? Позвольте, в действующем давно представлены целых три партии – чем не разгул многопартийности? То же самое мы получим и в новом парламенте, если не принять новые законы о выборах и о партиях, а об этом в послании – ни слова. Казалось бы, чего стоило второму президенту пообещать рассмотреть вопрос о снижении драконовского ценза численности партий в 40 тысяч членов? Тогда к выборам в 2021 году в битву за мандаты готовы будут вступить еще несколько новых партий. Пройдут ли они в парламент – вопрос. Зато мы станем свидетелями реальной, а не постановочной межпартийной борьбы.
Идем дальше. Общественное обсуждение должно перейти в парламент? Прекрасно! Но кто мешает сделать это уже сегодня? Мандатоносцы (даже из нуротановского большинства) с удовольствием проголосуют за соответствующие поправки в закон о парламенте и статусе его депутатов, и завтра же примутся «реагировать на запросы общества» – им только команду дай! Но команды, похоже, не было и прежде всего – самому Токаеву.
Про «разрешение» мирных митингов вообще смешно: если сохранить их разрешительный, а не уведомительный (как в большинстве цивилизованных стран) порядок, то получится нонсенс – президент разрешает применение конституционной статьи … Вот это демократище!
Но большинство фейсбучных комментаторов предпочло не вдаваться в такие «тонкости» и восторженно приветствовало «обновление сознания –шаги, которые диктует само время». Политолог Ерлан Саиров, которому принадлежит последняя цитата, и раньше не скупился на хвалебные оды второму президенту (по нашим данным, именно ему отведена ключевая роль в разработанном, по всей видимости, в АП «Медиаплане по продвижению послания президента РК»).
Вообще, многие комментаторы обратили внимание на явную скомканность политической части послания на фоне социально-экономической. Однако, и здесь, как выясняется, хватает подводных камней. Вот что написал в ФБ по поводу самого «хитового» предложения президента Токаева экономист Азамат Джолдасбеков.
«Многие FB-обитатели активно радуются сегодняшним словам президента страны про то, что граждане должны получить возможность оплатить своими пенсионными накоплениями покупку жилья или получение образования.
Странная радость, честно говоря.
Во-первых, надо полностью прочитать буквальный текст выступления про пенсионные накопления, который выглядит вот так на президентском сайте:
«На текущий момент проблема недостаточности пенсионных сбережений не столь ощутима. Однако уже через 10 лет ситуация может измениться. Количество работающих граждан, производящих пенсионные накопления, заметно уменьшится, в то время как количество пенсионеров возрастет. При этом уровень накоплений и инвестиционных доходов, получаемых с пенсионных активов, остается низким. Поэтому Правительству совместно с Национальным банком следует провести серьезную работу по повышению эффективности пенсионной системы.
Сейчас работающему человеку пользоваться пенсионными накоплениями можно только после выхода на пенсию. Но понятно желание людей использовать эти средства еще до выхода на пенсию. Поручаю Правительству до конца года проработать вопрос целевого использования работающими гражданами части своих пенсионных накоплений, например, для покупки жилья или получения образования».
То есть, вначале идёт констатация факта, что средний уровень пенсионных накоплений — низкий. Это вообще не секрет. Достаточно посмотреть презентацию-отчёт ЕНПФ за 2019 год. Он опубликован на ленте Общественного Совета при ЕНПФ. Из отчёта следует, что у 97 процентов вкладчиков накопления составляют не более пяти млн. тенге на каждого, в том числе у трех процентов — 0 тенге, а ещё у 68 процентов — не более одного млн. тенге.
Можно ли потратить пять млн. тенге на что-либо иное, помимо пенсии? Вряд ли. Включаем пенсионный калькулятор на сайте ЕНПФ.
При условных исходных данных (выход на пенсию в 2030 году, стаж в пенсионной системе — с 1998 года, текущая зарплата — 300 тыс. тенге, пенсионные накопления — 5,0 млн тенге) расчётный размер пенсии в 2030 году составит 112 тыс. тенге в месяц, включая 29 тыс. тенге базовой пенсии от государства. Не жирно, говоря откровенно. А если потратить что-то из этих накоплений, пенсия совсем постная станет. Если же истратить все накопления, то только базовая пенсия и останется, а её, боюсь, хватит только на коммунальные и на лекарства. И немного на хлеб, картошку и чай. Грустная старость получится, нищая.
Значит, 97 процентов вкладчиков ЕНПФ могут пропустить процитированные слова президента мимо ушей: эти слова к ним не относятся.
Во-вторых, надо обратить внимание на слова «работающие граждане» в выступлении. Мелочь, а тоже может быть важна. Работающих можно считать по-разному, конечно. Но самый простой признак работающего человека — регулярно уплачиваемый ИПН. Так что лица, этому признаку не соответствующие, тоже могут идти дальше, не останавливаясь.
В-третьих, стоит посмотреть, сколько же нужно иметь пенсионных накоплений, чтобы позволить себе часть их истратить на покупку жилья, к примеру. Согласно данным «крыши» средняя стоимость квадратного метра в алматинской однушке — 386.100 тенге. Однушка в 30 квадратов обойдётся, соответственно, в 11.583 тыс. тенге. К ним надо добавить цену пенсионного аннуитета (10.970 тыс. тенге), который придётся купить, чтобы остаться в старости «на плаву».
Итого выходит, что нужно иметь более 20 млн тенге накоплений для воплощения слов президента в жизнь. Смею предположить, что таких вкладчиков в ЕНПФ не более одного процента от 9,5 миллионов, а то и меньше.
То есть, процитированный кусок из выступления президента адресован примерно сотне тысяч жителей страны. И, скорее всего, эта сотня для оплаты покупок жилья или образования не нуждается в высвобождении своих пенсионных накоплений.
А вот в чём она нуждается, так это в праве самостоятельно управлять своими пенсионными накоплениями (или их частью, превышающей упомянутые «аннуитетные» 10 млн тенге).
В общем, надо смотреть, во что конкретное президентские слова выльются».
Итак, что мы имеем в сухом остатке? Крайне неровный , явно скомпонованный «на коленке» документ, подготовленный, как заметил еще один «солдат Фейсбука» Еркин Иргалиев, «исходя из необходимости… обозначить свой президентский статус до 9 сентября, когда утилизируются выборные документы по голосованию 9 июня; возможности повтора следующего послания уже в начале нового года по итогам свежего, текущего расклада политических сил в верхах и за границей; попытки ослабить соцаильную базу поддержки своих противников: в данном случае, крупного капитала, земельных латифундистов и квазигоссектора; поиска союзников среди МСБ и малоимущих граждан; перекладывания самых актуальных политических проблем в ведение НСОД».
Версия эта многое объясняет. В частности, не структурированность и тематическую скачкообразность выступления президента в онлайн-режиме.
Показательно и другое: комментируя выступление своего патрона по горячим следам, советник президента Ерлан Карин уверял журналистов, что текст Токаев писал сам, причем, начал сразу после выборов 9 июня.
Комментариев пока нет